Истекший год стал для Узбекистана, в известной мере, переломным в макроэкономической ситуации. Впервые по итогам 2001 года по основному показателю, по которому судят о состоянии экономики любой страны, валового внутреннего продукта (ВВП) мы добились роста против дореформенного уровня 1991 года на 103 %. В результате в 2001 году темп роста ВВП на душу населения составил 103,1 %, а реальные доходы населения увеличились на 16,9 %. Значение этого достижения становится еще более весомым, если объективно учесть те огромные трудности начала 90-х годов, проблемы деформированной, односторонне развитой, в основном специализировавшейся на производстве сырья, ущербной экономики, доставшиеся нам от старой системы, негативные последствия, связанные с засухой последних двух лет, экономического и финансового кризиса, поразившего мировую экономику конца 90-х годов. Самое главное, укрепилась финансовая сбалансированность экономики как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов и отраслей. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру цен на наши основные экспортные товары, обеспечен прирост внешнеторгового оборота на 3,1 %, достигнуто положительное сальдо во внешнеторговых операциях в размере 128 млн. долл., сохранены на прежнем уровне наши золотовалютные резервы. Объем инвестирования в экономику республики составляет 24,5 % к валовому внутреннему продукту. Показательно, что в структуре капитальных вложений в текущем году вырастает доля иностранных инвестиций, на которые приходится порядка 30 % всех инвестиций, или около 1 млрд. долл. Из выступления Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития, оценке хода экономического развития, оценке хода экономических реформ в 2001 году и задачам на 2002 год. Привлечение иностранных инвестиций одно из важнейших направлений государственной политики Республики Узбекистан. С 1991 года их объем превысил 10 млрд. долл. Если в 1996 1997 годах иностранные инвестиции составляли 18 19 % валовых капиталовложений страны, то в 1998 2000 годы этот показатель увеличился до 26 28 %. Основной объем этих средств направляется в реальный сектор экономики, включая промышленность (84 - 87 %). Особо крупные проекты реализуются при государственном мониторинге. Предпочтение отдается высокотехнологичным производствам. Законы Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях" и "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" обеспечивают инвесторам недискриминационное отношение, определяют условия деятельности, гарантируют репатриацию прибыли, защиту от национализации и реквизиции собственности инвесторов. Установлена полная независимость инвесторов в определении объемов, видов и целевого использования инвестиций, способность приобретать недвижимость. Предусмотрены налоговые льготы и свободный режим трудового найма. В целом законодательные условия отражают стремление руководства Республики Узбекистан привлекать иностранные капиталы в экономику страны в возрастающих объемах.
|