Александр Ламзин Начальник производственного управления Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель"
Угольные и нерудные горные предприятия (УиНГП) Норильска еще недавно отвлекали на себя неоправданно большое количество средств. Ежегодные затраты на их содержание исчислялись десятками миллионов долларов, в то время как по отношению к основному производству они выполняли сугубо дополняющую функцию. Внедрение мероприятий по реконструкции УиНГП позволило за четыре года сэкономить 44,5 млн. долл., а издержки реализации программы составили всего 8 млн. долл.
Объемы годовой добычи полезных ископаемых предприятиями Заполярного филиала компании составляют: уголь 250 тыс. т.; песчаник 1150 тыс. т.; известняк 700 тыс. т. Часть добываемого угля направляется на нужды производственных предприятий Норильска, часть в поселки Таймырского автономного округа. На угольном разрезе ведется также добыча песчаника, который после обогащения направляется на пирометаллургическое производство в качестве флюсовой добавки. Известняк используют в виде технологической добавки в пиро- и гидрометаллургии, а также в процессе утилизации серы.
В 1998 году, на момент начала реализации программы реконструкции, в Норильском районе действовали: угольный разрез и карьер по добыче известняка, подземный рудник известняков, углесортировочный комплекс и дробильно-обогатительный комплекс по обработке песчаника. Все предприятия были объединены в управление УиНГП с численностью персонала 964 человека. Затраты на содержание предприятий составляли 30,7 млн. долл. в год.
Структурно-функциональный анализ деятельности УиНГП позволил разработать две группы мероприятий по рационализации добычи и обогащения полезных ископаемых.
В первую группу вошли организационно-технические мероприятия, не требующие капитальных вложений и затрат на производство. Они позволили добиться следующих результатов.
1. Снижение коэффициента вскрыши горных пород. Сужение фронта работ в карьере и выбор рационального направления отработки позволили снизить коэффициент вскрыши горных пород с 4,2 до 2,2 м3 на тонну полезного ископаемого. Это уменьшило физические объемы вскрыши с 5,6 до 3,6 млн. м3 в год.
2. Размещение отвалов внутри карьера. Перенос отвалов внутрь карьера уменьшил плечо транспортировки вскрытой породы с 2,5 до 1 км.
3. Ликвидация двойной сортировки угля. В прежней схеме переработки существовало две углесортировки: одна непосредственно на угольном разрезе, вторая - на Никелевом заводе компании, причем оба комплекса имели солидный возраст. Закрытие комплекса на разрезе и, одновременно, капитальный ремонт комплекса на Никелевом заводе позволили снизить затраты, не нанося ущерба объемам производства.
За счет только этих мероприятий в 1999 году удалось достигнуть снижения затрат на 18,6 млн. долл., хотя, безусловно, эта рекордная цифра сформировалась также под влиянием экономического кризиса 1998 года и впоследствии затраты несколько увеличились. Количество используемых БелАЗов снизилось на 25 единиц.
Вторая очередь мероприятий требовала внедрения новой техники и некоторых затрат на строительство. Вместе с тем эти вложения дали значительный эффект.
1. Замена стационарной техники на мобильную. 8 экскаваторов и 5 буровых станков, которые использовались на работах в карьере Кайерканского угольного разреза, соответствовали всем требованиям по надежности и объемам выработки, однако имели один существенный недостаток - они представляли собой стационарные объекты. Анализ показал, что тот же объем работ может быть выполнен двумя экскаваторами и двумя буровыми станками при условии, что это будет мобильная дизельная техника. В результате было заключено два контракта на приобретение двух экскаваторов Liebherr (Германия) и двух буровых станков Tamrok (Финляндия). В настоящий момент новая техника уже внедрена в эксплуатацию.
2. Приобретение нового дробильно-сортировочного комплекса (ДСК) и перенос его на территорию карьера. Прежняя схема доставки и обогащения песчаника состояла из автотранспортного маршрута в 12,5 км и старого дробильно-обогатительного комплекса. Было принято решение приобрести новый ДСК (фирма Nordberg, Финляндия) и разместить его внутри карьера. Таким образом, плечо транспортировки уменьшается до 4 км - именно это расстояние отделяет карьер от ближайшей, кайерканской железнодорожной ветки.
3. Постройка 4 км железнодорожного пути от карьера до ближайшей железнодорожной ветки. Стоимость перевозки 1 т груза автотранспортом составляет 5,3 руб./км, тогда как по железной дороге - 1,6 руб./км. В середине 2001 года ожидается ввод в эксплуатацию нового железнодорожного отрезка пути. По прогнозным оценкам, затраты на новый ДСК и участок железной дороги окупятся в течение года.
Что касается планов оптимизации добычи известняка, то здесь учитывались следующие обстоятельства. Открытое и подземное предприятия, осуществляющие добычу известняка, были спроектированы с большим запасом мощности. В карьере добывалось 350 400 тыс. т, в подземном руднике - 200 тыс. т известняка ежегодно, в то время как проектная мощность каждого из этих объектов составляет по 1 млн. т. Добыча известняка подземным способом обходится в два раза дешевле, чем открытым способом. Это и послужило основанием для закрытия карьера известняков и развития мощностей подземного рудника. Окончание процесса перевода мощностей под землю ожидается в конце 2001 года, после чего карьер будет законсервирован.
С момента начала реконструкции угольных и нерудных горных предприятий в 1998 году удалось достигнуть ощутимых экономических результатов:
затраты на содержание предприятий уменьшились с 30,7 до 16,3 млн. долл. (прогнозная цифра на конец 2001 года). По окончании мероприятий, в 2002 году, ожидаемые затраты составят 43% от уровня 1998 года, или 13,2 млн. долл.;
себестоимость 1 т "подземного" известняка составляет 10,3 долл. против 12,3 в 1998 году; 1 т "открытого" - 12,6 долл. против 17,6 долл. в 1998 году. После консервации карьера известняков себестоимость для всего объема полезного ископаемого прогнозируется на уровне 10,5 долл. за 1 т;
себестоимость 1 т песчаника и угля в 2001 году составляет 10,3 долл. вместо 14,7 долл. в 1998 году;
численность персонала предприятий снижена с 964 до 500 человек. К середине 2001 года, когда будет введен в эксплуатацию новый ДСК и закончится строительство железнодорожной ветки, численность персонала уменьшится до 380 человек;
количество БелАЗов, обслуживающих УиНГП, уменьшилось с 62 до 28, соответственно, уменьшилось и количество водителей: с 277 до 138. По окончании реализации мероприятий программы потребность в БелАЗах составит всего 10 машин;
производительность труда 1 работника выросла с 5,665 до 10,400 тыс. м2/год (прогнозируемая цифра на конец 2001 года);
уровень заработной платы работников за счет повышения эффективности труда вырос с 489 долл. в 1998 году до 662 долл. в 2001 году.
Таким образом, комплекс угольных и нерудных горных предприятий Заполярного филиала ГМК "Норильский никель" сегодня обходится компании значительно дешевле, чем еще три года назад. И это является прямым доказательством того, что лучшее - не всегда затратное.
|