Александр Прищепов
Анкара Москва
На фоне общемирового застоя и даже снижения производства черных металлов турецкая черная металлургия на протяжении последних десяти лет развивалась устойчивыми темпами. С 2,5 млн. т стали в 1980 году производство возросло до 12,7 млн. т в 1995 году. Это позволило стране занять пятнадцатое место в мире по выпуску черных металлов на душу населения. Вместе с тем, имея уровень производства-потребления в среднем около 150 кг на человека, Турция значительно отстает от промышленно развитых государств, где эта цифра достигает 300 400 кг.
Одновременно с ростом производства и потребления черных металлов, проходившим в условиях общей индустриализации Турции и оживления всей экономики, а также бурного развития строительного сектора, наблюдалось и увеличение сортамента черной металлургии. Этому в значительной степени способствовало привлечение государственных и частных инвестиций в производственную и строительную сферы. Именно они обусловили устойчивый рост потребления строительных металлоконструкций и арматуры.
Между избытком и дефицитом
Увеличение выпуска продукции черной металлургии сопровождалось структурными изменениями в отрасли. Доля производства стали в электропечах увеличилась с 1980 по 1995 год с 26 до 64 %. Таким образом, при общем росте производства за 15 лет в 4 раза продукция электропечей возросла в 10 раз и составила 7,4 млн т.
В 1995 году 36 % всей продукции турецкой черной металлургии было произведено на трех металлургических заводах полного цикла: Эреглийском, Искендерунском и Карабюкском. Причем Эреглийский металлургический завод в 1995 году занимал восьмое место среди крупнейших компаний Турции с общим объемом продаж 340 млн. долл. Около 30 % из них приходилось на экспорт. Искендерунский комбинат (12 тыс. занятых) находился на десятом месте в списке крупнейших корпораций. Он реализовал продукции на сумму 245 млн. долл. (доля экспортной продукции 35 %).
В последние годы наблюдается устойчивый рост потребления листового проката при одновременном сокращении спроса на заготовку и сортовой прокат. Вместе с тем исторически сложившаяся структурная несбалансированность производства черных металлов в Турции, где 84 % продукции приходится на конструкционный металл и лишь 16 % на листовую сталь, создает заметную диспропорцию между производством и потреблением. Так, при внутренних потребностях Турции в сортовом прокате в 4 4,5 млн. т его производится 10 млн. т. В то же время потребление листовой стали составляет 3,5 млн. т при производстве около 2 млн. т. Для ликвидации дефицита листового проката Турция ежегодно импортирует 1,5 млн. т этого вида металла и вынуждена изыскивать рынки для 5 6 млн. т избыточного сортового проката.
Росту экспорта турецкого металла в значительной степени способствовала программа, активно проводившаяся в жизнь с 1984 года и предусматривавшая различные формы поддержки предприятий-экспортеров. Отмена поощрительных мер в 1990 году нанесла серьезный удар по отрасли. Стоимость ее экспортной продукции с 1,6 млрд. долл. (12 % всего экспорта) за два года снизилась до 1,3 млрд. долл. (9 % экспорта).
Натиск с севера
В последние годы, несмотря на общий рост производства и, соответственно, экспорта, отрасли все же не удалось достичь стабильности. Находясь в зависимости от внешних поставок сырья, полуфабрикатов и особенно импорта готового металлопроката, турецкая черная металлургия вынуждена была прибегнуть к форсированному экспорту сортового проката, который наименее ликвиден на мировых рынках. Такая ситуация вынуждает предприятия обращаться к государственным дотациям, которые выделяются нерегулярно, что ведет к периодическому росту или падению экспорта черных металлов.
После снижения объема продаж в 1992 году экспорт в стоимостном выражении вырос в 1993 году до 2 млрд. долл., а в 1994 году составил 2,3 млрд. долл. В 1995 году вновь произошло его снижение на 4,4 % до 2,2 млрд. долл.
В отличие от подверженного конъюнктурным колебаниям экспорта импорт черных металлов в Турцию имел устойчивую тенденцию роста. В 1995 году он увеличился на 37,5 % и составил 3,9 млрд. долл. Одной из основных причин столь резкого роста импорта было вторжение на турецкий рынок дешевого металла из России и Украины, поставивших в Турцию 80 % всех импортных черных металлов. В течение последних лет из стран СНГ в Турцию благодаря преимуществам, предоставленным соглашениями о приграничной торговле, было ввезено 3,2 млн. т сортового проката, который и без того в избытке производится внутри страны. Крупные турецкие фирмы-импортеры черных металлов, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, не только заполнили рынок, но и создали запасы дешевой российской и украинской продукции, что привело к нарушению баланса спроса и предложения. В результате понесли ущерб не только средние фирмы-производители, но и такие металлургические гиганты, как Эреглийский завод, продукция которого из-за удорожания стоимости сырья вследствие резкого увеличения курса доллара по отношению к турецкой лире и удорожания стоимости сырья оказалась неконкурентоспособной по сравнению с привлекательным по цене металлом СНГ. В этой связи турецкие производители металла ставят вопрос о мерах по сдерживанию поставок черных металлов на турецкий рынок через их квотирование, стандартизацию, применение антидемпинговых процедур, а также выведение металлопродукции из привилегированного ассортимента товаров, предусмотренного соглашением о прибрежной и приграничной торговле.
