Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

"Норильский Никель"  Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Проекты и предложения Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Машиностроение и металлообработка Экология  Акционерное общество "Кольчугинский завод по переработке цветных металлов" - 130 лет
Импэкс-металл Международное обозрение Искусство и ремесла История
№3' 2001 версия для печати

ЗАКОН ДЛЯ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ



Юрий Маслюков
Председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания РФ


Юрий Маслюков     Современное состояние российской экономики характеризуется, на мой взгляд, двумя тенденциями. С одной стороны, ростом макроэкономических показателей, оживлением отечественного производства, стабилизацией рубля и увеличением валютных резервов. С другой стороны, тем, что развитие экономики во многом продолжает зависеть от экспорта сырьевых товаров, что возрастает регулирующая роль естественных монополий, медленно внедряются в производство новые перспективные технологии, сохраняются проблемы, связанные с перераспределением собственности.
    Государственная Дума, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям с большим вниманием относятся к проблемам российской экономики, в том числе горно-металлургического комплекса. Депутатов не радует тот факт, что для развития металлургической промышленности почти ничего не было сделано за счет средств федерального бюджета. Бюджет 2001 года тоже почти ничего не предусматривает. А ведь доля налоговых поступлений от предприятий этой отрасли в бюджет составляет около 20 %. Мы считаем, что только вложения в промышленность способны вывести страну из того трудного состояния, в котором она сегодня находится.
    При нашем Комитете действует Экспертный совет по металлургии и горнорудной промышленности, задача которого – суммировать предложения, поступающие от предприятий, т.е. от тех, кто создает продукцию, и вырабатывать рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства.
    Пока еще рано успокаиваться на том, что мощности отечественной металлургии более-менее загружены. Я считаю, что передышка, связанная с возможностью экспортировать металл и тем самым дающая возможность поправить положение в отрасли, будет недолгой. На внешний рынок предприятия металлургии вышли недостаточно подготовленными. И об этом свидетельствует вся история с введением американской стороной квот на поставки российского металла. Подобные ситуации требуют серьезного анализа и решений на государственном уровне. Этому будет способствовать активная работа Экспертного совета, в который, помимо депутатов Государственной Думы, вошли ведущие ученые и производственники.
    Серьезное беспокойство вызывает состояние сырьевой базы металлургии. Если не обеспечить необходимых вложений на ее воспроизводство, то в недалеком будущем металлурги могут остаться без ресурсов. В этой связи надо заметить, что возможности, которые предоставляет Закон о разделе продукции, в металлургической отрасли пока используются очень слабо. Между тем СРП позволяет привлекать немалый объем прямых инвестиций на развитие горнорудных предприятий. Более активную позицию в этом вопросе должно занять Минпромнауки России.
    Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям много внимания вынужден уделять деятельности, связанной с оборотом лома и отходов черных и цветных металлов. За последние пять-шесть лет число правонарушений в этой сфере резко выросло, а ущерб, наносимый экономике страны и имуществу граждан, переходит все мыслимые границы.
    До начала 90-х годов заготовку, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов в стране осуществляли две государственные структуры – Вторчермет и Вторцветмет. Все предприятия и организации, где образовывались лом и отходы, сдавали их государству в директивном порядке. Но эта схема перестала существовать, а рыночные методы в условиях переходной экономики оказались недостаточно эффективными. В результате произошло уменьшение сбора лома и отходов с 30 млн. т в 1985 году до 12 млн. т в 1995 году. Указом Президента Российской Федерации № 245 от 6 марта 1995 года были сняты ограничения на экспорт многих товаров и услуг, в том числе на лом и отходы черных и цветных металлов. В соответствии с указом, юридические лица получили право принимать, а граждане и индивидуальные предприниматели - сдавать вторичное сырье. Металлолом широким потоком устремился за границу. Так, экспорт лома с 1995 по 1998 год увеличился с 28,6 до 356,5 тыс. т, а лома алюминия – с 11,9 до 367,3 тыс. т. С этого момента стремительно растет число хищений металлосодержащего имущества.
    Предприятия и организации Вторчермета и Вторцветмета продолжали свою деятельность, но уже как акционерные общества. Кроме них к сбору лома и отходов устремилось большое количество предпринимателей – и юридических, и физических лиц. Как правило, они имели весьма слабое представление о некоторых особенностях этого вида деятельности, в частности о необходимости радиационного и химического контроля, проверки на взрывобезопасность и т.д. Многие не имели необходимого оборудования и квалификации, но были уверены, что могут в этой сфере "сделать легкие деньги".
    Коммерческая привлекательность этой деятельности привела к ее криминализации. Динамика хищений цветных металлов и изделий из них, по данным МВД РФ, выглядит следующим образом: если в 1994 году было зарегистрировано 3454 кражи, то в 1995 году – уже 17161, в 1996 – 20939, в 1997 – 26631, в 1998 – 32270, в 1999 – 74696, в 2000 году – 96255 хищений. Тенденция роста продолжает сохраняться. По данным РАО "ЕЭС России", только на предприятиях электроэнергетики в течение 1999 и 2000 годов совершены почти 44 тыс. хищений, украдено более 22 тыс. т оборудования, проводов высоковольтных линий, десятки тысяч километров кабеля и много другого металлосодержащего имущества. Правоохранительными органами по этим фактам возбуждено свыше 27 тыс. уголовных дел. Общая сумма причиненного материального ущерба, включая затраты на восстановительные работы, составила свыше 3 млрд. руб. В процессе хищений зарегистрированы 1173 несчастных случая, в том числе 827 со смертельным исходом.
    Участились хищения дорогостоящего оборудования, содержащего цветные металлы, и на железной дороге. За 1999 год общий ущерб по отрасли от этих преступлений превысил 75 млн. руб., причем без учета упущенной выгоды. Помимо прямого ущерба, это создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных происшествий.
    Многие субъекты Российской Федерации, не видя иного выхода из сложившейся ситуации, предпринимали попытки регулировать оборот лома и отходов черных и цветных металлов региональными законодательными актами, которые чаще всего отменялись, поскольку противоречили Федеральному законодательству.
    Федеральным законом от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" было установлено лицензирование "заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов". Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 822 утверждено "Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", в котором определялось, что лицензирование данного вида деятельности осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 года № 304 внесены изменения и дополнения в указанное Положение, которые ужесточили требования к соискателям лицензий.
    В сентябре 1999 года Государственная Дума приняла в первом чтении два законопроекта: "О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов" и "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов". Нужно признать, что эти законопроекты далеки от совершенства, но их актуальность и концептуальная важность не вызвали у депутатов сомнения. Однако Правительство Российской Федерации своим заключением не поддержало эти законопроекты.
    Установленные Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 года № 1198 ставки вывозных таможенных пошлин на лом и отходы цветных металлов в размере 30 % от таможенной стоимости позволили сократить видимый спектр этого экспорта в четвертом квартале 1999 года и в 2000 году. Постановлением Правительства Российский Федерации от 14 сентября 2000 года № 676 ставки вывозных таможенных пошлин на лом меди и алюминия были установлены в размере 50 % от таможенной стоимости, что должно было сделать экспорт лома этих металлов экономически невыгодным.
    Однако снижение экспорта, зафиксированное в таможенной статистике, не совпадает с аналитическими данными о количестве лома и отходов, поступивших на зарубежный рынок. Дело в том, что, несмотря на все усилия Правительства РФ по введению странами – членами Таможенного союза экспортных пошлин на лом черных и цветных металлов, идентичных российским, в Белоруссии до сих пор действует пошлина на лом меди и алюминия в размере 15 %. Предприниматели используют эту "дыру" для вывоза российского лома за рубеж. При этом наш бюджет полностью лишается поступлений в виде таможенных сборов от экспорта по этой схеме, причем объем подобного вывоза не учитывается в статистике ГТК России. Во-вторых, в последние годы все более широкие масштабы приобретает переплавка в кустарных условиях лома цветных металлов в различные виды псевдоизделий (решетки, фигуры животных, напольные покрытия и т.д.), что позволяет предпринимателям уклониться от уплаты высоких вывозных таможенных пошлин, а также от ответов на вопросы о легальности происхождения изделий. Такой экспорт также не отражается в статистике. Само собой, кустарные плавильни загрязняют окружающую среду, выпуск изделий осуществляется с нарушениями требований промышленной безопасности.
    Приходится с сожалением констатировать, что принятые меры пока не привели к улучшению ситуации в этой сфере деятельности.
    31 марта 2000 года Президент РФ Указом № 616 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики" установил "впредь до принятия федерального закона" порядок реализации лома черных и цветных металлов физическими лицами и необходимость подтверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права собственности на указанный лом. Указом также установлено, что физические лица могут сдавать лом цветных и черных металлов, образующийся только в быту, по перечню, определенному органами государственной власти субъектов Федерации.
    В течение 2000 года Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям была проделана огромная работа по анализу и оценке полутора десятков законопроектов, связанных с оборотом лома и отходов черных и цветных металлов. Те, кто вносил эти законопроекты, предлагали различные варианты решения проблемы – от запрета физическим лицам заниматься этой деятельностью, что противоречит Конституции Российской Федерации, до введения государственной монополии, что потребует огромных средств из бюджета либо на выкуп контрольных пакетов акций у тех, кто владеет компаниями, занимающимися сбором лома, либо на создание новых государственных предприятий и организаций в этой сфере.
    В результате проведенной работы 4 января 2001 года вступил в силу подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Новый акт закрепил требования, содержавшиеся в Указе Президента РФ от 31 марта 2000 года № 616, а также дополнил два действующих федеральных закона несколькими правовыми нормами. Во-первых, введено понятие "лом и отходы черных и цветных металлов". Во-вторых, субъектам Российской Федерации предоставлено право самим устанавливать перечни видов бытового лома и отходов цветных металлов, которые могут сдавать физические лица, являющиеся его собственниками. В-третьих, Правительство РФ получило право устанавливать Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения и такие же Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения. В-четвертых, вместо единого лицензирования "заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов" установлено раздельное лицензирование по лому цветных и лому черных металлов.
    Еще одним важным шагом было принятие в ноябре 2000 года Государственной Думой и одобрение в декабре 2000 года Советом Федерации Федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов", которым устанавливалось лицензирование этого вида внешнеэкономической деятельности и обязательность для соискателя лицензии подтверждения законности происхождения лома и отходов цветных металлов, предназначенных к экспорту. Кроме того, Правительству РФ предоставлялось право устанавливать Перечень лома и отходов цветных металлов, экспорт которых запрещен до 1 января 2005 года. Однако 4 января 2001 года Президент РФ отклонил данный Федеральный закон, посчитав, что он ограничивает права и свободы граждан и противоречит отдельным положениям Конституции РФ. При повторном рассмотрении 4 апреля 2001 года Государственная Дума проголосовала за принятие этого Федерального закона в ранее принятой редакции, чем преодолела вето Президента РФ на этот закон.
    В ближайшее время Государственная Дума будет рассматривать во втором чтении законопроект "О внесении дополнения в Уголовный Кодекс РФ", который устанавливает ответственность за хищение изделий, содержащих цветные металлы, и приведение тем самым в негодность систем жизнеобеспечения. За этот вид преступления предусматривается наказание до 7 лет лишения свободы.
    16 апреля 2001 года в Государственной Думе прошли Парламентские слушания "О регулировании рынка вторичных цветных металлов", в которых приняли участие и члены Совета Федерации, представители министерств и ведомств, руководители предприятий и компаний, действующих на этом рынке, а также представители субъектов Российской Федерации. Участники слушаний констатировали важность и необходимость намеченного Государственной Думой пути совершенствования действующего законодательства, регулирующего оборот лома и отходов черных и цветных металлов и выработали рекомендации по принятию дополнительных мер законодательного, экономического и организационного характера, направленных на устранение правонарушений, связанных с оборотом лома и отходов черных и цветных металлов.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение