Вадим Махов Директор по стратегическому планированию ОАО "Северсталь"
Последняя активизация на фронтах "торговых войн" (введение импортных пошлин на сталь в США, ответные или встречные меры ЕС и Китая, обострение "заградительной" деятельности Украины, угроза схлопывания других рынков) произошла на фоне кризисного состояния мировой черной металлургии и поэтому вызвала особенно бурную реакцию в мире. Часть оценок и прогнозов носит поистине апокалиптический характер, поэтому есть смысл попытаться спокойно разобраться с тем, что произошло, и трезво оценить перспективы. Итак, что мы имеем. По данным "Международного бюро статистики металлопроката", общие мощности по производству стали в мире оцениваются в 1 млрд. т, текущий уровень производства составляет 840 млн. т, при этом видимое потребление оказывается меньше объема производства на несколько десятков миллионов тонн. Таким образом, речь идет о перепроизводстве стали. Еще осенью 2001 года в Париже ведущие производители стали договорились о поэтапном сокращении мощностей на 60 65 млн. т к 2003 году, еще на 9,5 млн. т к 2005 году и на 23 млн. т к 2010 году. В результате производство стали в мире к 2010 году должно уменьшится почти на 100 млн. т, или на 11 %. В 2001 году мировая черная металлургия приблизилась к нижней точке своего спада, определяемого циклическим характером отрасли и сопровождаемого дальнейшим раскрытием т.н. "ценовых ножниц": цены на металлопродукцию падали, а затраты на сырье, транспорт и энергоносители возрастали. В этой ситуации для некоторых участников рынка оказалось весьма сложно удержаться от соблазна начать "стелить соломку" заранее (представьте, вы точно знаете, что завтра война, но при этом не торопитесь в магазин за солью и мылом). США просто оказались первыми, у кого не выдержали нервы. Администрацию Буша можно понять: помимо прочего, ей нужно возвращать кредит доверия избирателей (и в первую очередь из американского "Ржавого пояса") и выводить страну из кризиса, в котором она неожиданно для себя оказалась. Другое дело, что заградительные пошлины вряд ли помогут преодолеть стагнацию в черной металлургии США и ликвидируют диспропорцию между этой отраслью и, например, мощными и динамичными американскими металлообработкой и машиностроением. По разным оценкам, новые импортные пошлины выдавят с американского рынка от 12 до 16 млн. т стали, в том числе примерно 4 млн. т западноевропейской, не так много на фоне 840 млн. т мирового производства. Гораздо опаснее то, что американцы толкнули пресловутую цепочку "домино" и спровоцировали реакцию других крупных рынков ЕС и Китай выступили с ответными мерами. Причем теперь, как и в любой крупной потасовке, достается уже всем и виновным, и невиновным. По прогнозам ЕС, в результате американских ограничений импорт стали в страны Евросоюза может вырасти на 15 млн. т. Власти Китая начали антидемпинговое расследование в отношении импорта металлопродукции из России, Южной Кореи, Тайваня, Украины и Казахстана (в 2001 году российские предприятия поставили в Китай приблизительно 3 млн. т проката, по китайским оценкам 5 млн. т). Чем это кончится? В худшем варианте от импорта закроются все, и наибольшие проблемы возникнут у производителей стали, ориентированных на экспорт. Поскольку максимальное превышение экспорта стали над внутренним потреблением наблюдается в Азии и СНГ, именно здесь ситуация будет наиболее острой. Косвенно это подтверждается закрытием заводов в Азии (например, Nippon Steel закрыла один из своих заводов). Первичный анализ, в ходе которого максимальный прогнозный тоннаж был распределен по регионам, выявляет объем "лишней" стали: около 5 млн. т в Азии и более 15 млн. т в СНГ (в первую очередь Украина, Россия, Казахстан). По данным журнала "Металл-Эксперт", Россия экспортировала в 2001 году 24,9 млн. т, Украина 23 млн. т, Казахстан 3,4 млн. т. Таким образом, доля России в экспорте из региона не так велика, как могло показаться. Даже учитывая то, что часть украинского и казахстанского экспорта пошла в Россию, примерная доля российского экспорта составляет 50 %. Следовательно, из "лишних" 15,6 млн. т в СНГ на Россию приходится примерно 8 млн. т (худший вариант 12 млн. т). Но здесь приходится также учитывать тот фактор, что Россия поставляет на экспорт примерно то же