Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

"Норильский Никель"  Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Проекты и предложения Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Машиностроение и металлообработка Экология  Акционерное общество "Кольчугинский завод по переработке цветных металлов" - 130 лет
Импэкс-металл Международное обозрение Искусство и ремесла История
№3' 2001 версия для печати

АЗИАТСКИЙ КРЕН МЕДНОГО РЫНКА
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕДИ В САНТЬЯГО СОБРАЛА КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ, КРОМЕ РОССИЙСКИХ



Игорь Желнов
Управление сбыта ГМК "Норильский никель"

    В начале апреля этого года в столице Чили г. Сантьяго состоялась 14-я Международная конференция по меди. Организатор конференции – английская информационно-аналитическая и издательская компания Metal Bulletin, имеющая заслуженный авторитет в мировой металлургической отрасли, регулярно проводит международные семинары и конференции по рынкам различных металлов и сплавов. Как правило, они проходят в одной из стран, являющихся крупными производителями соответствующего металла, и сопровождаются посещением местных предприятий.
    В прошлом году конференция проходила в Варшаве. На сей раз выбор пал на Чили как на мирового лидера в добыче меди и производстве медных концентратов. В рамках конференции некоторые из ее участников были приглашены на презентацию компании Codelco, посвященную сбытовой и маркетинговой политике, которую провел исполнительный вице-президент по коммерческому развитию Юрген Лайббрандт. Для них были также организованы ознакомительные поездки на ведущие медные предприятия Чили: отделение El Teniente компании Codelco, медные комплексы Escondida и Antofagasta.
    В конференции приняли участие свыше 150 делегатов из 20 стран, представлявших большинство крупнейших компаний – производителей меди, торговые фирмы, исследовательские и кредитно-финансовые организации. В личных беседах участники форума с сожалением отмечали отсутствие делегатов от России и других стран СНГ, за исключением представителей "Норильского никеля". Дело в том, что конференции Metal Bulletin по меди, никелю, алюминию или стали (справедливости ради, надо отметить, что аналогичные мероприятия организуются и другими компаниями) давно уже превратились в своеобразные клубы. Несколько раз в году специалисты собираются по тому или иному металлу, чтобы обменяться мнениями о том, что происходит на рынке, рассказать о своих достижениях и планах, пообщаться с коллегами, договориться о последующих встречах и контактах. Участие в таких форумах (особенно с докладом) – пожалуй, лучший способ войти в мир профессионалов и стать в нем "своим". Здесь никто не чурается контактов с конкурентами, не замыкается в своем кругу. Смысл подобного общения понятен: "встретившись с кем-то сегодня, завтра я смогу ему позвонить, задать вопрос, попросить помочь информацией, предложить сотрудничество".
    Центральное место в ходе конференции заняли доклады Джорджа Чивли (компания CRU International, Великобритания), Эихи Като (Nippon Mining & Metals Co., Япония) и Франсиско Томика (Minera Escondida, Чили).
    Доклад г-на Чивли был посвящен обзору и анализу современного состояния мирового рынка медной катанки, включая динамику роста производства и потребления в 1996 – 2000 годах. Известно, что основной сферой потребления рафинированной меди является производство проволоки и кабеля, а крупнейшими потребителями медной катанки на сегодняшний день стали Китай (14 %) и другие азиатские страны (28 %). Главным "двигателем" мирового потребления меди является рост производства электротехнического и электронного оборудования, а в КНР – еще и масштабная программа модернизации экономики, электрификации и телефонизации страны (в 2000 г. на КНР пришлось 37 % новых телефонных линий, установленных в мире). В среднесрочной перспективе, по мнению CRU, рынок катанки ожидает стабильный подъем, с основным приростом спроса за счет КНР (10 – 12 %), Индии (6 – 7 %), Бразилии (5 – 6 %) и Северной Америки (3 – 4 %). Вместе с тем в нынешнем году рынок медной катанки находится не в лучшей форме. Особенно негативное влияние на него оказывает падение спроса на автомобили в США, Японии и в несколько меньшей степени, Западной Европе.
    В докладе г-на Като были рассмотрены выгоды и перспективы консолидации активов и глобализации в области медеплавильного и рафинировочного производства на примере японско-корейского СП LG-Nikko, являющегося крупнейшим в мире предприятием по выпуску рафинированной меди без собственной рудной базы и одним из ведущих производителей в регионе.
    Несмотря на рост рафинировочных мощностей, Восточно-Азиатский регион вынужден ежегодно импортировать 1,3 – 1,6 млн.т рафинированной меди. О емкости рынка Восточной Азии говорит хотя бы тот факт, что, по прогнозу NMM, только в КНР потребление меди в ближайшем будущем возрастет почти вчетверо: с 1,6 млн. т в 2000 году до 6 млн. т к 2010 году. Проблема нехватки медного сырья в этом регионе решается за счет импорта, в основном из Чили (около 36 % в 1999 г.) и других стран Латинской Америки. Для стабильного обеспечения своих заводов сырьем NMM приобрела доли в крупных медедобывающих предприятиях, в том числе чилийских Escondida, Collahuasi и Los Pelambres.
    Исключительно важными вопросами для японских производителей меди являются повышение производительности труда, снижение производственных издержек и затрат на экологию. В связи с этим ряд мощностей передислоцируется в Таиланд, Малайзию, Корею и Китай. В результате альянса, который был выстроен между тремя крупными азиатскими производителями меди (Nippon Mining and Metals, LG-Nikko Copper и Mitsui Mining and Smelting), объем совместно производимой и реализуемой ими меди достиг 1,13 млн.т, а централизованно закупаемых ими концентратов – 2,8 млн. "сухих" тонн. Это дало компаниям ряд преимуществ при заключении закупочных и сбытовых контрактов, контроле качества и логистике продукции, а также позволило снизить издержки производства. В среднесрочной перспективе, уверен г-н Като, консолидация медных активов в Азиатском регионе будет продолжаться.
    Франсиско Томик в своем выступлении осветил развитие горнодобывающей отрасли в Чили и ее роль на мировом рынке концентратов. Добыча меди в Чили составляет 35 % мирового объема, а ее вывоз приносит стране более 40 % экспортных доходов и составляет 8 % ВВП. Интенсивное развитие отрасли направлено на удовлетворение мирового спроса на медь, который, по прогнозу Minera Escondida, будет расти в 2001 – 2010 годах на 3 – 3,5 % в год. Все компании, ведущие добычу меди в стране, планируют расширение мощностей по производству концентратов в течение ближайших 4 – 6 лет. В этот же период будут реализованы несколько новых проектов. При этом издержки производства медных концентратов в Чили являются одними из самых низких в мире (после Индонезии и Мексики). Основные импортеры чилийских концентратов – Япония (37 %), Китай (10 %), Южная Корея (8 %), Германия и Бразилия (по 7 %).
    Участники конференции обменялись также мнениями относительно перспектив развития рынка рафинированной меди в 2001 – 2002 годах и среднегодовых цен Лондонской биржи металлов на медь. Большинство компаний считают, что подъема на рынке рафинированной меди следует ожидать не ранее третьего квартала 2001 года, однако он будет устойчивым и сохранится в 2002 – 2003 годах. В нынешнем году на рынке рафинированной меди ожидается дефицит в размере 100 – 200 тыс. т, что заметно ниже уровня прошлого года (350 – 410 тыс. т). Что же касается среднегодовых котировок ЛБМ на медь в 2001 году, то компании-производители (Codelco, Noranda, KGHM, Norddeutsche Affinerie, Nippon Mining & Metals, BHP-Billiton) прогнозируют их на уровне 1800 – 1900 долл./т, в то время как исследовательские организации (CRU, Metal Bulletin Research, BNP Paribas, Brook Hunt) более склоняются к уровню 1850 – 1950 долл./т.
    В ходе обсуждения вопросов развития электронной коммерции и ее влияния на рынок цветных металлов большинство делегатов отметили ее очевидную пользу как инструмента рекламы и маркетинга и способа снижения технических издержек в торговле металлами и материально-техническом обеспечении горно-металлургических компаний. Однако компании-производители и трейдеры выразили сомнение в том, что виртуальные торговые площадки смогут в ближайшее время оказать серьезное влияние на ценообразование на рынке меди и увеличить объемы их бизнеса.
    Презентация компании Codelco продемонстрировала: основой ее сбытовой и маркетинговой политики является постоянное прямое (через дочерние общества и торговые представительства) и косвенное (через региональных торговых агентов) присутствие во всех основных регионах – потребителях ее продукции, прежде всего в Азии и Европе, а также устойчивые партнерские отношения с рядом ведущих производителей медных катодов, катанки и проволоки. Потребности в сырье и особенности производства каждого крупного и среднего предприятия-потребителя тщательно изучаются специалистами маркетинговой службы Codelco и учитываются при ежегодной корректировке производственных планов соответствующего отделения компании. Сегодня около 90 % выпускаемых медных концентратов и до 75 % катодов реализуются по прямым долгосрочным контрактам с конечными потребителями. В ближайшие 5 лет компания планирует довести эти показатели соответственно до 97 % и 82 %, а также (после всестороннего изучения потребностей рынка) расширить существующее и организовать новое совместное производство ряда продуктов глубокой степени переработки в Германии, Франции, Китае, Мексике и Бразилии.
    Codelco также активно влияет на различные аспекты ценообразования. Стоимость выплавки и рафинирования меди на европейских и азиатских предприятиях, фиксируемая в контрактах с Codelco, служит ориентиром для всего мирового рынка. Компания ежегодно, по согласованию с другими ведущими производителями, устанавливает размер премий ЛБМ на медные катоды класса А. Одним из показателей растущего влияния Codelco на ЛБМ стало недавнее введение одного из руководителей компании в совет директоров биржи.
    В заключение г-н Лайббрандт отметил, что Codelco открыта для сотрудничества с другими горно-металлургическими компаниями и рассматривает совместные проекты по освоению новых месторождений, технологий производства и организации сбыта медной продукции.
    Во время ознакомительной поездки на отделение El Teniente компании Codelco (80 км от Сантьяго) его генеральный директор Рубен Альварадо Вигар привел основные сведения о рудной базе и производственных мощностях предприятия, объемах выпуска и ассортименте продукции, а также рассказал о планах развития на ближайшие годы. El Teniente – старейшее отделение компании (добыча руды начата в 1905 г.). Его основной продукцией является медно-молибденовый концентрат (349 тыс. т по содержанию меди в 2000 г.). Предприятие планирует к 2005 году увеличить годовое производство меди в концентрате на 130 тыс. т. Знакомясь с предприятием, участники конференции посетили центральные терминалы по управлению всеми основными технологическими процессами, ознакомились с крупнейшей в мире подземной шахтой (общая протяженность штолен превышает 1500 км), цехами обогатительной фабрики Sewell и медеплавильного предприятия Caletones.
    Нынешняя конференция по меди, конечно, не принесла ее участникам каких-то особых откровений. Но, как я уже отметил в начале, каждый такой форум – это заседание своеобразного клуба, а участие в нем – и почетное право, и профессиональная необходимость. Так не пора ли и нам, компаниям из России и других государств СНГ, усвоить это и сделать так, чтобы в подобных отраслевых клубах нас и слушали, и слышали? Тем более что роль, которую мы играем на рынках металлов, общепризнанна, и слушают нас с интересом. Об этом, кстати, свидетельствует опыт участия в прошлогодней конференции по меди в Варшаве Уральской ГМК и выступление на ней ее генерального директора Андрея Козицына. И еще: неплохо бы и государственным чиновникам, курирующим промышленность, приобщиться к таким мероприятиям, чтобы не понаслышке знать об удачах и проблемах отрасли. Ведь не одним Давосом живет человечество.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение