Людмила Дементьева
Заведующая отделом металла Государственного Исторического музея
Металлургия и металлообработка относительно поздние изобретения человечества. Однако мифологическое сознание древних выбрало верховным покровителем всех ремесел именно бога огня и кузнечного дела, великого "плавильщика металлов" Гефеста. Стихия этого бога разрушение и созидание. Он мастерски использует поглощающую силу огня: плавит металлы и создает новые вещи, в которых материализуется его причудливая фантазия. Труд хромого Гефеста грязен и тяжел, но в результате рождаются изысканные и изящные изделия. Вечную взаимосвязь уродливого и прекрасного древние греки объединили в брачном союзе неказистого Гефеста и красавицы Афродиты.
В пламени огня родился один из важнейших сплавов бронза. В Месопотамии еще в III тыс. до н. э. использовали технику бронзового литья. Античные греки, восприняв технологию литья от народов Ближнего Востока, довели это искусство до совершенства. Лишь мастера нового и новейшего времени смогли достичь технического равенства с ними.
Уникальные свойства бронзы позволяли использовать этот удивительный по своей пластичности материал для создания огромных статуй, предметов домашнего обихода и декоративных элементов, придающих особую торжественность и парадность жилому интерьеру.
Среди разнообразных коллекций отдела металла Государственного Исторического музея особое место занимает небольшое собрание мебельных бронзовых накладок XVIII XIX вв. Эти миниатюры позволяют судить о неисчерпаемых свойствах бронзового литья, а также о творческих возможностях, которые представляет этот материал настоящему художнику.
Бронзовый декор в предметах мебели использовался в разные времена, однако функция его всегда оставалась неизменной. Он являлся необходимым элементом общей композиции, расширял и усиливал основную идею произведения. Бронзовые украшения мебели, подчас абсолютно бесполезные с практической точки зрения, имели глубокий историко-художественный смысл, так как с их помощью создавалась целостная предметно-пространственная среда, определявшая стилистические особенности соответствующей эпохи.
Декоративные бронзовые накладки подчеркивали, связывали внешние композиционные линии. Большие плоскости предметов с 70-х гг. XVIII в. внимание мастеров стало привлекать красное дерево обрамлялись тонкими бронзовыми гирляндами цветов и лент. Многие изображения носили символический характер, смысл которого выходил далеко за границы конкретного изображения. Иногда лишь посвященный мог угадать в ажурной бронзовой гирлянде роз намек на то, что красота преходяща, что нет радости без печали, как цветов розы без иголок. Веселые дельфины, обвивающие хвостами маленькое замочное отверстие, означали спокойствие, надежду и безопасность. Преданные Апполону, они символизировали благополучие и довольство. Частый образ в декоре Купидон. Изображение Купидона, ловящего рыбу, таило в себе скрытую сентенцию любящих питает надежда.
XVIII в. век аллегорий и иносказаний. К его исходу ведущее место в декоре занимают символические изображения, основанные на мифологических сюжетах и античных мотивах. Бог Солнца Гелиос, в колеснице быстрых коней проходящий солнечный или зодиакальный путь, мог являться символическим образом стихийной силы, дарующей жизнь, аллегорией стремительного времени, бесконечного будущего. Вечным дуализмом всего сущего пронизан образ знаменитой богини охоты Артемиды, которая, согласно верованиям древних, находилась в тесной связи с Луной, посылавшей ночной тишине свой холодный свет. В греческой мифологии эта богиня юности одновременно являлась и богиней смерти, ибо стрелами, пущенными из золотого лука, она поражала больных и старых людей, чтобы род людской всегда оставался молодым.
С постоянной чередой времен года связывалось изображение Деметры богини плодородия и земледелия. Нашему современнику сложно разгадать, что означает образ прекрасной женщины, сидящей рядом с горделивым верблюдом. Это символ Азии, далекого Востока, в аллегорическом представлении европейцев.
Если Деметра символ лета недаром она часто изображалась со Львом зодиакальным знаком августа, то осень, пора сбора урожая связывалась с Дионисом или Вакхом, богом плодоносящих сил природы, виноградорства и виноделия. Этого бога обычно сопровождали вакханки, сатиры и силены образы, часто использовавшиеся в декоративных накладках. В обобщенном, отвлеченном виде они изображались в форме причудливых маскаронов.
Над созданием мебельных накладок работали крупнейшие бронзолитейные заведения. В конце XVIII начале XIX в. непревзойденным мастером изготовления бронзовых деталей мебели был знаменитый француз П. Ф. Томир. В его творчестве тончайшее мастерство прочеканки изделия, т. е. придания ему тех мельчайших нюансов, которые невозможно передать лепкой, сочеталось с высоким искусством золочения. Амальгамой золота и ртути покрывали поверхность предмета, который затем помещался в огонь. В пламени огня ртуть испарялась, а тончайшая пленка золота ложилась на всю поверхность.
П. Ф. Томир работал в тесном контакте с известным мастером-мебельщиком Жакобом Демальте, в мастерской которого создавались настоящие шедевры мебельного искусства.
Середину XIX в. по праву можно обозначить как начало второго периода освоения, изучения и осмысления античного времени. Новый классический стиль, порожденный археологическими раскопками древних Геркуланума и Помпеи, вновь обратился к вечному представлению о красоте, уравновешенности, проверенным пропорциям и эмоциональному спокойствию. Искусство и мифология античного мира возбуждали творческую энергию мастеров, предоставляли возможность интерпретировать наследие греков и римлян в соответствии со своими собственными замыслами.
Бронзовые украшения были модны и в более позднее время. Но на смену четким и легким, возвышенным образам приходят новые, полные откровенной чувственности и пышной помпезности.
К сожалению, в настоящее время высокое искусство бронзового мебельного декора остается практически невостребованным. В редких случаях современные дизайнеры пытаются воспроизвести изделия старых мастеров, однако их изделия весьма далеки от совершенства.
|