Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

"Норильский Никель"  Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Проекты и предложения Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Машиностроение и металлообработка Экология  Акционерное общество "Кольчугинский завод по переработке цветных металлов" - 130 лет
Импэкс-металл Международное обозрение Искусство и ремесла История
№3' 2001 версия для печати

НАЧИНАЕТСЯ ВЕК АРКТИКИ



Илья Могилевкин
Доктор экономических наук, профессор ИМЭМО РАН


    В последнее время заметен подъем интереса к Арктике и ее возможностям. Растушее значение этого региона таково, что многие аналитики на Западе называют наступающее столетие "веком Арктики". Общее внимание вызвано важными причинами. Одна из них заключается в природных богатствах арктического региона. Разнообразие полезных ископаемых здесь настолько велико, что принято говорить о наличии "всей таблицы Менделеева". Прежде всего речь идет о месторождениях нефти и газа как на морском шельфе, так и на суше. Помимо углеводородного сырья, Арктика богата месторождениями золота, меди, никеля, олова, платины, марганца и др.
    Для России, которая и своей историей, и основными жизненными интересами тесно связана с Севером, проблема Арктики существует в глобальном плане: в перспективе социально-экономических, пространственных и этнокультурных факторов. Геополитические перемены 90-х годов уменьшили территорию нашей страны. Европейская часть России превратилась во внутриконтинентальную, полуизолированную территорию. Между тем на севере – от Скандинавии до Берингова пролива – находятся огромные территории и акватории с громадными природными богатствами, промышленной и транспортной инфраструктурой, и эта часть свободно выходит в открытые пространства Мирового океана.
    Именно поэтому важно наряду с решением текущих задач разобраться в фундаментальных проблемах региона. Они будут неизбежно рассматриваться в рамках формирующегося научно обоснованного представления о том, как сегодня разумнее способствовать развитию Арктики с ее экстремальной средой обитания.
    Решить эту задачу должна отечественная наука. Такие исследования проводятся и в ИМЭМО РАН, где выводы ученых о необходимости расширения хозяйственной деятельности России в Арктике увязываются с более масштабными прогнозами о неизбежности постепенной переориентации экономического развития страны на Север и Дальний Восток. Таким путем можно не только компенсировать последствия негативных изменений в европейской части страны, но и раскрыть перспективы нового общего экономического подъема. По существу, Аркктика – это уникальная возможность устойчивого развития, которая может гарантировать будущее России как великой державы. Как сказал Президент В.В. Путин в Мурманске, "Север – наш стратегический резерв в развитии государственности".
    Государственная политика, проводившаяся в Арктике в советское время, исчерпала себя. Всеобъемлющее вмешательство в социально-экономическую сферу стало невозможным. Однако внезапный "уход" государства из арктического региона вызвал здесь серьезные экономические и социальные трудности. Среди насущных проблем, которые требуют неотложного решения, в первую очередь отметим следующие:
    – обеспечение так называемого северного завоза;
    – своевременная эвакуация тех, кто по возрасту или иным причинам не может жить и работать в Арктике;
    – принятие комплексных мер для поддержки коренных народов Севера, их традиционного хозяйствования и быта, обеспечение их адаптации к современным условиям при сохранении национальной культуры;
    – защита природных комплексов.
    Какой должна быть государственная политика в Арктике сегодня? От ответа на этот вопрос будет зависеть подход к конкретным проблемам. Среди них – разработка единой основы государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности в Северном Ледовитом океане и прибрежных районах. Внимание должно быть направлено на более рациональное размещение производств, отвечающее новым территориальным, экономическим и демографическим условиям. Необходима также адекватная законодательная база, регулирующая освоение минеральных и биологических ресурсов.
    Блок экономико-социальных проблем Арктики тесно связан с переходом страны к рыночной экономике, с приватизацией многих, в том числе инфраструктурных, отраслей и резким сокращением масштабов государственного финансирования. В этих условиях основные расчеты ориентируются на доходы от эксплуатации месторождений энергоносителей.
    Извлекаемые ресурсы углеводородов на континентальном шельфе России оцениваются (в пересчете на нефть) в 100 млрд. т. Газонефтяная провинция на шельфе западной части российского арктического сектора сосредотачивает большую часть всех начальных извлекаемых ресурсов. Наиболее крупными здесь являются три района: Центрально-Баренцевский, Южно-Карский газоконденсатные и Печорский нефтегазоконденсатный. Даже при недостаточной изученности здесь уже открыто 16 месторождений, включая богатейшие – такие, как Штокмановское газоконденсатное, Ленинградское и Русановское газовые, с общими запасами газа более 10 – 12 трлн. м3. На востоке весьма перспективными на нефтегазоносность считаются моря Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, Хатынский и Анадырский участки Берингова моря.
    На арктическом шельфе открыты богатые месторождения и других полезных ископаемых – угля, золота, меди, никеля, олова, платины. В настоящее время добываются только уголь – на Шпицбергене и золото – на Северной Земле (о. Большевик).
    Темпы развития добычи нефти и газа в арктическом регионе в значительной степени зависят от масштабов инвестиций, в том числе зарубежных. Хроническая нестабильность ситуации в Персидском заливе и прилегающих территориях делает уязвимыми поставки нефти в гарантированных объемах и по предсказуемым ценам для большинства стран Запада. Исходя из этого руководство Европейского Союза приняло решение расширить энергетическое партнерство с Россией. Председатель исполнительной комиссии ЕС Роман Проди и президент Франции Жак Ширак подтвердили намерение заключить серию договоров с Россией, которые будут гарантировать сотрудничество в этой сфере на ближайшие 20 лет. Наша страна получит необходимые инвестиции для развития добычи нефти и газа, обустройства промышленной и транспортной инфраструктуры. Предполагается, что в результате Россия сможет удвоить поставки углеводородного сырья в Европу.
    Реализация этих проектов зависит от создания благоприятного инвестиционного климата. Насущной задачей является отработка правовой базы, которая должна определять правила эксплуатации нефтегазовых и других месторождений, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции. Особое значение имеет при этом обеспечение "прозрачности" ценообразования, поддержание государственного контроля, установление правильной системы рентных отношений. К новым задачам ТЭК в арктическом регионе России относится и решение таких важных вопросов, как автоматизация процесса нефтегазодобычи, применение менее затратных организационных форм труда, в частности, вахтового метода и др.
    Наращивание добычи энергоносителей потребует развития транспортных систем для поставок нефти и газа. Основную роль здесь и впредь будет играть трубопроводный транспорт. Российская газотранспортная сеть продолжает расширяться. В настоящее время идет строительство газопровода Ямал – Европа протяженностью 4200 км: его пропускная способность составит 70 млрд. м3 в год. На очереди трубопровод, по которому газ пойдет в Финляндию, Швецию и Данию. Для увеличения объемов транспортировки нефти строится Балтийская трубопроводная система (БТС): через нее на Запад будет поступать нефть Тимано-Печорского района, где добыча должна возрасти с 9 до 20 млн.т.
    Предусматривается расширение сети трубопроводов и для транспортировки углеводородного сырья из Сибири и Дальнего Востока в Китай, Японию и другие страны Азии. По прогнозам, уже к 2010 году дефицит нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе составит 50 млн. т в год. Реализация проектов, предусматривающая привлечение китайских кредитов, а также совместную разработку некоторых месторождений, пройдет в несколько этапов.
    Вместе с тем трубопроводы не решают всех транспортных проблем. Например, поставки нефти с шельфа требуют создания в этом бассейне танкерного флота, строительства терминалов, развития берегового хозяйства. Еще более очевидно значение морского транспорта, когда речь идет о перевозках рудных концентратов, минеральных удобрений, угля, леса, а также грузов, необходимых для поддержания жизнедеятельности в регионе. Морское судоходство имеет огромное значение для реализации транзитного потенциала арктического региона.
    Экономическое развитие Арктики зависит прежде всего от восстановления крупнейшей водной транспортно-коммуникационной системы – Севморпути и меридиальных речных трасс, а также от реализации ряда проектов новых магистралей на суше. В качестве первоочередной задачи необходимо обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что связано с увеличением финансирования работы атомных ледоколов, пополнением торгового флота судами ледового класса и восстановлением береговой инфраструктуры вдоль судоходной трассы от Мурманска до Берингова пролива. Сегодня ежегодный грузооборот Севморпути составляет 1,5 млн. т. Необходимо увеличить этот объем до 3 – 5 млн. т. Такие возможности имеются. В настоящее время крупнейшим отправителем грузов является горно-металлургическая компания "Норильский никель", которая наращивает свою хозяйственную деятельность. Перспективным участником перевозок наливных грузов становится "ЛУКойл". Эта нефтяная компания уже разместила заказы на строительство танкеров ледового класса для вывоза нефти на экспорт с Тимано-Печорского месторождения.
    Перспективным направлением для развития грузоперевозок арктического бассейна является привлечение на трассу Севморпути транзитных грузов. В настоящее время морские перевозки между Европой и странами АТР постоянно растут. Они осуществляются в основном по южному маршруту: Средиземное море – Суэцкий канал – Индийский океан. Через Арктику путь короче. Привлечение на Севморпуть хотя бы десятой части этого грузопотока означало бы десятки миллиардов тонн транзитных товаров и миллиарды долларов ежегодных доходов.
    Необходимое направление работы – развитие наземных коммуникаций. Это, в частности, железная дорога протяженностью 1200 км, которая должна связать Северный Урал с портом на берегу Баренцева моря. Существуют и другие планы транспортного строительства.
    Арктика нуждается в переходе к более экономному хозяйствованию. Особое место занимает внедрение новых форм труда с ротацией кадров по вахтовому методу, что существенно сокращает численность приезжих и время их пребывания на промышленных объектах. Другой задачей является развитие местного производства продуктов питания, изделий легкой промышленности и других потребительских товаров, чтобы не возить их с "большой" земли.
    Продовольственное обеспечение Арктики во многом связано с более рациональным использованием биоресурсов региона. Речь идет о рыболовстве (с более полной переработкой продукции) и о постепенном переходе к мерам сбережения морских биоресурсов, их ускоренному воспроизводству. На суше важным, но плохо используемым резервом продовольственного обеспечения остается оленеводство.
    Во многом аналогично положение с энергоснабжением. Очевиден вопрос об энергетическом самообеспечении арктического региона с использованием малогабаритных высокопроизводительных модулей глубокой переработки нефти в местах ее добычи, а также усовершенствованных ветроустановок. В целом хозяйствование в арктическом регионе должно быть ресурсосберегающим.
    Очевидно, что все проекты, о которых идет речь, должны основываться на использовании новейших научно-технических достижений. В широком смысле роль науки в освоении Арктики является ключевой. Назрела необходимость провести инвентаризацию советских научных исследований в Арктике. Богатейшее научное наследство по самой широкой тематике целесообразно использовать как для фундаментальных разработок, так и в практических целях. Но в условиях, когда необходимо решать принципиально новые задачи, связанные с пространственной переориентацией, российская "арктическая" наука должна быть готова к активной роли в разработке технологических схем и создании современных образцов техники, которые могли бы не только соответствовать мировым достижениям, но и экономически оправдывать себя.
    Формулируя предложения по освоению Арктики, надо учитывать последние данные, касающиеся изменений климата. В частности, прогнозируется, что число холодных зим на Севере уже к 2020 году сократится вдвое, а к 2080 их вообще не будет. Комплекс проблем, связанный с защитой экосистемы Арктики от последствий возможного катастрофического изменения климата, должен решаться на международном уровне.
    Даже краткий обзор вопросов, относящихся к возможностям освоения природных богатств Арктики, свидетельствует о том, что в ближайшие десятилетия предполагаются рост интереса деловых кругов к этому региону и достижение масштабных результатов, прежде всего в развитии добычи полезных ископаемых, использовании биоресурсов, создании транспортных систем.

ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕМЕ 

    Исключительная важность проблем экономического развития Арктики была подчеркнута на Евроарктической нефтепромышленной конференции в феврале 2001 года в Норвегии. Сформулированы, в частности, требования к металлопродукции, необходимой для создания промышленных объектов, связанных с добычей углеводородных энергетических ресурсов на шельфах северных морей. Актуальность и сложность задачи определяются своеобразием химического состава сырья, уникальностью этих месторождений, а также высокими критериями экологической безопасности.
    Особые требования предъявляются к металлическим полуфабрикатам, из которых будут изготавливаться сложнейшие инженерные сооружения: буровые платформы массой до 100 тыс. т, глубоководные трубопроводы с высокой пропускной способностью, энергетические установки большой единичной мощности, суда обслуживания. Здесь должны применяться специальные, сертифицированные по международным нормам, качественные стали, изготовить которые можно только с использованием современных технологий и оборудования. Поэтому одним из направлений стратегии черной металлургии России является коренная модернизация производства, которая должна охватывать все основные технологические переделы – от выплавки стали строго заданного химического состава, точного выбора параметров деформации и термообработки до новейших методов контроля металлопродукции.
    Занять достойное место на этом рынке способны ведущие российские металлопроизводители – акционерные общества "НТМК", "Северсталь", "НОСТА", "ММК" и др. – при условии, что они обеспечат получение металла с качественными характеристиками, необходимыми для эксплуатации в сложных условиях полярного шельфа. Государство со своей стороны заинтересовано в поддержке этой программы, поскольку поставки отечественной металлопродукции для строительства промышленных объектов в этом регионе – одно из важных условий сохранения нашей экономической независимости в освоении ресурсов Арктики.



 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение