Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Рынки металлов Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Проекты и предложения Искусства и ремесла История Навоийский Горно-Металлургический Комбинат
№2' 2002 версия для печати

ЗАЩИТА В ПРЕДЕЛАХ ПРАВИЛ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО



Светлана Смирнова
Заместитель руководителя департамента промышленной и инновационной политики
в металлургии Минпромнауки РФ

Теодор Рубинштейн
Заведующий лабораторией ФГУП "ЦНИИцветмет", доктор экономических наук


В мировом торговом обороте продукции черной и цветной металлургии доля России составляет в настоящее время более 10 % (для сравнения: доля США – 3 %). Этот факт, на который обычно не обращают внимания, говорит об особой роли нашей страны в данной сфере мирохозяйственных связей.

Противоречия не снимаются
    Действующая в России таможенная статистика не учитывает отдельно товарооборот со странами, входящими во Всемирную торговую организацию (ВТО). Но по нашим расчетам, на них приходится более 90 % российского экспорта металлов. Об этом наглядно свидетельствуют данные по основным цветным металлам, приведенные в таблице 1. Экспортная выручка от торговли ими со странами ВТО достигает 6 – 7 млрд. долл. в год (табл. 2).
    Если бы не поставки из России, то мировой рынок металлопродукции испытывал бы колоссальный дефицит, произошло бы резкое повышение уровня цен и снижение темпов экономического роста США и государств, входящих в ЕС. Так, ВВП США, по нашей оценке, увеличивается за счет российского алюминия ежегодно на 1,5 – 2 млрд. долл.
    Отсюда вывод: предстоящее вступление России в ВТО в части торговли металлами имеет
    определяющее значение не столько для нас, сколько для данной организации.
    Если ВТО заинтересована принять Россию в свои ряды, а России необходим статус страны с рыночной экономикой (со всеми вытекающими преимуществами), тогда почему переговоры идут так трудно и долго?
    Как показала практика последних лет, чем крупнее государство, тем дольше длится
    переговорный процесс. Например, у Китая он занял 15 лет, а у Киргизии и Литвы всего 4 года. Но это - обстоятельства, что называется, лежащие на поверхности. Важно учитывать глубинные причины, объясняющие, в частности, характер взаимоотношений в металлоторговле.
    Дело в том, что США и ЕС, ведущие силы ВТО, являются одновременно крупными продуцентами и импортерами такой продукции. Отсюда, как нам представляется, истоки их двойственной политики. Снижая тарифы и стимулируя импорт металлов, США тем самым повышают конкурентоспособность собственного машиностроения, но одновременно создают проблемы для своего металлургического комплекса. Как следствие, начинается давление со стороны сталелитейных компаний и профсоюзов металлургов, которое направлено на ограничение ввоза металла (в том числе из России). Именно по этой причине Международная торговая комиссия США приняла в конце октября 2001 года решение об усилении защитных мер, отметив, что зарубежные поставщики наносят "серьезный ущерб" по 12 видам продукции, составляющей 80 % национального стального производства.
    Казалось бы, Россия, подписав с США пакет соглашений о добровольном ограничении поставок стального проката на американский рынок, не должна подвергаться подобным санкциям. Но вопрос был поставлен и решен не в нашу пользу. Сам по себе этот эпизод наглядно показывает, что и в рамках действия общепризнанных правил международной торговли, т.е. после вступления в ВТО, наша страна не избавится от подобных проблем.
    Думается, что наметившийся кризис мирового рынка металлов будет разрастаться. В этих условиях США, Канада и государства ЕС постараются максимально закрыть свои рынки для внешних конкурентов. При этом они будут активно использовать возможности, предоставляемые статьей XIX ГАТТ. Эта статья разрешает странам-участникам применять защитные меры в виде временного повышения пошлины в отношении любого товара, если его импорт возрос в такой степени, что наносит ущерб соответствующей отрасли национального производства.
    Решение президента США о введении на три года дополнительных импортных пошлин на стальную продукцию из России и других стран лишний раз доказывает, что американский рынок не стабилен. Он постоянно будет испытывать колебания. И вопрос здесь не только в прохождении различных фаз производственного цикла, но и в неустойчивости баланса интересов машиностроителей и металлургов, за которыми стоят ведущие промышленные корпорации и политические группы США. Выход - в расширении внутреннего рынка России и стран, входящих в Евроазиатский экономический союз. В связи с этим следует обратить внимание на развитие металлоемких отраслей промышленности (горное оборудование, самолетостроение, строительство и др.) и добиваться установления высоких пошлин на ввоз этой продукции.

Выгоды и убытки – в одном пакете
    Очевидно, что для нашей страны вступление в ВТО будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Став участником международной торговой организации, Россия получит более благоприятные условия для продвижения своих товаров и услуг на зарубежные рынки. Равноправное торговое партнерство будет содействовать развитию экспортных возможностей страны и облагораживанию структуры российского экспорта, расширению производственной кооперации, а также иных форм международного взаимодействия, включая создание транснациональных корпораций. Отечественные товаропроизводители повысят уровень своей защищенности в условиях открытой экономики и смогут более эффективно отстаивать свои интересы на основе общепризнанных норм и правил.

    Членство в ВТО облегчит доступ России на мировой рынок капиталов, что будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций. Например, появится возможность привлекать дополнительные инвестиции в металлургию за счет использования механизма депозитарных расписок (этот путь уже показал свою эффективность).
    Среди негативных последствий отметим следующие. Членство в ВТО налагает на государство дополнительные ограничения в регулировании внешнеэкономической деятельности. России придется поступиться некоторой свободой в принятии протекционистских мер. Дальнейшая либерализация внешней торговли увеличит поток иностранных товаров, ужесточит конкуренцию и тем самым приведет к банкротству ряд российских фирм и компаний, выпускающих неконкурентоспособную продукцию. Следовательно? нужны будут дополнительные затраты на модернизацию производства, создание новых рабочих мест, переобучение кадров, содержание безработных.
    Снижение ввозных пошлин уменьшит поступления в государственный бюджет, что вынудит компенсировать эти потери повышением фискальных сборов и может привести к увеличению налоговой нагрузки на отечественных производителей.
    Наконец, наше активное участие в международной торговой организации может замедлить процесс экономической интеграции на другом направлении – с государствами СНГ, особенно в рамках Евроазиатского экономического союза. Несмотря на договоренности между членами этого союза о соответствующих взаимных консультациях, нельзя исключать, что часть обязательств, принятых при вступлении в ВТО одной из входящих в него стран, окажется неприемлемой для остальных.

    Вступление в ВТО создаст определенные проблемы и для некоторых подотраслей российского горно-металлургического комплекса. Известно, например, что себестоимость флюоритового концентрата у нас (в частности, на Ярославском ГОКе) выше, чем у потенциальных импортеров (Китай и Монголия). Следовательно, не исключена ситуация, когда только пиковые пошлины смогут защитить данное производство. В связи с этим следует обратить внимание на решение о новом раунде переговоров по либерализации торговли, которое было на конференции 142 стран-участниц ВТО в Катаре (октябрь 2001 г.). По мнению экспертов, этот раунд может продлиться до 2004 года и новые правила, в частности, коснутся пиковых ставок пошлин (более 30 % ).
    Но основная конкурентная борьба при вступлении в ВТО развернется по изделиям из цветных металлов, что вызовет необходимость установления специальных защитных мер. В отраслях вторичной металлургии снижение экспортных пошлин на лом и отходы, как того требуют условия ВТО, будет стимулировать отток относительно дешевого вторичного сырья в зарубежные страны.
    Негативно отразится на экономике отрасли снижение импортных тарифов на некоторые виды строительных материалов, учитывая, что данную продукцию в настоящее время производит целый ряд предприятий и компаний российской металлургической промышленности.

