|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№6' 2004 |
версия для печати
|
КОРПОРАЦИЯ БЕЗ ОПАСНОСТИ |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ БИЗНЕСА |
Елена Лебедева
Директор департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОАО «СУАЛ-Холдинг»
Елена Сергеевна, в чем заключаются особенности политики компании «СУАЛ-Холдинг» в области экологии и промышленной безопасности в условиях рынка?
Экологическая политика компании базируется на общеизвестных принципах устойчивого развития, которые всемирно признаны как определяющие для обеспечения успешного функционирования бизнеса, повышения его привлекательности для инвесторов и потребителей металлопродукции. Необходимость устойчивого развития определяет стремление Группы СУАЛ к сбалансированному решению экологических и социальных проблем при экономически эффективном росте. Главной целью стратегического развития является создание в перспективе компании мирового уровня. Поэтому руководство холдинга рассматривает природоохранную деятельность как важнейшую составляющую бизнеса вообще и производственного процесса в частности. Исходя из этого, компания стремится к внедрению и совершенствованию современных технологий и оборудования для снижения антропогенного воздействия, охраны окружающей среды на всех этапах производственного цикла.
Что касается особенностей собственно экологической политики Группы СУАЛ, то здесь можно выделить два важных момента, связанных с организационной структурой компании, с технологиями, размещением и возрастом предприятий.
Во-первых, наш бизнес базируется на динамичном и сбалансированном развитии всего металлургического цикла от добычи сырья до производства глинозема, первичного алюминия и продукции глубокого передела. При этом производство полностью располагается на территории России.
Во-вторых, предприятия, входящие в холдинг, были построены в основном в 4050-х годах прошлого века, а в то время, как известно, задачи скорейшего наращивания производства зачастую отодвигали осуществление экологических мероприятий на второй план. Разумеется, впоследствии предприятия были оснащены необходимым очистным оборудованием, но оно нуждается в постоянной модернизации, так как в настоящее время экологические нормативы в России чрезвычайно жесткие, зачастую на порядок более жесткие, чем за рубежом.
Именно поэтому наша компания на протяжении всех 8 лет своего существования, проводя политику модернизации существующего производственного оборудования, осуществляет при этом строительство новых газоочистных установок и других природоохранных объектов с целью повышения экологической безопасности производства и оздоровления экологической обстановки в регионах. В результате за 19912003 годы удалось снизить удельные выбросы в атмосферу от предприятий компании на 41 % при росте производства на 22 %. В целом сократились и валовые выбросы в атмосферу всех вредных компонентов: пыли, твердых фторидов, фтористого водорода, диоксида серы, бенз-а-пирена и др.
В чем состоят главные задачи работы департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности «СУАЛ-Холдинга»?
Департамент экологии, охраны труда и промышленной безопасности был образован в декабре 2003 года. Он осуществляет координацию и методическое руководство в области экологической и промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды на предприятиях Группы СУАЛ, формирование краткосрочных и долгосрочных планов в указанных областях, подготовку и согласование инвестиционных программ и проектов с целью постоянного снижения техногенного воздействия на окружающую среду. Департаментом уже выполнена значительная работа по этим направлениям. Важнейшей задачей департамента является обоснование внедрения и использования прогрессивных технологий и современного оборудования на всех этапах производственного цикла.
Существует ли перспективная программа решения экологических проблем предприятий «СУАЛ-Холдинга»? Какое место экологические вопросы занимают в комплексных планах развития и инвестиционных программах компании?
В развитие приоритетных направлений корпоративной экологической программы «СУАЛ-Холдинга» разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) «Модернизация действующего электролизного производства предприятий ОАО «СУАЛ» на период с 2005 по 2009 годы с целью сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу», в котором одновременно рассмотрены мероприятия по модернизации водопользования и обращения с отходами. При этом предусмотрены следующие технические решения:
строительство и модернизация газоочистных сооружений с современными технологиями;
внедрение современной технологии «сухого» анода;
поэтапный переход на предварительно обожженные аноды;
оснащение электролизеров системой автоматического питания глинозема;
внедрение автоматических систем управления технологическими процессами (АСУТП);
увеличение использования и утилизации отходов производства, снижение их накопления;
оптимизация системы водообеспечения, внедрение оборотной системы водоснабжения, а также ряд других.
Как видите, проблемы экологии неразрывно связаны с вопросами внедрения современных технологий. Как правило, все технологические новинки имеют целью не только экономическую выгоду, но и конкретный природоохранный эффект. В результате реализации мероприятий, предусмотренных ТЭО, валовые выбросы семью алюминиевыми заводами основных загрязняющих веществ в атмосферу сократятся в среднем в 3 раза, в том числе выбросы Уральского алюминиевого завода почти в 6 раз, Богословского в 3,5 раза.
Кроме того, в качестве одной из основных задач предусматривается внедрение передовых научных разработок и технологий с целью поэтапного сокращения удельного потребления природных ресурсов, материалов и энергии при максимально возможном выпуске продукции. Это позволит, в частности, снизить энергозатраты и увеличить коэффициент использования сырья.
Каков объем финансирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий компании «СУАЛ-Холдинг»?
В современном производстве проведение экологических мероприятий, как правило, связано с весьма значительными затратами, что подчеркивает значимость этого фактора в экономике. Так, реализация намеченных мероприятий в рамках упомянутого ТЭО потребует свыше 10 млрд рублей. Хочу подчеркнуть, что выделить экологические затраты в чистом виде не представляется возможным. Эти инвестиции неразрывно связаны с общими затратами на модернизацию производства.
При реализации каких конкретных проектов решение экологических проблем можно считать наиболее удачным?
Прежде всего следует выделить ввод в эксплуатацию в 2002 году на Кандалакшском алюминиевом заводе первой очереди современных сооружений для очистки электролизных газов. По объему улавливаемых веществ эта установка «сухой» газоочистки является крупнейшей в России и других странах СНГ для электролизеров с боковым токоподводом и самообжигающимися анодами. В 2005 году планируется ввести в эксплуатацию вторую очередь газоочистки.
На Уральском алюминиевом заводе в дополнение к ранее введенной установке «сухой» газоочистки в 2003 году пущен на полную мощность второй блок для очистки электролизных газов в серии с обожженными анодами.
На Богословском алюминиевом заводе в 2004 году сдана в эксплуатацию установка «сухой» газоочистки, позволяющая повысить степень улавливания основных загрязняющих веществ до 99,699,8 %. Кроме того, на БАЗе выполнены работы по капитальному ремонту скрубберов и ремонту механизмов глиноземного передела, а на УАЗе осуществлен комплекс мероприятий по расширению использования крупнозернистого глинозема и герметизации перевозки глинозема.
Стоит отметить также ввод на Иркутском алюминиевом заводе в 2003 году системы оборотного водоснабжения. Кстати, подобные системы мы планируем в ближайшее время внедрить и на других заводах холдинга.
Наши предприятия находятся в различных географических условиях, и это порождает разные по характеру сложности в решении экологических проблем. Например, для предприятий Северо-Западного региона актуальны вопросы, связанные с неглубоким залеганием водоносных горизонтов. Кроме того, близость к западной границе обуславливает приоритетность выполнения обязательств в рамках Конвенции о трансграничных переносах, участником которой является Российская Федерация. Очевидно, что здесь уровень требований может быть более жестким. Подобные сложности возникают для наших предприятий в Иркутской области, где действует специальное байкальское природоохранное законодательство, учитывающее уникальную специфику этого региона. Это, конечно, порождает дополнительные требования к нашей экологической политике.
Напомню, что в 1995 году введен в действие закон «Об экологической экспертизе». Согласно этому закону в качестве предварительной процедуры государственной экспертизы для вновь строящихся объектов предусмотрено проведение обсуждения проекта с общественностью региона или общественная экологическая экспертиза. Без этого органы, ответственные за проведение государственной экологической экспертизы, не примут документы на рассмотрение. СУАЛ твердо придерживается этих правил, независимо от того, в каком регионе мы реализуем наши проекты.
Каковы подходы компании к решению проблемы отходов, в частности накопления и утилизации шламов?
Проблема отходов является одной из наиболее острых в современном алюминиевом производстве. Ее решение в основном связано с внедрением прогрессивных малоотходных технологий, а также с увеличением объемов утилизации и переработки отходов и их использования в производственном процессе. Так, например, переход на обожженные аноды позволит исключить образование угольной пены и, соответственно, сократить объем ее хвостов флотации. При этом новые виды отходов при использовании обожженных анодов могут перерабатываться либо на собственном предприятии, либо продаваться для той же цели на сторону. Связанные с нами научные учреждения, например, СибВАМИ, ведут работу в области реализации отходов путем их переработки в продукты, которые могут быть востребованы рынком.
Как соотносится уровень решения экологических проблем на предприятиях СУАЛа с международными требованиями?
Большинство предприятий холдинга имеет сертификат качества ISO 9000, на всех предприятиях в соответствии с российскими нормативными требованиями функционируют системы управления промышленной и экологической безопасностью и охраной труда. С целью повышения эффективности системы управления осуществляется ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами ISO 14000 и OHSAS 18000 с последующей сертификацией. Кроме того, компания «СУАЛ-Холдинг» является участником Международного института алюминия, в том числе рабочих групп по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны труда, здоровья персонала и населения.
Наши предприятия работают сегодня достаточно устойчиво. Что касается проблем экологии, то замечу, что, к сожалению, эти вопросы нередко освещаются некорректно по разным причинам. Например, по поводу заявлений в СМИ, что алюминиевые заводы выбрасывают в большом количестве бенз-а-пирен, могу сказать, что концентрация этих веществ в воздухе на территории заводских площадок ниже, чем, скажем, на перекрестках автомобильных дорог крупных городов в часы пик.
Конечно, это не означает, что мы не должны бороться за снижение таких выбросов.
Ваша оценка роли государства в формировании экологической политики крупных промышленных компаний? Что, на ваш взгляд, препятствует решению экологических проблем российской цветной металлургии вообще и алюминиевого производства в частности?
Основным средством государственного регулирования природоохранной деятельности является устанавливаемая на федеральном уровне законодательная нормативная база и контроль за ее выполнением.
Я уже говорила, что российские экологические нормы более жесткие, чем в других странах. Особенности наших действующих природоохранных нормативов заключаются в том, что они предполагают необходимость сохранения окружающей среды практически на уровне естественного фона, что количественно выражается в виде предельно допустимых концентраций конкретных веществ ПДК. Иными словами, наши природоохранные нормативы исходят из такого сценария, когда отсутствует не только вредное производство, но вообще любое производство. Потому-то они в большинстве своем трудно достижимы при современном уровне технологии, то есть, по сути, с технологией не связаны. На практике же предприятия работают по различным временным, согласованным с природоохранными органами нормам, при условии, что предприятие выполняет программу мер по снижению выбросов.
Во всем мире экологическое нормирование производится исходя из возможностей существующих технологий и выражается в количестве сбросов или выбросов вредных веществ на единицу выпускаемой продукции. Поэтому и нормативы реальны, и у компаний есть возможность обеспечить их выполнение. Считаю, что наше государство должно провести работу по гармонизации национального экологического законодательства с международным и установить реальные нормативы с учетом применяемых технологий. Нетрудно представить, что недостаточность и несовершенство соответствующей законодательной базы может сыграть негативную роль при рассмотрении вопроса о вступлении России в ВТО. И, конечно, может тормозить развитие бизнеса.
В настоящее время подготовлен проект Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», который должен стать экономической основой природоохранного регулирования. Последний вариант этого законопроекта, подготовленный профильным комитетом Государственной Думы Российской Федерации, предусматривает возможность использования природоохранных платежей целевым назначением на самом предприятии для реализации конкретных природоохранных проектов. Это будет реальным стимулом и возможностью для производителей снижать отрицательное воздействие на окружающую среду. Что же касается корпоративных технических нормативов, то возможность решения этих вопросов компании уже получили в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
ОАО «СУАЛ-Холдинг» принимает участие в законотворческом процессе через комитеты Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей, а также в совместной с представителями металлургического комплекса разработке проектов различных нормативных документов в области технического регулирования.
Беседу вел Юрий Адно
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|