21 января 1995 года Турция парафировала соглашение с Европейским Объединением угля и стали, которое после подписания и вступления в силу предусматривает постепенную отмену таможенных налогов, квот и других мер, препятствующих свободной торговле продукцией черной металлургии Турции и стран ЕС. Ожидается, что реализация этого соглашения будет способствовать формированию более рациональной структуры турецкой черной металлургии и общему оздоровлению отрасли. Соглашением предусматривается создание Совместного комитета ЕОУС-Турция, который будет рассматривать вопросы ущерба местным производителям от импорта. Кроме того, стороны обязуются принимать меры для недопущения в соответствии с правилами ВТО-ГАТТ антидемпинговой практики. Турции в течение первых пяти лет разрешается государственная поддержка отрасли в соответствии с утвержденными и согласованными с ЕС программами. Эта поддержка, однако, не должна направляться на увеличение выпуска горячепрофильной продукции и обусловливается рядом условий: соотношение общей суммы продаж и общего годового дохода интегрированных предприятий должно составлять 13 %, а неинтегрированных 10 %; соотношение цены и стоимости 2,5 %, уровень амортизации на интегрированных предприятиях не должен превышать 7 %, а неинтегрированных 5 %; в целях снижения уровня государственной поддержки заводам процентные ставки на интегрированных предприятиях не должны быть менее 5 %, а на неинтегрированных не менее 3,5 %; рост основного капитала должен быть не менее 1,5 %; прогнозы продаж должны составляться объективно и соответствовать реальным возможностям.
Приватизация по-турецки
Одной из наиболее острых проблем турецкой черной металлургии на протяжении многих лет остается финансирование. В 1995 году общая сумма инвестиций, которые предполагалось направить в 34 предприятия отрасли, составила 17 трлн. 140 млрд. лир (254 млн. долл.). Причем капитальные вложения в 12 совершенно новых проектов должны были превысить 8,6 трлн. лир (50 % всей суммы инвестиций).
Вместе с тем планы по капитальным вложениям хронически не выполняются, что сдерживает модернизацию старых и сооружение новых предприятий, оснащенных передовой технологией. Решение проблемы многие турецкие экономисты и предприниматели видят в приватизации находящихся в государственной собственности металлургических заводов. Показателен в этой связи пример старейшего в отрасли Карабюкского металлургического завода, который из-за убытков планировалось закрыть. После приватизации здесь приступили к модернизации технологических процессов, что позволило повысить производительность, снизить стоимость продукции и привлечь инвестиции.
В соответствии с утвержденным правительством протоколом о приватизации акции Карабюкского завода продавались только персоналу предприятия, членам местной торгово-промышленной палаты, сотрудникам карабюкских смежных предприятий и местным жителям. Протокол предусматривал также, что ни один из пайщиков не будет владеть более чем 1 % всех акций и в течение трех лет акции не будут именными. В результате продажи акций было получено 408 млрд. лир (95 млн. долл.). Акции распределились следующим образом: 51 % (группа А) оказались в руках работающих на заводе людей, 807 из которых стали совладельцами предприятия; 24,2 % (группа Б) акций приобрели 398 членов карабюкской торгово-промышленной палаты, 1,3 % акций (группа В) приобрели 293 работника смежных предприятий и 22,7 % (группа Г) было продано 6302 местным жителям. Таким образом, общее число владельцев акций составило 11800 человек.
Привлечение за счет приватизации финансовых средств позволило в том же году вложить 70 млн. долл. в оснащение прокатного производства передовой технологией. По расчетам руководства завода, амортизация вложенных средств с учетом удешевления себестоимости продукции не превысит двух лет.
Карабюкский металлургический завод, закончивший 1994 год с убытками в 6,8 трлн. лир (162 млн. долл.), за семь месяцев, прошедших после приватизации, в 1995 году получил прибыль в 320 млрд. лир (6,4 млн. долл.). Эти средства позволили предприятию сбалансировать финансовое положение на период ввода в эксплуатацию нового прокатного производства и значительно увеличить прибыль в последующем. Кроме того, в результате новой кадровой политики удалось наполовину сократить управленческий аппарат и стабилизировать оплату труда.
При этом, однако, нельзя не заметить, что процесс приватизации предприятия готовился в течение длительного времени, всесторонне обсуждался на различных этапах и неоднократно корректировался. Всего на подготовку Карабюкского завода к приватизации ушло более трех лет.
|