Принципы - привлекательны, методы – полезны
    Возможные потери, о которых говорилось выше, следует минимизировать, используя
    защитные (компенсирующие) меры.
    В сущности, сами по себе принципы ВТО весьма привлекательны. Назовем лишь некоторые из них, на наш взгляд, особо важные для производителей и торговцев металлами.
    1. Равные возможности или "режим наибольшего благоприятствования" на экспортные, импортные и транзитные операции. Экспорт России на западные рынки этим не обеспечивается, но создаются в формально-правовом отношении более благоприятные условия.
    2. Транспарентность (прозрачность) торговой политики. Для российских экспортеров металлопродукции, учитывая масштабы производства, сложность технологических процессов, а также длительность инвестиционного цикла, предсказуемость стран ЕС и США в торговых отношениях имеет немаловажное значение.
    3. Связанность обязательств. Она означает невозможность повышения импортных тарифов по сравнению с теми, которые приняты при вступлении в ВТО, т.е. для экспортеров это - важный фактор устойчивости.
    4. Доступность использования механизма ВТО для разрешения торговых споров. Это весьма эффективный и практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от несправедливого ущемления, что сегодня имеет место при экспорте российской металлопродукции (в частности, в США).
    В настоящее время в результате многолетних переговоров между странами, входящими в
    ВТО, выработан и согласован пакет, состоящий из 28 соглашений и договоренностей. Для металлургической промышленности наиболее значимыми из них являются договоренности по тарифам, нетарифным мерам и антидемпинговым процедурам.
    В последнее время для регулирования внешнеторговых связей в интересах национальных производителей и потребителей товаров и услуг все шире используются нетарифные меры. Это обусловлено проводимой ВТО политикой либерализации, одно из важнейших направлений которой – последовательное снижение тарифов. Данное обстоятельство, в первую очередь, касается металлов, поскольку они не относятся к группе высокооблагаемых пошлинами товаров (последние включают в основном автомашины и потребительские изделия).
    Развитые страны широко и весьма изощренно применяют нетарифные меры, пользуясь их меньшей транспарентностью. Эта тенденция может быть проиллюстрирована данными таблицы 3, которые отражают попытку иностранных исследователей оценить нетарифные меры по двум показателям: охвата ими позиций и объемов импорта.
    В ряду нетарифных ограничений особенно широко используется лицензирование. Его механизм детально прописан в Соглашении о процедурах импортного лицензирования (часто называемом Кодексом по импортному лицензированию), к которому надо присоединиться при вступлении в ВТО. В соответствии с ним выдача импортных лицензий должна осуществляться на базе существующих правил ГАТТ/ВТО, на недискриминационной основе в отношении всех импортеров и экспортеров. Сами процедуры импортного лицензирования строго определены международными стандартами. Страна, присоединяющаяся к Соглашению, обязана опубликовать положения, по которым она осуществляет импортное лицензирование. По запросу участников должна сообщаться вся информация, касающаяся действия индивидуального лицензирования в любой из задействованных стран. Предусмотрено, что выдачей лицензий в каждой стране-участнике ВТО занимается один государственный орган. При этом все национальные получатели лицензий, включая и новых экспортеров, должны быть поставлены в одинаковые условия. Требования, обращенные к получателю лицензии (им может быть любая фирма, учреждение, лицо, которые отвечают положениям закона), четко регламентируются.
    В документах ВТО выделено два вида лицензирования – автоматическое, когда лицензия выдается во всех случаях обращения заявителя, и неавтоматическое, если выдача лицензии обусловлена введением: а) временных количественных ограничений на экспорт или импорт определенных товаров; б) разрешительного порядка экспорта или импорта товаров, которые могут неблагоприятно воздействовать на здоровье и безопасность людей и состояние окружающей среды; в) квот при проведении расследований.
    В целом лицензирование – один из инструментов в арсенале ВТО, который мы пока толком не знаем. К использованию этого механизма должно быть привлечено внимание отечественных специалистов. Так, стратегически Россия заинтересована в сохранении действующих пошлин на отходы и лом черных и цветных металлов. Страны ВТО возражают против таких позиций. В этих условиях целесообразно поставить вопрос о лицензировании экспорта некоторых видов отходов и ломов.

Процедуру надо знать
    В рамках ВТО действует чрезвычайно сложный бюрократический механизм разрешения торговых противоречий между странами-участниками. Очень многое здесь зависит от знания процедурных вопросов. Российские металлургические компании, не имея в этой сфере достаточного опыта и подготовленных специалистов, вынуждены при возникновении споров обращаться к зарубежным юридическим конторам и нести повышенные расходы. Фемида в странах Запада, особенно в США, как известно, отличается медлительностью, что создает дополнительные проблемы российским производителям в отстаивании своих интересов.

    Обычно материалы антидемпинговых разбирательств не подвергаются анализу и носят конфиденциальный характер. Однако мы попробуем проанализировать протокол, отражающий вторичное рассмотрение одного из дел о демпинге. Предмет спора – принятие решения по иску Профсоюзного синдиката электрометаллургической промышленности Франции о взыскании пошлины с экспортеров (Россия и Китай) в сумме 2120 евро за тонну продукта. Ответчик не согласился с таким решением, и было назначено вторичное рассмотрение. Оно происходило с учетом практики ЕС и, на наш взгляд, может служить ориентиром в подобных судебных разбирательствах.
    При рассмотрении характеристик товара было установлено, что:
    – продукт производился различной формы и размеров (цилиндрической, кусковой, стружка, гранулы), разной степени чистоты (свыше 96 % в зависимости от процесса производства);
    – цены на него менялись в зависимости от размера частиц и, особенно, от степени чистоты. По степени чистоты и процентного содержания алюминия и магния металл делится на три категории: кальций "R" (стандартный типовой, содержащий 97 % кальция); кальций "N"; кальций "NN" (ядерный тип с более высокой степенью чистоты);
    Продукт применялся в основном в производстве свинца и ферросплавов, где необходимо использование кусковой формы и стружки, и в сталелитейной промышленности, которая нуждается в гранулах, полученных посредством механического размалывания кусков и стружки или путем переплавки и распыления.
    Особое внимание было уделено тому, что исследуемый продукт изготавливался двумя способами:
    – извлечением извести при помощи алюминия (применяется в странах ЕС, США и Канаде);
    – методом электролиза с последующей дистилляцией (используется российскими и китайскими производителями).
    В ходе исследований было определено, что металлы, полученные данными методами, лишь слегка отличаются друг от друга по своему составу и взаимозаменяемы. В результате вторичного рассмотрения наличие демпинга было подтверждено, однако пошлина вместо 2120 евро по иску профсоюзов была снижена до 1863 евро.
    Как показывает этот пример, в практике антидемпинговых расследований следует добиваться последующих рассмотрений правильности определения демпинговых пошлин и при этом обращать внимание не только на цены, но также на технологию получения продукта и другие факторы. Так, должны анализироваться способы получения металлов, сфера их применения, доля, занимаемая на рынке продуктом, ввозимым по низким ценам и т.д.
    
    Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы.
    1. Всемирная торговая организация весьма заинтересована в вовлечении металлургического комплекса России в сферу своего регулирования. Однако вступление в эту организацию принесет нашим металлургам не только выгоды, но и новые проблемы.
    2. Характер глубинных противоречий стран-членов ВТО в области металлургии не позволяет оградить российских экспортеров от дискриминационных мер.
    3. Умелое использование защитных мер, предоставляемых нормами и механизмами, действующими в ВТО, – важное условие преодоления негативных факторов. Необходимо изучить опыт применения нетарифных мер защиты в США и ЕС и разработать собственную программу таких мер с учетом особенностей металлургического производства в стране.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение