Светлана Смирнова Заместитель руководителя департамента промышленной и инновационной политики в металлургии Минпромнауки РФ Теодор Рубинштейн Заведующий лабораторией ФГУП "ЦНИИцветмет", доктор экономических наук
В мировом торговом обороте продукции черной и цветной металлургии доля России составляет в настоящее время более 10 % (для сравнения: доля США 3 %). Этот факт, на который обычно не обращают внимания, говорит об особой роли нашей страны в данной сфере мирохозяйственных связей.
Противоречия не снимаются Действующая в России таможенная статистика не учитывает отдельно товарооборот со странами, входящими во Всемирную торговую организацию (ВТО). Но по нашим расчетам, на них приходится более 90 % российского экспорта металлов. Об этом наглядно свидетельствуют данные по основным цветным металлам, приведенные в таблице 1. Экспортная выручка от торговли ими со странами ВТО достигает 6 7 млрд. долл. в год (табл. 2). Если бы не поставки из России, то мировой рынок металлопродукции испытывал бы колоссальный дефицит, произошло бы резкое повышение уровня цен и снижение темпов экономического роста США и государств, входящих в ЕС. Так, ВВП США, по нашей оценке, увеличивается за счет российского алюминия ежегодно на 1,5 2 млрд. долл. Отсюда вывод: предстоящее вступление России в ВТО в части торговли металлами имеет определяющее значение не столько для нас, сколько для данной организации. Если ВТО заинтересована принять Россию в свои ряды, а России необходим статус страны с рыночной экономикой (со всеми вытекающими преимуществами), тогда почему переговоры идут так трудно и долго? Как показала практика последних лет, чем крупнее государство, тем дольше длится переговорный процесс. Например, у Китая он занял 15 лет, а у Киргизии и Литвы всего 4 года. Но это - обстоятельства, что называется, лежащие на поверхности. Важно учитывать глубинные причины, объясняющие, в частности, характер взаимоотношений в металлоторговле. Дело в том, что США и ЕС, ведущие силы ВТО, являются одновременно крупными продуцентами и импортерами такой продукции. Отсюда, как нам представляется, истоки их двойственной политики. Снижая тарифы и стимулируя импорт металлов, США тем самым повышают конкурентоспособность собственного машиностроения, но одновременно создают проблемы для своего металлургического комплекса. Как следствие, начинается давление со стороны сталелитейных компаний и профсоюзов металлургов, которое направлено на ограничение ввоза металла (в том числе из России). Именно по этой причине Международная торговая комиссия США приняла в конце октября 2001 года решение об усилении защитных мер, отметив, что зарубежные поставщики наносят "серьезный ущерб" по 12 видам продукции, составляющей 80 % национального стального производства. Казалось бы, Россия, подписав с США пакет соглашений о добровольном ограничении поставок стального проката на американский рынок, не должна подвергаться подобным санкциям. Но вопрос был поставлен и решен не в нашу пользу. Сам по себе этот эпизод наглядно показывает, что и в рамках действия общепризнанных правил международной торговли, т.е. после вступления в ВТО, наша страна не избавится от подобных проблем. Думается, что наметившийся кризис мирового рынка металлов будет разрастаться. В этих условиях США, Канада и государства ЕС постараются максимально закрыть свои рынки для внешних конкурентов. При этом они будут активно использовать возможности, предоставляемые статьей XIX ГАТТ. Эта статья разрешает странам-участникам применять защитные меры в виде временного повышения пошлины в отношении любого товара, если его импорт возрос в такой степени, что наносит ущерб соответствующей отрасли национального производства. Решение президента США о введении на три года дополнительных импортных пошлин на стальную продукцию из России и других стран лишний раз доказывает, что американский рынок не стабилен. Он постоянно будет испытывать колебания. И вопрос здесь не только в прохождении различных фаз производственного цикла, но и в неустойчивости баланса интересов машиностроителей и металлургов, за которыми стоят ведущие промышленные корпорации и политические группы США. Выход - в расширении внутреннего рынка России и стран, входящих в Евроазиатский экономический союз. В связи с этим следует обратить внимание на развитие металлоемких отраслей промышленности (горное оборудование, самолетостроение, строительство и др.) и добиваться установления высоких пошлин на ввоз этой продукции.
Выгоды и убытки в одном пакете Очевидно, что для нашей страны вступление в ВТО будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Став участником международной торговой организации, Россия получит более благоприятные условия для продвижения своих товаров и услуг на зарубежные рынки. Равноправное торговое партнерство будет содействовать развитию экспортных возможностей страны и облагораживанию структуры российского экспорта, расширению производственной кооперации, а также иных форм международного взаимодействия, включая создание транснациональных корпораций. Отечественные товаропроизводители повысят уровень своей защищенности в условиях открытой экономики и смогут более эффективно отстаивать свои интересы на основе общепризнанных норм и правил.
Членство в ВТО облегчит доступ России на мировой рынок капиталов, что будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций. Например, появится возможность привлекать дополнительные инвестиции в металлургию за счет использования механизма депозитарных расписок (этот путь уже показал свою эффективность). Среди негативных последствий отметим следующие. Членство в ВТО налагает на государство дополнительные ограничения в регулировании внешнеэкономической деятельности. России придется поступиться некоторой свободой в принятии протекционистских мер. Дальнейшая либерализация внешней торговли увеличит поток иностранных товаров, ужесточит конкуренцию и тем самым приведет к банкротству ряд российских фирм и компаний, выпускающих неконкурентоспособную продукцию. Следовательно? нужны будут дополнительные затраты на модернизацию производства, создание новых рабочих мест, переобучение кадров, содержание безработных. Снижение ввозных пошлин уменьшит поступления в государственный бюджет, что вынудит компенсировать эти потери повышением фискальных сборов и может привести к увеличению налоговой нагрузки на отечественных производителей. Наконец, наше активное участие в международной торговой организации может замедлить процесс экономической интеграции на другом направлении с государствами СНГ, особенно в рамках Евроазиатского экономического союза. Несмотря на договоренности между членами этого союза о соответствующих взаимных консультациях, нельзя исключать, что часть обязательств, принятых при вступлении в ВТО одной из входящих в него стран, окажется неприемлемой для остальных.
Вступление в ВТО создаст определенные проблемы и для некоторых подотраслей российского горно-металлургического комплекса. Известно, например, что себестоимость флюоритового концентрата у нас (в частности, на Ярославском ГОКе) выше, чем у потенциальных импортеров (Китай и Монголия). Следовательно, не исключена ситуация, когда только пиковые пошлины смогут защитить данное производство. В связи с этим следует обратить внимание на решение о новом раунде переговоров по либерализации торговли, которое было на конференции 142 стран-участниц ВТО в Катаре (октябрь 2001 г.). По мнению экспертов, этот раунд может продлиться до 2004 года и новые правила, в частности, коснутся пиковых ставок пошлин (более 30 % ). Но основная конкурентная борьба при вступлении в ВТО развернется по изделиям из цветных металлов, что вызовет необходимость установления специальных защитных мер. В отраслях вторичной металлургии снижение экспортных пошлин на лом и отходы, как того требуют условия ВТО, будет стимулировать отток относительно дешевого вторичного сырья в зарубежные страны. Негативно отразится на экономике отрасли снижение импортных тарифов на некоторые виды строительных материалов, учитывая, что данную продукцию в настоящее время производит целый ряд предприятий и компаний российской металлургической промышленности.
Принципы - привлекательны, методы полезны Возможные потери, о которых говорилось выше, следует минимизировать, используя защитные (компенсирующие) меры. В сущности, сами по себе принципы ВТО весьма привлекательны. Назовем лишь некоторые из них, на наш взгляд, особо важные для производителей и торговцев металлами. 1. Равные возможности или "режим наибольшего благоприятствования" на экспортные, импортные и транзитные операции. Экспорт России на западные рынки этим не обеспечивается, но создаются в формально-правовом отношении более благоприятные условия. 2. Транспарентность (прозрачность) торговой политики. Для российских экспортеров металлопродукции, учитывая масштабы производства, сложность технологических процессов, а также длительность инвестиционного цикла, предсказуемость стран ЕС и США в торговых отношениях имеет немаловажное значение. 3. Связанность обязательств. Она означает невозможность повышения импортных тарифов по сравнению с теми, которые приняты при вступлении в ВТО, т.е. для экспортеров это - важный фактор устойчивости. 4. Доступность использования механизма ВТО для разрешения торговых споров. Это весьма эффективный и практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от несправедливого ущемления, что сегодня имеет место при экспорте российской металлопродукции (в частности, в США). В настоящее время в результате многолетних переговоров между странами, входящими в ВТО, выработан и согласован пакет, состоящий из 28 соглашений и договоренностей. Для металлургической промышленности наиболее значимыми из них являются договоренности по тарифам, нетарифным мерам и антидемпинговым процедурам. В последнее время для регулирования внешнеторговых связей в интересах национальных производителей и потребителей товаров и услуг все шире используются нетарифные меры. Это обусловлено проводимой ВТО политикой либерализации, одно из важнейших направлений которой последовательное снижение тарифов. Данное обстоятельство, в первую очередь, касается металлов, поскольку они не относятся к группе высокооблагаемых пошлинами товаров (последние включают в основном автомашины и потребительские изделия). Развитые страны широко и весьма изощренно применяют нетарифные меры, пользуясь их меньшей транспарентностью. Эта тенденция может быть проиллюстрирована данными таблицы 3, которые отражают попытку иностранных исследователей оценить нетарифные меры по двум показателям: охвата ими позиций и объемов импорта. В ряду нетарифных ограничений особенно широко используется лицензирование. Его механизм детально прописан в Соглашении о процедурах импортного лицензирования (часто называемом Кодексом по импортному лицензированию), к которому надо присоединиться при вступлении в ВТО. В соответствии