количество металла, которое потребляет на внутреннем рынке. В отличие от нас, Украина экспортирует более 84 % производимой металлопродукции, Казахстан более 80 %. И еще, у них нет такого обширного потенциала потребления стали на внутреннем рынке: Украина и Казахстан изначально (со времен СССР) были ориентированы на поставку металла в другие регионы. Еще одна особенность этих стран заключается в том, что в течение благоприятного для металлургии 2000 года и относительно благополучного 2001 года ни Украина, ни Казахстан не инвестировали заработанные средства в развитие производства, ограничиваясь его минимальным поддержанием. И хотя Украина заявила, что не собирается снижать мощности по производству металлопроката в 2002 году, именно ей одной из первых придется решать, что делать: закрывать часть своих мощностей или пытаться дальше демпинговать где только возможно. Действия Буша, как горькое лекарство. Для российской металлургии (экспорт которой в США за последние несколько лет уже сократился с 6 до 2,4 млн. т) это еще один стимул всерьез задуматься о будущем. Для российских властей протекционизм американской администрации возможный пример для подражания, а также повод к размышлениям о судьбах вверенной им Родины. Не меньший интерес к ситуации должны, как представляется, проявить романтики всемирной интеграции и глобализации. Последние события подтверждают актуальность тезиса русской народной композиции про "сладку ягоду" (которую вместе) и "горьку" (которую каждый употребляет сам). Администрация США без колебаний перешагнула через принципы свободной торговли и встала на защиту своих производителей стали. Сомневаться в том, что так будет и дальше, и со всеми наверное, немного наивно. Первой реакцией российских металлургов было обращение в Правительство с предложением о реализации защитных мер: отмена экспортной пошлины на продукцию черной металлургии, введение квот и пошлин на импорт стали в Россию, унификация тарифов естественных монополий, беспошлинный ввоз технологического оборудования и т.д. При безусловной адекватности этих действий нельзя не заметить, что они отчасти напоминают меры американской администрации по защите национальных производителей стали и вряд ли являются исчерпывающими. Главной проблемой российской черной металлургии являются высокие издержки производства и низкая производительность труда при наличии большого числа неэффективных мощностей. Таким образом, понятно, что речь должна идти о реструктуризации отрасли. Во втором квартале текущего года Правительство РФ намерено рассмотреть вопрос о структурных преобразованиях в черной металлургии. Согласно данным Госкомстата РФ, годовая мощность российских предприятий по производству проката составляет около 60,3 млн. т. В 2001 году в стране было произведено 47,1 млн. т готового проката (учитывая полуфабрикаты, поставляемые на экспорт). Следовательно, загрузка производственных мощностей по производству проката в целом по стране в 2001 году была немногим более 78 %. При этом, доля экспорта составила 53 % (почти 25 млн. т), поставки на внутренний рынок достигли 22,1 млн. т, и с учетом импорта видимое потребление проката в России в 2001 году оценивается в 24,26 млн. т. При сохранении нынешних темпов роста экономики ожидать существенного роста внутреннего спроса на прокат не приходится. "Насильственное" же перенаправление экспортных объемов внутрь страны может привести к ситуации, в которой не заинтересовано ни одно предприятие. Теоретически, российские металлургические комбинаты могут снижать норму прибыли и переключаться на выпуск продукции с низкой добавленной стоимостью (последствия такого сценария нетрудно спрогнозировать). Реальных же выходов немного, например: а) закрытие лишних неэффективных мощностей, (в противном случае падение цен на сталь в совокупности с ростом цен на сырье и энергию приведет к глубокому кризису отрасли) или б) закрытие внутреннего российского рынка для импорта металла, прежде всего, из Украины и Казахстана. В долгосрочной же перспективе предприятия черной металлургии России должны стремится к соотношению внутренних продаж и экспорта как 70 - 80 % к 30 - 20 %. Понятно, что такой баланс не сложится сам собою, но может и должен стать результатом мер по стимулированию внутреннего спроса, например, путем создания и развития новых потребителей стали. Подводя промежуточный итог, следует задаться вопросом: что реально можно сделать "здесь и сейчас"? Создать новые рынки и в одночасье развить внутренний спрос вряд ли. Закрыть несколько производств (и выставить на улицу 30 50 тыс. человек) сомнительно. Модернизировать производство, свести к минимуму издержки и подтянуть производительность труда хотя бы до 50 % от западного уровня скорее всего, не завтра (и опять что делать с лишней сталью и "лишними" людьми). Таким образом, "сейчас" остается одно оперативно (и с чистой совестью) создать максимально комфортные условия для отечественной черной металлургии и не доводить менее эффективных собственников до радикальных мер. Вполне реальными и не требующими много времени представляются: отмена или сокращение экспортных пошлин и/или налогов, государственные заказы, преференции при реализации крупных металлоемких проектов и т.д., а также защита национальной черной металлургии от давления извне ограничение импорта стали любыми приемлемыми способами, которые не противоречат, например, правилам ВТО. Судите сами, по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ в январе феврале 2002 года Россия заняла 7 (!) место по темпам промышленного роста среди стран Содружества. Среди лидеров Казахстан и Украина. В конце марта 2002 года Украина объявила о введении 20 %-ной пошлины на 22 группы российских товаров, при том, что Украине предоставлена квота на импорт в Россию 620 тыс. т труб. Этот ряд примеров можно продолжить. Есть, правда, еще один вариант "оставить, как есть" в исконной русской надежде на то, что "само рассосется" или "с их высокой рентабельностью сами выкарабкаются". К несчастью, в России есть немало примеров, когда это срабатывало в отдельных мелких секторах производства. Вот только применим ли такой подход к третьему по важности донору российского бюджета и основе экономики? Что касается долгосрочных перспектив российской черной металлургии, то они, как я полагаю, связаны с внутренним рынком. Следовательно, любые цели и программы реструктуризации должны выводить нас на внутреннего потребителя, точнее на его создание и развитие. Один из вариантов реализации такого подхода создание на базе крупнейших металлургических компаний диверсифицированных объединений с участием в нескольких (металлоемких) отраслях экономики России. В перспективе такие объединения должны иметь потенциал роста до уровня транснациональных корпораций. Одно из преимуществ такого подхода по сравнению, например, с радикальной реструктуризацией и неизбежным закрытием неэффективных мощностей состоит в том, что он обеспечивает проведение насущных изменений с наименьшими социальными последствиями. Если хочешь изменить что-либо, начни называть вещи своими именами. В нашей ситуации под терминами "свертывание неэффективных мощностей" и "прекращение поддержки убыточных компаний" следует понимать закрытие заводов навсегда и массовые увольнения персонала. Полагаю, в России найдется не слишком много политиков и экономистов, готовых взять на себя такую "реструктуризацию". И наоборот, интеграция убыточного и неэффективного металлургического предприятия в более крупную и диверсифицированную структуру обеспечит плавную и менее болезненную трансформацию производственных мощностей и трудовых ресурсов, а также их адаптацию к потребностям рынка. Подчеркну еще раз: необходимость реструктуризации острее всего ощущается в группе так называемых "малых" предприятий. Компании с небольшими объемами производства, устаревшими мощностями и технологиями выпускают неконкурентоспособную продукцию и из года в год работают с убытками. Эти убытки покрываются за счет усилий местных властей, которые заинтересованы в сохранении занятости населения и поэтому предоставляют неэффективным компаниям скидки и льготы. Общее количество работающих на таких предприятиях сопоставимо с количеством работающих на крупных металлургических предприятиях. Возможно, вхождение малых предприятий в состав крупных бизнес-групп не является панацеей, но посмотрим, какова альтернатива (помимо закрытий и увольнений). Отказ от производства убыточной и низкоприбыльной продукции и позиционирование в прибыльных нишах? Красиво, но не реально. Использование факторов конкурентоспособности высокого порядка? Слишком сложно и затратно. Достижение договоренности между всеми участниками рынка о снижении объемов производства? Позволю себе усомниться. Кроме того, важнейшей задачей является внедрение прогрессивных технологий, в том числе энергосберегающих и сокращающих издержки, которые и обеспечат в конечном счете конкурентоспособность продукции. Привлечь необходимые для этого инвестиции и рационально освоить их могут только крупные бизнес-структуры, имеющие выход на международный и политический уровни. В России с ее традиционно высокой ролью государства и на фоне активизации правительств других стран по защите своих производителей решение проблем реструктуризации металлургии невозможно без государственной поддержки. Чем нам может помочь государство? В общих чертах развивать и стимулировать металлопотребляющие отрасли экономики, проводить политику импортозамещения (и поддерживать компании, инвестирующие в импортозамещение), осуществлять протекционизм на внутреннем рынке, создать, наконец, прозрачный и понятный механизм определения цен на услуги естественных монополистов, которые были бы привязаны к мировой конъюнктуре цен на соответствующие услуги, делать ставку на развитие конкурентных преимуществ высокого порядка. Например, поддержка проектов по импортозамещению. Здесь необъятное поле деятельности. Так, еще вчера российские трубники могли рассчитывать на поставки более 0,5 млн. т труб (более 300 млн. долл.) в рамках проекта "Сахалин-2", реализуемого на условиях Соглашения о разделе продукции. Однако условия предварительного квалификационного отбора и тендера на поставку труб (объявление об этом было опубликовано в начале апреля) отрезают все российские трубные заводы от этого проекта. Другой пример, уже набивший оскомину: износ основных фондов ОАО "Газпром" в 2000 году составил 60 %. В срочной замене нуждается 22 тыс. км трубопроводов, еще 10 тыс. км выработают срок службы в ближайшее время. Вопрос "кто поставит Газпрому трубы?" (а МПС рельсы и конструкционную сталь для подвижного состава) в этой ситуации звучит как риторический. У газовиков нет денег на трубы, у железнодорожников на рельсы и вагоны. Но государство может создать условия, при которых деньги на сталь, трубы, вагоны и т.д. появятся. Вполне по силам государству и реализация специальной программы по развитию отраслевых научно-исследовательских учреждений. Главным критерием их деятельности должно стать коммерческое внедрение научных разработок на российских металлургических предприятиях и реализация концепции технического перевооружения черной металлургии России, в основе которой будет принцип "минимальные инвестиции максимальная отдача". И наконец, святая-святых государственной власти социальная сфера, в т.ч. и металлургической отрасли. Один из первых шагов здесь замена скрытых субсидий предприятиям от местных властей на федеральные пособия по безработице, что позволит плавно свернуть неэффективные производства с одновременным переучиванием и трудоустройством персонала. Считаю важным подчеркнуть, что всесторонняя поддержка российской черной металлургии со стороны государства необходима, прежде всего, самому государству. Реальная помощь властей для металлургов это кредит времени и средств на проведение продуманной, результативной и, если хотите, гуманной реструктуризации отрасли, без социальных катаклизмов и финансово-экономических провалов. Напоследок небольшое лирическое отступление. В 2000 2001 годах в США обанкротилось несколько крупных металлургических компаний, в том числе лидеры LTV и Bethlehem Steel. Возникающий здесь вопрос: не "почему", но "как". Разве они не видели надвигающегося кризиса, разве они не управлялись лучшими менеджерами, разве они не могли привлечь ведущих мировых консультантов или обратиться за помощью к своему правительству (правительству самой богатой страны мира)? Вероятно, видели, управлялись, могли и обращались. Но все равно обанкротились. Я не сторонник быстрых и однозначных выводов и не могу утверждать, что полностью знаю истинные причины громких металлургических банкротств. Но эти примеры подталкивают меня к строчкам пролетарского гимна: "Никто не даст нам избавленья ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой". Или не добьемся тут многое зависит от качеств руки.
|