Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Евразия-2015 Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Нефть, газ, трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Международное обозрение
                         Экология Импэкс-металл Социальное партнерство Искусства и ремесла
                                  Metal Bulletin – специально для России
Экономика
№6' 2004 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

Государство и малый бизнес: взаимодействие и ответственность



Владимир Авдийский
Заведующий кафедрой Финансовой академии при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор
Евгений Ленский
Вице-президент Ассоциации финансово-промышленных групп России, кандидат экономических наук, профессор

А
ссоциация финансово-промышленных групп России и Финансовая академия при Правительстве РФ, разработав систему перераспределения сверхприбылей компаний в социальную сферу на взаимовыгодных для государства и бизнеса условиях, продолжают исследование партнерства крупного капитала и власти. Новый совместный проект «Роль и место крупных предпринимательских структур и их объединений в развитии малого и среднего бизнеса» определяет параметры общественного договора главных стратегических партнеров — государственных структур и ведущих российских компаний в такой сложной, социально и политически значимой области.
    В самом начале российских реформ закон о кооперации 1988 года ввел правовую основу понятия сильного среднего и малого бизнеса как залога экономического благополучия страны и важнейшего фактора, влияющего на экономический рост и подъем уровня благосостояния населения. В развитых странах на этот сектор приходится ведущая доля налоговых отчислений в бюджет, значительная часть валового внутреннего продукта, основное количество рабочих мест. В России ситуация иная: более половины ВВП создается крупными промышленными холдингами, а малые и средние предприятия до сих пор вынуждены бороться за свое существование.
    Основная причина столь однобокого развития в том, что государственная власть самоустранилась от регулирования экономики, хотя развитие малого бизнеса, да и не только его, номинально включено в число приоритетных задач. При этом совершенно очевидно, что отечественное малое и среднее предпринимательство с накопленным в нем человеческим потенциалом, запасом идей и инициатив, масштабам рынка, который предстоит освоить, может значительно ускорить рыночные преобразования и обеспечить достойные условия жизни для миллионов сограждан. Именно этот сектор способен уже в ближайшей перспективе создавать не менее половины национального продукта, резко снизив зависимость России от импорта и зарубежных поставщиков.
    Вместе с тем необходимо иметь в виду, что 2004—2005 годы являются рубежными в переходе России к экономике, интегрированной в европейский рынок. В процессе глобализации наибольшему давлению и трансформации подвергнутся локальные российские рынки, прежде всего сфера малого и среднего бизнеса. Ряд внутрироссийских реформ — реструктуризация электроэнергетики, либерализация цен на газ, а также возможное принятие некоторых условий вступления в ВТО, связанных с укреплением рубля, отказом от заградительных таможенных пошлин, дотирования производств — ухудшат климат отечественной бизнес-среды. Если наши предприятия не успеют адаптироваться к этому, раскрытие российского рынка приведет к росту дефицита своей продукции, а значит, к увеличению импорта. Выиграют только те предприятия, которые смогут интегрироваться в масштабные потоки товаров, рабочей силы, финансов, технологий, информации. В этих условиях адаптация отечественного бизнеса к новым реалиям становится вопросом защиты национальных интересов. Возрастает роль государственной власти как основного гаранта стабильности экономики, интересов всех граждан, в том числе предпринимателей.
    Развитый бизнес обеспечивает социальную стабильность, уверенность в завтрашнем дне, утраченные народом России в последние десятилетия. И промышленные группы, и отдельные предприниматели ждут не только снижения налоговой нагрузки, развития финансово-кредитной инфраструктуры, принятия закона о малом бизнесе, но и понимания государством их проблем. Крупный бизнес заинтересован в устранении преград на пути малого и среднего предпринимательства не меньше, чем сами эти люди. Формирование столь широкого слоя предпринимателей позволит в перспективе перейти от постоянно меняющихся по отношению к ведущим компаниям социальных требований власти к общегосударственной системе социальной защищенности с четко обозначенной ролью крупного бизнеса. Владея передовыми технологиями и современным менеджментом и являясь незаменимым ресурсом для формирования практических навыков ведения бизнеса у широких слоев населения, компании уже включают в свои социальные пакеты программы, направленные на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса.