с ним выдача импортных лицензий должна осуществляться на базе существующих правил ГАТТ/ВТО, на недискриминационной основе в отношении всех импортеров и экспортеров. Сами процедуры импортного лицензирования строго определены международными стандартами. Страна, присоединяющаяся к Соглашению, обязана опубликовать положения, по которым она осуществляет импортное лицензирование. По запросу участников должна сообщаться вся информация, касающаяся действия индивидуального лицензирования в любой из задействованных стран. Предусмотрено, что выдачей лицензий в каждой стране-участнике ВТО занимается один государственный орган. При этом все национальные получатели лицензий, включая и новых экспортеров, должны быть поставлены в одинаковые условия. Требования, обращенные к получателю лицензии (им может быть любая фирма, учреждение, лицо, которые отвечают положениям закона), четко регламентируются. В документах ВТО выделено два вида лицензирования автоматическое, когда лицензия выдается во всех случаях обращения заявителя, и неавтоматическое, если выдача лицензии обусловлена введением: а) временных количественных ограничений на экспорт или импорт определенных товаров; б) разрешительного порядка экспорта или импорта товаров, которые могут неблагоприятно воздействовать на здоровье и безопасность людей и состояние окружающей среды; в) квот при проведении расследований. В целом лицензирование один из инструментов в арсенале ВТО, который мы пока толком не знаем. К использованию этого механизма должно быть привлечено внимание отечественных специалистов. Так, стратегически Россия заинтересована в сохранении действующих пошлин на отходы и лом черных и цветных металлов. Страны ВТО возражают против таких позиций. В этих условиях целесообразно поставить вопрос о лицензировании экспорта некоторых видов отходов и ломов.
Процедуру надо знать В рамках ВТО действует чрезвычайно сложный бюрократический механизм разрешения торговых противоречий между странами-участниками. Очень многое здесь зависит от знания процедурных вопросов. Российские металлургические компании, не имея в этой сфере достаточного опыта и подготовленных специалистов, вынуждены при возникновении споров обращаться к зарубежным юридическим конторам и нести повышенные расходы. Фемида в странах Запада, особенно в США, как известно, отличается медлительностью, что создает дополнительные проблемы российским производителям в отстаивании своих интересов.
Обычно материалы антидемпинговых разбирательств не подвергаются анализу и носят конфиденциальный характер. Однако мы попробуем проанализировать протокол, отражающий вторичное рассмотрение одного из дел о демпинге. Предмет спора принятие решения по иску Профсоюзного синдиката электрометаллургической промышленности Франции о взыскании пошлины с экспортеров (Россия и Китай) в сумме 2120 евро за тонну продукта. Ответчик не согласился с таким решением, и было назначено вторичное рассмотрение. Оно происходило с учетом практики ЕС и, на наш взгляд, может служить ориентиром в подобных судебных разбирательствах. При рассмотрении характеристик товара было установлено, что: продукт производился различной формы и размеров (цилиндрической, кусковой, стружка, гранулы), разной степени чистоты (свыше 96 % в зависимости от процесса производства); цены на него менялись в зависимости от размера частиц и, особенно, от степени чистоты. По степени чистоты и процентного содержания алюминия и магния металл делится на три категории: кальций "R" (стандартный типовой, содержащий 97 % кальция); кальций "N"; кальций "NN" (ядерный тип с более высокой степенью чистоты); Продукт применялся в основном в производстве свинца и ферросплавов, где необходимо использование кусковой формы и стружки, и в сталелитейной промышленности, которая нуждается в гранулах, полученных посредством механического размалывания кусков и стружки или путем переплавки и распыления. Особое внимание было уделено тому, что исследуемый продукт изготавливался двумя способами: извлечением извести при помощи алюминия (применяется в странах ЕС, США и Канаде); методом электролиза с последующей дистилляцией (используется российскими и китайскими производителями). В ходе исследований было определено, что металлы, полученные данными методами, лишь слегка отличаются друг от друга по своему составу и взаимозаменяемы. В результате вторичного рассмотрения наличие демпинга было подтверждено, однако пошлина вместо 2120 евро по иску профсоюзов была снижена до 1863 евро. Как показывает этот пример, в практике антидемпинговых расследований следует добиваться последующих рассмотрений правильности определения демпинговых пошлин и при этом обращать внимание не только на цены, но также на технологию получения продукта и другие факторы. Так, должны анализироваться способы получения металлов, сфера их применения, доля, занимаемая на рынке продуктом, ввозимым по низким ценам и т.д. Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы. 1. Всемирная торговая организация весьма заинтересована в вовлечении металлургического комплекса России в сферу своего регулирования. Однако вступление в эту организацию принесет нашим металлургам не только выгоды, но и новые проблемы. 2. Характер глубинных противоречий стран-членов ВТО в области металлургии не позволяет оградить российских экспортеров от дискриминационных мер. 3. Умелое использование защитных мер, предоставляемых нормами и механизмами, действующими в ВТО, важное условие преодоления негативных факторов. Необходимо изучить опыт применения нетарифных мер защиты в США и ЕС и разработать собственную программу таких мер с учетом особенностей металлургического производства в стране.
|