Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Евразия-2015 Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Нефть, газ, трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Международное обозрение
                         Экология Импэкс-металл Социальное партнерство Искусства и ремесла
                                  Metal Bulletin – специально для России
Импэкс-металл
№6' 2004 версия для печати

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ДИКТУЕТ ПРАВИЛА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
О СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ МЕТАЛЛУРГИИ



Дмитрий Тарасов
Заместитель генерального директора Оскольского электрометаллургического комбината

-
Дмитрий Владимирович, каковы сегодня, по Вашему мнению, главные тенденции развития мировой торговли?
    — В двух словах охарактеризовать столь сложное и многофакторное явление как мировая торговля, конечно, невозможно. Позволю себе остановиться на самых, с моей точки зрения, важных аспектах. Поскольку российские металлургические компании являются частью глобального рынка, мы не можем игнорировать события в международной торговле, так как они в итоге оказывают влияние на условия конкуренции, отражаются на нашей прибыли и в конечном итоге определяют развитие экономики страны. Решения, которые принимаются в рамках Европейского союза, ВТО, Организации экономического сотрудничества и развития, непосредственно затрагивают наши интересы. Поэтому мы должны делать все возможное, чтобы влиять на механизмы принятия таких решений, чтобы наш голос был услышан.
    В условиях глобализации все более острой и многоплановой становится конкуренция в области международной торговли продукцией из стали. Для нас важнейшее значение имеет, прежде всего, гарантированный доступ на внешние рынки. Те проблемы, которые не удается решить на глобальном уровне, все чаще находят это решение в рамках региональной интеграции, которая является типичной чертой современной глобальной экономики. Региональные экономические группировки выступают одновременно и как проявление более широкого процесса глобализации, и как инструмент защиты от ее неблагоприятных последствий. Эти объединения — я имею в виду зоны свободной торговли и таможенные союзы — в настоящее время оказывают значительное воздействие на условия международной конкуренции, в частности, в торговле товарами, включая продукцию из стали. Наиболее «продвинутыми» региональными группировками являются ЕС-25 и Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (США, Канада и Мексика). Они объединяют наиболее развитые страны мира. Интенсивно идет процесс региональной интеграции в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР). Более того, в настоящее время ведутся переговоры о создании Американской зоны свободной торговли, которая объединит государства Северной и Южной Америки. Весьма возможно в перспективе создание Трансатлантической зоны свободной торговли между ЕС и НАФТА, с участием государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
    Как известно, между Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией также подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства. На первом этапе интеграции планируется создание зоны свободной торговли. Но это возможно только в том случае, если наши торговые отношения будут строиться исключительно на принципах добросовестной конкуренции в соответствии с нормами международного права. Мировой опыт региональной интеграции наглядно свидетельствует о том, что она может быть эффективной только в том случае, если учитывает национальные экономические интересы всех участников, когда не наносится ущерб партнерам, все осознают необходимость соблюдать определенные правила. Только в этом случае мы сумеем создать эффективную региональную группировку. Невозможно сразу отменить все барьеры и объединиться. Это приведет к непоправимым последствиям. Эталонной моделью региональной интеграции является Европейский союз. Соглашение о создании общего рынка было подписано в 1957 году, а создание было завершено в 1993 году. Европейская интеграция носила плавный поэтапный характер, учитывала интересы всех государств-членов. Именно благодаря этому ЕС добился таких блестящих результатов.
    Думаю, что перспектива вступления России в Европейский союз достаточно призрачна. Поэтому мы должны объединить наш потенциал и усилия во имя достижения общих целей. Нам необходимо как полноправное членство во Всемирной торговой организации, так и участие в эффективной региональной группировке, которой может стать Единое экономическое пространство.
    — Каковы перспективы поставок российской стали в рамках последних соглашений с ЕС?
    — Этот вопрос остается весьма болезненным для России. Сам факт существования этих соглашений у многих вызывает недоумение, не ясны экономические и юридические предпосылки, которые легли в их основу. Несмотря на то, что, к примеру, Европейский союз постоянно декларирует приверженность принципам либерализации торговли и заявляет о готовности вести переговоры о расширении доступа на свой рынок товаров из третьих стран, российские металлургические компании хорошо знают, что на практике все обстоит не совсем так. Достаточно упомянуть, что с 1 мая 2004 года в связи с расширением ЕС меры торговой защиты, действовавшие на территории 15 государств, автоматически распространились на 10 новых стран-членов. Хотя нет никаких доказательств, что продукция, на которую были введены антидемпинговые пошлины в ЕС-15, наносит ущерб экономикам новых стран-членов Союза. В результате для некоторых видов российской продукции из стали рынок 25 европейских стран оказался полностью закрыт.
    Однако до тех пор пока Россия не является членом ВТО, соглашения с ЕС нам необходимы по многим причинам. Например, не являясь членом ВТО, мы не сможем оспорить введение антидемпинговых пошлин. Российские металлургические компании хорошо знают, что представляет собой антидемпинговое расследование: у Европейской комиссии практически всегда есть возможность доказать наличие демпинга, так как нюансы методологии расчета практически в любой ситуации зависят от того или иного подхода ЕК.
    — Каковы главные особенности современного мирового рынка металлопродукции? В чем, по вашему мнению, заключаются основные проблемы нашей страны на этом рынке?
    — Глубоко убежден в том, что условия конкуренции на рынке черной металлургии будут становиться все более жесткими, а конкуренция между производителями — все более острой. В первую очередь, это будет вызвано тем, что такой инструмент международной торговли, как таможенно-тарифное регулирование, постепенно теряет свое значение. Подавляющее большинство стран-производителей стальной продукции являются членами ВТО, их тарифные ставки связаны, и в одностороннем порядке никто не вправе поднимать уровень импортных тарифов для ограничения конкуренции со стороны иностранных поставщиков товаров. Это можно было делать 10—20 лет назад. Сейчас это будет рассматриваться как грубейшее нарушение правил игры. Кроме того, в результате либерализации международной торговли таможенные пошлины больше не являются ключевым фактором, влияющим на условия конкуренции. Как показала практика, теперь более актуальной является проблема гарантированного доступа на внешние рынки.
    Все большее значение придается более изощренным, нежели таможенные пошлины, инструментам регулирования международной торговли в форме нетарифных барьеров. Обоснованием введения такого рода барьеров является борьба с нарушением правил конкуренции — «выравнивание игровой площадки», как это иногда называют наши европейские и американские оппоненты, в целях обеспечения равных условий конкуренции. В настоящее время тенденция «выравнивания игровой площадки», на мой взгляд, крайне опасна, так как направлена против таких стран, как Россия, Украина, Китай и еще целый ряд крупных развивающихся. Наведение глянца на условия конкуренции грозит нивелировать конкурентные преимущества не только отдельных компаний, но и целых государств. В частности, большой поддержкой в ряде западных стран, включая ЕС, США и Канаду, пользуется зарождающаяся концепция так называемого социального и экологического демпинга. В частности, много лет Европейский союз и США пытаются включить в повестку переговоров в рамках ГАТТ, а затем ВТО вопросы соблюдения пресловутых прав человека, в том числе трудовых, и защиты окружающей среды.
    Не отрицая в целом важность этих моментов, хочу отметить, что истинные мотивы инициатив направлены на ограничение российской металлоторговли на мировом рынке. В частности, нашим оппонентам не дают покоя издержки производства на отечественных предприятиях, которые пока обеспечивают нам определенные конкурентные преимущества. Исторически сложилось так, что российские производители продукции из стали имеют такие естественные преимущества, как относительно низкие цены на энергоносители, регулируемые правительством, сравнительно низкий уровень заработной платы, затраты на экологию и т.д. Это вовсе не значит, что мы не уважаем права человека и не проводим природоохранные мероприятия. Просто так уж сложилось. Понятно, что такая ситуация беспокоит конкурентов на внешних рынках, которые рассматривают естественные преимущества как недобросовестные — исключительно на том основании, что наши издержки значительно ниже соответствующих затрат европейских производителей. Поэтому ЕС и США рассматривают это как нарушение правил свободной конкуренции и предлагают включить в соглашения по ВТО положения, связывающие трудовые и экологические стандарты с ограничениями на поставки металлопродукции, вплоть до полного запрета.
    Аналогичные процедуры предлагаются в области соблюдения условий по технике безопасности и охране труда. Главная цель всего этого — ограничить конкурентоспособность российской продукции. Что нельзя с помощью пошлин, может быть сделано посредством нетарифных барьеров, завуалированных высокими словами об экологии и правах человека. Эта проблема может реально затронуть наши интересы уже в недалекой перспективе. Кстати, ведь и мы в конце концов не требуем снизить на порядок зарплату американских и европейских рабочих. Представляю при этом реакцию, например, американских стальных профсоюзов. Но если мы согласимся с предложенными процедурами, нам понадобится еще как минимум 5 лет, чтобы приспособиться к новым требованиям. Поэтому я убежден, что мы не можем просто ждать, когда нас поставят перед фактом изменения правил международной торговли, будут навязывать невыгодные, ущемляющие наши интересы нормы поведения на международных рынках.
    — Вы полагаете, что вступление в ВТО обезопасит Россию от подобных перспектив?
    — Уверяю вас: даже участие во Всемирной торговой организации не является гарантией того, что так не произойдет. Однако в настоящее время ВТО нет альтернативы, это самая авторитетная организация в области международной торговли. Ее процедура разрешения споров наиболее эффективна. Так что России необходимо полноправное членство в ВТО. Это предоставит нам возможность непосредственно участвовать в многосторонних торговых переговорах, влиять на формирование новых правил международной торговли. Экономический потенциал позволит эффективно защищать наши национальные интересы и блокировать решение тех вопросов, которые препятствуют их достижению. Мир вступил в эпоху безостановочных переговоров в области торгово-экономического сотрудничества. Значительно возросла дипломатическая составляющая конкурентоспособности государств.
    Мы должны включать интересующие нас вопросы в повестки международных переговоров, создавать альянсы, выдвигать новые идеи. При этом важно занять более принципиальную и последовательную позицию в вопросах защиты своих интересов. Определяющим фактором экспорта должна быть экономика свободного, цивилизованного рынка, которая предполагает поставки продукции на внешние рынки на условиях добросовестной конкуренции. Если же мы нарушаем правила международной торговли, то надо быть готовыми к тому, что против нашего экспорта будут инициированы антидемпинговые компенсационные расследования. Не надо думать, что после нашего вступления в ВТО ситуация коренным образом изменится. Безусловно, мы получим определенные преимущества, например, доступ в орган по разрешению споров, будем вести переговоры об улучшении условий выхода на экспортные рынки, снижении тарифов, т.е. будем участвовать в выработке правил международной торговли. Все это крайне важно. Но полноправное участие не ВТО не является гарантией того, что мы вмиг станем неуязвимыми перед антидемпинговыми и компенсационными мерами. В условиях жесткой конкуренции потеря рынка — очень болезненная проблема, и надо делать все возможное, чтобы не допустить этого.
    Глубоко убежден, что конкурентоспособность за счет низких издержек является не самой успешной стратегией. Необходимо обеспечивать конкурентоспособность нашей продукции путем производства прогрессивных, высококачественных видов продукции с высокой добавленной стоимостью, за счет установления и освоения более высоких стандартов. При этом в соответствии с общепринятой концепцией устойчивого мирового развития необходим баланс между экономическим развитием, защитой окружающей среды и достижением социальных целей. Руководство любой крупной российской компании, которая заботится о будущем, должно понимать, что это — единственно правильный путь, несмотря на необходимость инвестирования значительных средств. В противном случае через 10—15 лет наша продукция будет полностью вытеснена с ведущих мировых рынков.
    — Вы считаете, что экологические программы российских предприятий не в полной мере соответствуют международным требованиям?
    — Я уже говорил о том, что вопросы экологии и социальных прав человека могут стать причиной введения протекционистских мер против нашей продукции. Убежден, что в ближайшие 5—10 лет мы должны сделать все возможное, чтобы не допустить такого развития событий. Мы обязаны перестроиться, установить высокие стандарты в области экологии, неуклонно соблюдать трудовые права. Это должно стать нашей долгосрочной стратегией, другого не дано. Металлургические компании России должны позаботиться о долгосрочных перспективах своих позиций на мировых рынках, о создании новых рынков сбыта.
    — Что необходимо для повышения конкурентоспособности продукции отечественной металлургии?
    — Усилия российских металлургов должны быть направлены на укрепление своих конкурентных преимуществ и повышение рентабельности производимой продукции. Наибольшего внимания, на мой взгляд, заслуживают следующие меры.
    Во-первых, в структуре экспорта необходимо увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью.
    Во-вторых, мы должны стимулировать внедрение передовых технологий, совершенствование производственной базы, повышение качества и расширение сортамента выплавляемых марок стали для роста уровня конкурентоспособности и диверсификации выпускаемой продукции. Это позволит избежать негативных последствий введения ограничительных мер в отношении какой-либо одной группы производимой продукции.
    В-третьих, металлургические компании совместно с правительственными органами необходимо выработать механизм, технологию быстрых, эффективных ответных действий, включая, противодействие торговым ограничениям, вводимым на продукцию черной металлургии в протекционистских целях. Это полностью соответствует нормам международного права. Введение ответных мер — право любого суверенного государства.
    В-четвертых, мы должны стремиться к более высоким экологическим и социальным стандартам, что позволит в перспективе создать новые конкурентные преимущества, удержать позиции на ведущих рынках мира.
    В-пятых, основным для нас должен стать принцип добросовестной конкуренции. Мы обязаны заботиться о долгосрочных перспективах поставок продукции на экспортные рынки.
    И, безусловно, необходимо всеми законными способами отстаивать свои права на ведение внешнеэкономической деятельности на условиях, отвечающих нашим интересам.
    Д.В. Тарасов окончил Московский институт стали и сплавов (1985 г.). Работал в металлургической промышленности на различных должностях, занимался разработкой и реализацией инвестиционных проектов реконструкции технологических переделов предприятий. В настоящее время является заместителем генерального директора по торгово-промышленной политике холдинга «Газметаллпроект», заместителем генерального директора по стратегии и перспективному развитию ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат». Представляет комбинат в Комитете по стали ОЭСР. Является членом Экспертного совета по металлургии и горному делу Госдумы РФ, членом правления Союза экспортеров металлопродукции РФ, членом Координационного совета по горно-металлургическому комплексу при Администрации Президента РФ, заместителем Председателя комитета по металлургии ТПП РФ. Кандидат технических наук, автор более 10 публикаций по вопросам развития металлургического комплекса. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение