Андрей Козицын Генеральный директор Уральской горно-металлургической компании
Андрей Анатольевич! Программа модернизации, которую предложило руководство УГМК, охватывает все предприятия компании. Особенно масштабные перемены предусмотрены в металлургическом производстве. Какой суммой оценивается общий объем инвестиций? Где будут найдены источники финансирования?
В числе проектов, требующих долгосрочных капитальных вложений, определены несколько первоочередных. В АО "Уралэлектромедь" идет работа по сооружению первой очереди цеха электролиза меди. В ОАО "Сафьяновская медь" начато строительство обогатительной фабрики мощностью по руде 1 млн. т в год. В Красноуральске (ОАО "Святогор") создается производство пятиокиси ванадия, в Кировграде производство цинка. На СУМЗе запланировано строительство кислородной станции и реконструкция сернокислотного производства.
Инвестиционными по своему характеру являются также средства, направляемые на развитие минерально-сырьевой базы. Сейчас УГМК начинает освоение группы медно-цинковых месторождений на севере Свердловской области. Кроме того, мы рассчитываем выиграть конкурс и уже в текущем году приступить к разработке месторождения "Осеннее" в Оренбургской области.
В 2001 году основной объем инвестиций необходимо привлечь для строительства обогатительной фабрики в "Сафмеди". Потребуется 25 млн. долл., и это будут кредиты Сбербанка России, о чем уже достигнута договоренность. Для продолжения работ на "Святогоре" нужно 3,5 млн. долл. сумма сравнительно небольшая, поэтому возможен любой из вариантов: и вложение собственных средств, и привлечение инвестиционных кредитов. Развитие производства в ОАО "СУМЗ" будет осуществляться за счет инвестирования 5 млн. долл. собственных средств.
Что касается электролиза меди, то программа строительства первой очереди этого производства, рассчитанная на три года, оценивается в 105 млн. евро, из которых 15 млн. нужно вложить уже в текущем году. К сожалению, сегодня ни одна из российских финансовых структур не в состоянии предоставить столь крупный долгосрочный кредит. Поэтому УГМК ведет переговоры с зарубежными банками. Более того, мы предлагаем потенциальным инвесторам программу освоения Удоканского месторождения меди стоимостью 200 млн. долл. и, решая проблему в комплексе, рассчитываем привлечь инвестиции в необходимом объеме сроком на 5 7 лет.
В структуре УГМК вновь произошли изменения. Появились еще два участника Березовский рудник и Медногорский медно-серный комбинат. Чем вызвано их включение в состав холдинга?
Березовский рудник небольшое предприятие по добыче рудного золота подземным способом с числом занятых немногим более 1 тыс. человек. Годовой объем по золоту 550 кг. Добыча его нерентабельна. Но рядом с шахтой город, где живут 50 тыс. человек, и закрытие рудника вызвало бы серьезные социальные последствия. Поэтому УГМК в рамках сотрудничества с правительством Свердловской области принимает на себя обязательство сохранить это горно-добывающее предприятие. Березовский рудник прошел процедуру банкротства, конкурсное управление и сегодня является подразделением АО "Уралэлектромедь". Поставлена задача: в течение трех лет сделать его работу безубыточной, а до тех пор убытки будут погашаться за счет собственных средств и через механизм дотаций, как и предусмотрено соглашением с правительством области.
Тем временем в структуре компании произошла еще одна перемена. В феврале подписаны документы о передаче основных производственных фондов ЗАО "Кировградская металлургическая компания" в аренду акционерному обществу "Уралэлектромедь". Следует напомнить, что в Кировграде наряду с переработкой медьсодержащего сырья и получением черновой меди действуют технологии по извлечению драгметаллов. Таким образом, упрощается вся производственная и финансовая схема. Добытая руда просто движется из цеха в цех по технологической цепочке вплоть до аффинажа и получения стандартного золотого слитка. Тем самым снижаются общие затраты и уменьшаются убытки Березовского рудника.
Медногорский медно-серный комбинат вошел в состав УГМК в январе 2001 года. В отношении этого комбината мы проводим ту же политику, что и на других предприятиях компании. Производство стабилизируется за счет ритмичной загрузки сырьем и организации сбыта продукции, а взаимоотношения с трудовым коллективом нормализуются на основе двусторонних обязательств в рамках колдоговора. В декабре комбинат простаивал из-за отсутствия сырья. Сейчас в результате перераспределения сырьевых потоков компании сюда ежемесячно поступает 2 тыс. т меди в концентрате с Гайского ГОКа. И эту положительную перемену ощутили все.
Какими сегодня видятся основные этапы дальнейшего развития Уральской горно-металлургической компании?
Есть утвержденный план развития УГМК на 5 лет, начиная с 2001 года, и перспективный на 10 лет. Они касаются всех предприятий, имеющих отношение к компании. Но дело в том, что осуществить эти планы возможно только в условиях предсказуемости основных экономических факторов, образующих структуру доходов и затрат. Между тем прогнозировать развитие ситуации на 5 или 10 лет крайне трудно ввиду неконтролируемого роста стоимости услуг естественных монополий. Нельзя рассчитать, какую долю прибыли компания реинвестирует, например, в реконструкцию и техническое перевооружение основного производства.
Сегодня руководство УГМК серьезно занимается проблемой оценки стоимости продукции и услуг монополистов энергетиков, газовиков, железнодорожников в структуре затрат компании и пытается оказать влияние на ситуацию. Для этого есть реальные возможности. Так, мы намерены сформировать собственный подвижной состав для транспортировки сырья, продукции и других грузов наших предприятий. Это потребует крупных расходов, но все-таки они будут меньше, чем оплата железнодорожных тарифов. Когда начнется реформирование РАО "ЕЭС России", мы должны стать участниками этого процесса. Поскольку основная цель привлечь средства для реконструкции генерирующих мощностей, мы готовы вкладывать свои деньги и соответственно участвовать в акционерном капитале. Но когда мы вместе с другими крупными потребителями электроэнергии станем акционерами, то появится возможность прямого участия в формировании тарифной политики. А это и есть необходимая гарантия стабильности.
Другого пути не существует. Планировать развитие на долгосрочный период, не зная, что будет с тарифами естественных монополий, бессмысленная трата времени!
Деятельность наиболее известных зарубежных металлургических компаний уже давно имеет транснациональный характер. Крупные производители металла в России идут тем же путем, приобретая за рубежом предприятия, трейдерские структуры, сбытовую сеть. Не планирует ли УГМК перешагнуть национальные границы?
Вначале нужно консолидировать пакет акций всей группы предприятий, входящих в УГМК, а не только трех или четырех, с которых началось создание холдинга. По непонятным причинам Министерство по антимонопольной политике до сих пор отказывает нам в регистрации и отвергает все наши доводы. Мы доказываем: УГМК не самый крупный производитель меди в России, более того, не занимает значительной доли рынка ни по одному из основных видов продукции, выпускаемой предприятиями компании. Но получается так: если вывозишь всю медь за рубеж претензий нет, если стремишься к развитию потребления внутри страны ты монополист. Два года назад мы экспортировали 95 % производимого металла, сегодня не более 70 %. Структурный сдвиг в пользу российского рынка очевиден. Но именно эта положительная тенденция создает нам проблемы. Ситуация противоестественная. Тем не менее мы надеемся ее преодолеть. А получив возможность выпуска консолидированной акции УГМК, сможем подумать и о более активной работе на зарубежных рынках.
|