Вадим Николаевич, к чему привела политика унификации железнодорожных тарифов? Как изменились грузопотоки? По многочисленным обращениям грузоотправителей комиссией правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте в 2001 году принято решение о двух этапах унификации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В настоящее время реализован первый этап переход на оплату по ставкам прейскуранта перевозок экспортно-импортных грузов через российские порты. Грузоотправители значительно сократили транспортные затраты. Для частичной компенсации потерь доходов железнодорожного транспорта уровень тарифных ставок повышен в среднем на 18 % с дифференциацией повышающих коэффициентов по родам грузов, расстоянию перевозок и регионам. При этом повышение тарифов в меньшей степени коснулось дешевых сырьевых грузов. Железнодорожники в 2001 году недополучили 4,5 млрд. руб. доходов. Унификация привела к снижению тарифов на перевозки черных металлов через российские порты на 40 50 %. В связи с этим изменилось соотношение тарифов на перевозки к российским и иностранным портам с учетом затрат на следование по территории государств СНГ. Например, доставка черных металлов с Магнитогорского металлургического комбината в порт Санкт-Петербург составляет 25,3 долл./т, а к порту Клайпеда 58,3 долл./т. Аналогичная ситуация в направлении портов Черного моря: ставка до Новороссийска равна 24,4 долл./т, а до портов Украины 55,5 долл./т. Металлургические комбинаты стремятся осуществлять перевозки через российские порты, которые оказались не готовы к приему и переработке грузов в таком объеме. Из-за этого подвижной состав МПС простаивает в ожидании приема и переработки поездов, дефицитные вагоны используются в качестве "складов на колесах", а перевозки через иностранные порты потеряли привлекательность из-за разницы в тарифах. Вторая проблема, возникшая после реализации первого этапа унификации, перераспределение грузопотоков по направлениям. Так, перевозки металла, традиционно осуществлявшиеся с металлургических комбинатов Урала и Сибири в страны АТР через порты Дальнего Востока, идут теперь через порты европейской части России, в частности через Новороссийск. Причина переориентации не в повышении тарифа к портам Дальнего Востока (они остались на прежнем уровне), а в снижении в 1,5 2 раза тарифов на более коротких перевозках в западном направлении. Возить в эту сторону стало привлекательнее, даже несмотря на более высокий уровень морского фрахта. При реализации второго этапа унификации следует ликвидировать эти "узкие места". Обоснован ли рост тарифов, если он превышает уровень инфляции? Тарифы отражают экономические процессы, происходящие в стране. Инфляция определяет уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы и, как в любой отрасли, вызывает необходимость повышения платы за предоставляемые услуги. На железнодорожном транспорте тарифы меняются по фактической динамике цен за предыдущий период. С 1997 года по настоящее время в тарифах учтено лишь 60,2 % роста цен производителей промышленной продукции. Это не позволяет отрасли финансировать текущие затраты в необходимых размерах, а также осуществлять воспроизводство основных фондов. Их износ составляет около 57 %. Чтобы обеспечить нормальное функционирование экономики России, необходимо, как минимум, отразить в тарифах произошедший рост оптовых цен. При сегодняшнем уровне платы за перевозки отрасль убыточна, что не позволяет обеспечить ее инвестиционную привлекательность. Какой будет инвестиционная политика МПС? Каковы ее первоочередные цели? Сообщалось о планах создания транзитных маршрутов через территорию России: в каком состоянии эти проекты? Правительством РФ 24 января 2002 года утверждены основные параметры программы капитальных вложений федерального железнодорожного транспорта на 2002 год 114,7 млрд. руб. плюс собственные инвестиционные источники организаций железнодорожного транспорта. Более половины (52 % ) суммарного объема вложений предполагается направить на поддержание и развитие существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта. Почти пятая часть (19,8 % ) пойдет на приобретение подвижного состава и технических средств локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, контейнеров, путевой техники. На электрификацию участков железных дорог в программе выделено 18 % капитальных вложений. В 2002 году протяженность грузонапряженных электрифицированных линий возрастет на 1074 км. Из программы исключены непервоочередные проекты, не имевшие утвержденных технико-экономических обоснований и доработанной документации. За счет собственных средств министерства будут финансироваться объекты, обеспечивающие рост объемов перевозок. К ним, в частности, относятся подъездные пути к нефтебазе Трусово и к порту Темрюк. Из программы исключены проекты строительства подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля, Чинейскому железорудному, по реконструкции Транскорейской железнодорожной магистрали, а также организации постоянного железнодорожного сообщения с островом Сахалин. Для этих проектов требуется специальное решение Правительства, регламентирующее правовые аспекты их сооружения и источники финансирования. С учетом изменения тарифов и завершения их унификации, а также реально складывающегося финансово-экономического положения железнодорожного транспорта дополнительно был проработан вопрос об объемах собственных инвестиций. В 2002 году они оцениваются в 87,1 млрд. рублей. В окончательном варианте инвестиционная программа стала, по сути, программой поддержания устойчивости железнодорожного транспорта при его реформировании. В то же время она, как в 2002, так и в последующие годы, должна соответствовать требованиям расширения рынка перевозок при относительно сокращающихся издержках и качественном росте транспортных услуг. Так, если будет сохранен темп, набранный в 2001 году при реализации "Программы оптимизации эксплуатационной работы сети железных дорог России", то к 2005 году отрасль может выйти, по расчетам специалистов, на следующие рубежи. Оборот вагона будет составлять 6,5 суток (сейчас 9 суток), среднесуточная производительность локомотива достигнет 2000 тыс. ткм (сейчас 1353 тыс. ткм), средний вес грузового поезда возрастет с 3400 т до 4080 т, среднесуточный пробег локомотива составит 600 км вместо нынешних 480 км. Особое место в инвестиционной программе МПС на 2002 год занимают проекты, целью которых является увеличение доли, занимаемой российскими железными дорогами на мировом рынке перевозок. В транзите Европа Азия она сегодня незначительна. Главная задача этого блока проектов создание единого транспортного моста из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Базовым маршрутом широтного евроазиатского направления является Транссиб, мощная двухпутная, электрифицированная магистраль протяженностью около 10 тыс. км. Ее технические возможности позволяют освоить объемы перевозок грузов до 100 млн. т в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров, следующих транзитом. Инфраструктура Транссиба постоянно модернизируется. Осуществлено необходимое развитие железнодорожных станций на границе с Монголией и Китаем, усилены подходы к морским портам, проводится модернизация контейнерных терминалов. В целях повышения геополитической роли России в развитии экономических отношений, торговли и транспортного сообщения между странами Южной Азии, бассейна Каспийского моря и Европой в сентябре 2000 года Россия, Иран и Индия подписали межправительственное соглашение о международном коридоре Север Юг. Большой интерес представляет проект его железнодорожного варианта через Азербайджан, по западному побережью Каспийского моря, с выходом на Индию, Пакистан и страны Персидского залива. Именно этот проект обеспечит транзитные перевозки без перегрузки, с высокой скоростью доставки, что позволит существенно перераспределить в пользу России грузопоток Европа Азия. Для реализации такого варианта необходимо строительство новой железнодорожной линии на территории Ирана от ст. Астара (Азербайджанская ж.д.) до ст. Казвин (Иранские ж.д.), требующее значительных капитальных вложений. К настоящему времени о своей заинтересованности в этом транспортном коридоре и намерении принять участие в его создании заявили еще несколько государств султанат Оман, Белоруссия, Казахстан, республики Прибалтики, Азербайджан и Грузия. Что предпринимается для снижения себестоимости перевозок на железных дорогах? Реализация ежегодно разрабатываемых планов МПС и железных дорог по сокращению эксплуатационных расходов позволила получить экономию в 2001 году в 15,4 млрд. руб. Иными словами, эксплуатационные затраты железнодорожного транспорта значительно сокращены, что и дало возможность за счет снижения грузовых тарифов сократить транспортную составляющую в расходах пользователей наших услуг. На 2002 год разработаны мероприятия, реализация которых позволит уменьшить эксплуатационные затраты железнодорожного транспорта в объеме не меньше прошлогоднего, прежде всего, за счет повышения производительности труда, энергосбережения, рационализации других расходов. Будут ли перемены в отношениях с отдаленными территориями Сибирью, Дальним Востоком? Могут ли там действовать общие тарифы? Перевозкам грузов в отдаленные территории Правительство России и МПС всегда уделяют особое внимание. Прейскурантом сегодня предусмотрен ряд льгот. Продолжает действовать скидка в 50 % с тарифов на расстояние, превышающее 3 тыс. км, на перевозки нефти, нефтепродуктов, газов энергетических (сжиженных), мяса, зерна, картофеля, соли, сахара, подсолнечного масла в Якутию, Читинскую и Амурскую области, Приморский и Хабаровский края, остров Сахалин, а также в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с перевалкой в дальневосточных портах. На перевозки грузов первого тарифного класса уголь, руды черных и цветных металлов, инертно-строительные грузы, лес круглый и крепежный, древесина для технологических нужд, пиломатериалы, кирпич, цемент и др. действуют скидки от 10 до 30 % в зависимости от дальности перевозок. Если при реализации первого этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов с 1 августа 2001 года средний их уровень увеличен на 18 %, то на перевозки каменного угля на расстояние свыше 5000 км лишь на 10 %. Пониженные тарифы введены на перевозки мазута топочного (коэффициент 0,77) и каменного угля (коэффициент 0,95 при перевозке на расстояние до 5000 км включительно) на станции Дальневосточного федерального округа и Архангельской области. В настоящее время разработан проект нового прейскуранта, который, помимо действующих льгот, предусматривает снижение тарифов на дальние перевозки других грузов. Пересмотрена зависимость ставок от расстояния перевозок. Тарифы на перевозки свыше 3 тыс. км предусматривается снизить, в то время как на короткие расстояния - увеличить. Это особенно важно для обеспечения завоза грузов на Крайний Север и в другие отдаленные районы России. Создаются также предпосылки для выравнивания транспортно-экономических условий работы предприятий, расположенных в разных регионах Российской Федерации, но производящих и потребляющих однородную продукцию. В целях улучшения взаимодействия и укрепления производственно-хозяйственных связей МПС традиционно заключает соглашения с администрациями регионов Сибири и Дальнего Востока о льготных условиях перевозки грузов при компенсации выпадающих доходов отрасли. В объемах перевозок массовых грузов горно-металлургический комплекс занимает ведущее место. Каким будет отношение МПС и железных дорог к этим основным партнерам? Грузы металлургического комплекса составляют 22 23 % в общем грузообороте железнодорожного транспорта. В целях оптимального распределения тарифной нагрузки при перевозках сырья и продукции российских металлургических комбинатов учтены особенности их размещения, для чего с 1 августа 2001 года на перевозки черных металлов введены дополнительные дифференцированные коэффициенты. При перевозках на дальние расстояния, в том числе при вывозе черных металлов с комбинатов Сибири, железнодорожные тарифы выросли на 10 % от 7001 до 8000 км. Тарифы на расстояния свыше 8000 км оставлены без изменения. МПС и в дальнейшем намерено проводить политику, направленную на сокращение диспропорции тарифов по направлениям перевозок, в том числе на их снижение для грузов на дальние расстояния.
|