    К примеру, группа СУАЛ начала в 2004 году реализацию такого рода трехлетней программы в регионах своего присутствия. В рамках первого этапа в г. Михайловске и Нижнесергинском районе Свердловской области проведено масштабное исследование, организованы «круглые столы» по проблемам развития малого бизнеса. Результаты показали, что наиболее весомыми причинами, препятствующими активному вовлечению людей в малый бизнес, являются, как и повсеместно в России, неразвитая инфраструктура поддержки: административные барьеры, отсутствие доступа к необходимым финансово-кредитным ресурсам и профессиональных навыков у предпринимателей. На втором этапе партнеры проекта, к числу которых относятся и органы местной власти, будут решать задачи по созданию правовой, финансовой и информационной инфраструктуры для поддержки и развития коммерческого сектора, повышения интереса к малому предпринимательству и увеличению числа рабочих мест. Одним из важнейших шагов станет создание муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, в задачу которых входит предоставление малым и средним предприятиям комплекса качественных бизнес-услуг, в том числе обучение, консультирование, доступ к информационным и финансовым ресурсам.
    Один из самых эффективных механизмов содействия развитию предпринимательства — интеграция малого и среднего бизнеса в деятельность крупного посредством контрактации, предусматривающей передачу на аутсорсинг работ по непроизводственным направлениям. Такая система реализована в ГМК «Норильский никель». Особо хочется подчеркнуть, что в этой компании малый и средний бизнес всегда рассматривался как составная часть единого бизнес-процесса, где четко распределены функции всех участников. Часть сопутствующих услуг, необходимых для производства, компания передает предприятиям-партнерам, оказывая им методическую и практическую помощь в адаптации к общему технологическому процессу. Такое гибкое взаимовыгодное партнерство позволяет максимально оптимизировать управленческие процессы в головной компании и ее сателлитах, открывает доступ младшим партнерам к современным технологиям, способствует появлению новых рабочих мест. Для повышения эффективности производства, снижения себестоимости продукции, роста ее конкурентоспособности широко практикуется апробация новых технологий с использованием малых и средних предприятий, которые обладают уникальной возможностью быстрого перевооружения производства и его переориентации с минимальными затратами. Другая форма сотрудничества — передача непрофильных производств и предоставление необходимых консультаций предприятиям, приобретающим эти активы.
    Накопленный опыт позволяет ведущим российским компаниям выступать с экономически выверенными стратегическими предложениями и проектами. Так, Ассоциацией финансово-промышленных групп России, ассоциацией «Деловой совет ЕврАзЭС» и Российско-Американским деловым клубом при участии некоторых руководителей крупного бизнеса, ученых и специалистов Финансовой академии, Института бизнеса и политики разработана концепция «ЕврАзЭС – ЕС: малый и средний бизнес». Ее отправная точка — общность проблематики при интеграции стран СНГ в европейское экономическое пространство, а цель — определение и защита интересов государств-членов ЕврАзЭс в процессе глобализации европейского и азиатского рынков. Реализация этой концепции предусматривает создание фонда развития малого и среднего бизнеса, его инфраструктуры, разработку согласованных программ развития при непосредственном участии крупных корпоративных структур, создание системы переподготовки кадров. По инициативе президента АФПГ России, председателя Координационного совета ассоциации «Деловой совет ЕврАзЭС», доктора технических наук, профессора О.Н. Сосковца началась подготовка к международному экономическому конгрессу «ЕврАзЭС — ЕС: малый и средний бизнес». Предполагается рассмотреть состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в странах-членах ЕврАзЭС, механизм реализации взаимных интересов, развитие интеграционных отношений.
    Систематизированный опыт российских корпораций в области содействия развитию малого и среднего бизнеса и рабочие материалы проекта «ЕврАзЭС — ЕС: малый и средний бизнес» легли в основу предложений по формированию общегосударственной концепции поощрения предпринимательской инициативы по следующим проблемам.
    В первую очередь необходимо разработать и реализовать комплексную целевую программу защиты малого и среднего бизнеса от любых противоправных посягательств, основанную на внедрении общегосударственной системы общественного контроля над деятельностью всех контролирующих органов. Главная задача — конкретно обозначить место и роль государства в становлении и развитии малого и среднего бизнеса. Основная, на наш взгляд, проблема в том, что действующая система отношений органов власти и предпринимателей порождает антагонизм, недоверие коммерческих структур к государству и официальным проводникам его политики. Трудно убедить предпринимателей, что власть искренне заинтересована в их процветании, когда ни один закон, регламентирующий деятельность правоохранительных органов, не обязывает защищать гарантированную конституцией частную собственность. А раз нет обязанности — нет соответствующих задач и функций. При этом все органы исполнительной власти — фискальные, правоохранительные, контролирующие имеют широкие права администрирования бизнеса, который не дифференцирован по экономическому статусу. В результате к слабым предприятиям нередко применяются завышенные требования, заведомо ведущие к разорению.
    Было бы ошибкой полагать, что речь идет об отмене основной части проверок. Вопрос заключается в их упорядочении, дифференциации с учетом экономического положения хозяйствующего субъекта. Важно создать систему гражданского контроля над деятельностью проверяющих организаций. Одной из его форм может стать «Журнал проверок хозяйствующего субъекта всех форм собственности», который должен являться документом строгой отчетности и выдаваться при постановке на налоговый учет. Должный эффект будет достигнут, если в регламенте этого журнала законодательно прописать, что всякая проверка, независимо от формы собственности субъекта, может вестись только с соблюдением ряда условий. Чиновник любой ведомственной принадлежности обязан указать в журнале данные служебного удостоверения, цель прихода, вопросы и предмет проверки, номер предписания и данные о направившей организации, а также перечень истребованных документов и результаты проверки. В порядке надзора прокуратура могла бы периодически проверять эти журналы и давать правовую оценку действиям чиновников. Такая форма контроля повысит ответственность сторон и станет одной из действенных мер в борьбе с коррупцией. К слову сказать, это предложение, внесенное еще в 2000 году, реализовано с некоторыми изменениями в ряде регионов, но в силу локальности не принесло пока ощутимого результата по стране.
    В рамках программы обеспечения защиты малого и среднего предпринимательства необходимо в корне пересмотреть и концепцию взаимоотношений органов государственной власти с субъектами рыночной экономики, приведя их в строгое соответствие конституционным требованиям, в короткие сроки принять радикальные меры по сокращению числа органов власти, занимающихся вопросами регулирования малого и среднего бизнеса. Несмотря на принимаемые правительством меры, в ряде министерств и ведомств по-прежнему продолжает иметь место параллелизм в работе, прежде всего, в части администрирования субъектов рыночных отношений.
    В современной экономике правоохранительная система обязана нести двоякую функциональную нагрузку: обеспечивать защиту частной собственности, не допуская разорения предприятий противоправным воздействием, и разделять с Минфином ответственность за пополнение казны. Это означает, что правоохранительная деятельность должна быть направлена и на борьбу с теневой экономикой, посредством которой огромные финансы ежегодно выводятся из-под контроля, и на не менее активную работу по своевременному выявлению и пресечению фактов, приводящих к разорению налогоплательщиков. В этой связи логично, если департамент по экономической безопасности МВД будет осуществлять фискальные функции, касающиеся субъектов рыночных отношений, во взаимодействии с Минфином и под его руководством. Это позволит исключить параллелизм в работе ведомств, призванных обеспечить своевременное пополнение бюджетов всех уровней, сделать администрирование хозяйствующих субъектов более эффективным, целенаправленным и менее затратным. Значимую выгоду получат и предприниматели.
    Необходимо создать единую общегосударственную систему поддержки малого и среднего предпринимательства и через соответствующие центры обеспечить ей сквозную координацию на уровнях центральная власть — регионы — районы. Основной задачей таких центров должна быть разработка и реализация мер по обеспечению развития малого и среднего бизнеса с учетом особенностей региона, оказание предпринимателям финансовой и консультационной помощи, проведение целенаправленной работы по созданию для предприятий нормальных условий интеграции в экономику. Для этого на каждом уровне необходимо создавать банки данных о значимых инвестиционных проектах, вести сопутствующее информационное сопровождение.
    Экономико-правовой анализ показывает, что для позитивного решения вопросов финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса приоритет должен отдаваться не прямым, а косвенным мерам — предоставлению государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства, льготное налогообложение, включение в дополнительный оборот бюджетов всех уровней. Одним из направлений деятельности центров может стать также целенаправленная работа, связанная с получением госзаказов, например, на производство продукции для Госкомрезерва, армии, сферы образования, здравоохранения и т.д. Скажем, государство ежегодно выделяет большие средства на «северный завоз». Расчеты показывают, что приближение производства такой продукции к реальному потребителю позволит значительно сократить транспортные расходы и за счет снижения цен на товары увеличить объемы закупок. Такая форма вовлечения бюджетных средств позволяет оказать целевую финансовую поддержку малого предпринимательства, причем, что очень важно, в отдаленных районах страны. Возможности такой дополнительной поддержки у государства огромны, нужно лишь переориентировать средства в нужном направлении.
    Важно также продолжить совершенствование налогового законодательства на основе критериев качественной экономической оценки объектов малого и среднего бизнеса, разработать дифференцированные налоговые формы с учетом отраслевой принадлежности и реального потенциала субъекта малого предпринимательства. Одним из главных направлений этого блока является, прежде всего, оперативное принятие мер адаптации законов, регламентирующих деятельность малого и среднего предпринимательства к общепринятым международным стандартам.
    Наиболее перспективным направлением развития малого и среднего предпринимательства в условиях экономической интеграции является широкое использование прежних производственно-экономических связей, которые сформировались еще в союзном государстве и в силу объективных причин продолжают действовать, хотя и в ограниченной форме — из-за отсутствия единой политики стран ЕвраАзЭС.
    У Ассоциации финансово-промышленных групп России накоплен опыт работы с крупными корпоративными структурами, обладающими высоким потенциалом, способностью вести перспективные разработки, обеспечивать благоприятный инвестиционный климат, благодаря чему ассоциация готова принять самое активное участие в реализации проекта «ЕврАзЭС — ЕС: малый и средний бизнес». Разработчики уверены, что важнейшую роль в нем может сыграть представительство АФПГ России в Европе, работающее в Брюсселе уже более пяти лет. Однако новые задачи требуют и нового статуса этой структуры. Очевидно, что без помощи и поддержки соответствующих федеральных органов трудно будет решить вопрос о придании представительству официального статуса при структуре ЕС.
    Разработчики рассчитывают на поддержку этого проекта со стороны государственных органов, учитывая неоднократные замечания Президента России В.В. Путина о том, что складывающаяся ситуация требует от отечественного бизнеса и других негосударственных структур по-новому взглянуть на проблему защиты своих жизненных интересов в контексте отношений с Евросоюзом. По мнению президента, необходимо открывать собственные представительства в «столице Европы», активизировать присутствие на информационном рынке Брюсселя, связать Россию и Европу множеством неформальных нитей, создав функциональную сетку будущей интеграции.
    Руководитель рассматриваемого проекта О.Н. Сосковец проинформировал о сути концепции «ЕврАзЭС — ЕС: малый и средний бизнес» Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова, который отнесся к идее, как к заслуживающей внимания и поддержки. Аналогичная заинтересованность проявлена и в секретариате Евразийского экономического сообщества. Ассоциация финансово-промышленных групп и Финансовая академия при Правительстве РФ приглашают всех заинтересованных в разработке и реализации концепции «ЕврАзЭС — ЕС: малый и средний бизнес» принять участие в решении этой важнейшей задачи. Лейтмотив нашего проекта: реальное взаимодействие, взаимная ответственность, подъем экономики и рост благосостояния России!
    Справка
    Ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС» создана в апреле 2002 года в рамках Евразийского экономического сообщества, чтобы придать новый импульс интеграционным процессам в реальном секторе экономики. Естественный ход развития ЕврАзЭС привел к пониманию того, что для реализации обширных наработок в законодательно-правовой области межгосударственного сотрудничества необходимо активно подключать потенциал деловых кругов государств «пятерки». Соответствующая инициатива секретариата Евразийского экономического сообщества о создании Ассоциации «Деловой Совет ЕврАзЭС» с одобрения глав входящих в ЕврАзЭС государств была воплощена в жизнь. Учредители ассоциации — Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация финансово-промышленных групп России. В Координационный совет ассоциации входят представители всех государств-членов ЕврАзЭС. 

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение