Владимир Беляков
Ближний Восток, один из наиболее экономически и стратегически важных районов планеты, вступил в новое тысячелетие в условиях сохраняющейся нестабильности. На плечах населяющих его народов тяжелым грузом лежат два застарелых конфликта арабо-израильский и иракский. Это не значит, конечно, что страны региона отстают от общемирового прогресса. Но их развитие тормозят периодические вспышки насилия, излишние военные расходы, отсутствие регионального сотрудничества.
Компромисс в пользу обидчика
Арабо-израильские отношения в последнее десятилетие сдвинулись с мертвой точки. Ближневосточный мирный процесс, начатый международной конференцией в Мадриде в 1991 году, принес некоторые плоды. Заключен мирный договор между Израилем и Иорданией, палестинцы получили самоуправление в наиболее населенных частях своих оккупированных израильтянами земель на западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
Но мирный процесс, начатый под гром фанфар, не смог решить главной задачи покончить с ближневосточным конфликтом в ХХ веке. Давно и безнадежно прерваны переговоры Израиля с Сирией, а израильская оккупация сирийских Голанских высот продолжается уже свыше трети века. Столько же длится оккупация земель палестинцев, которым так и не удалось добиться осуществления своих основополагающих национальных прав возвращения изгнанников на родину и создания суверенного государства. Разочарование результатами мирного процесса породило среди палестинцев отчаяние, а затем и новую интифаду восстание против израильской оккупации.
Хотя в основу мадридского процесса был положен принцип "мир в обмен на территории", вытекающий из известных резолюций ООН, с самого его начала очень много говорится о необходимости "исторического компромисса" между сторонами. В переводе на общедоступный язык это означает, что ради мира с Израилем арабы должны принести в жертву часть своих национальных прав. Такой "компромисс" арабские совещания в верхах квалифицировали как капитуляцию перед захватчиками и потому отвергли его. Но попытки Израиля и его союзника США, которые узурпировали посредничество в мадридском процессе, навязать арабам мирные соглашения на основе подобного принципа продолжаются. Именно в этом причина начавшегося в последние месяцы нового роста напряженности, более того политического тупика.
Избрание премьер-министром Израиля Ариэля Шарона, сторонника крайне жестких мер в отношении арабов, делает шансы на скорое урегулирование конфликта еще более сомнительными. Но дело даже не в Шароне. Его победа лишь отражение господствующих в израильском обществе настроений. Израильтяне всерьез полагают, что не обязаны возвращать палестинцам и сирийцам принадлежащие им земли, поскольку эти земли нужны Израилю для получения сельхозпродукции и дефицитной пресной воды. И вообще, по мнению израильтян, палестинцам вовсе не обязательно иметь собственное государство, несмотря на то, что решение о его создании, как и Израиля, ООН приняла еще в 1947 году.
Общественное сознание консервативно. Чтобы изменить его, нужны значительные усилия и много времени. Между тем вариант справедливого и реалистичного решения палестинской проблемы, этого стержня ближневосточного конфликта, давно существует. Еще в 1995 году один из лидеров израильской партии труда Йосси Бейлин и "человек номер два" в палестинском руководстве Махмуд Аббас (Абу Мазен) разработали проект такого урегулирования. Но сколько потребуется времени, чтобы этот проект стал приемлемым для большинства израильтян?
Тупик, в который зашел мирный процесс, блокирует развитие регионального экономического сотрудничества. Многосторонние переговоры второй уровень мадридского процесса прерваны, ежегодные экономические совещания в верхах больше не проводятся. Между тем региональное экономическое сотрудничество призвано не только цементировать двусторонние политические договоренности. Государства Ближнего Востока невелики, осуществить крупные проекты в одиночку им чаще всего не под силу. Региональная интеграция веление времени, она дала бы мощный толчок социально-экономическому развитию всех ближневосточных стран.
Пугало по-американски
Ситуация в Персидском заливе также отравляет атмосферу на Ближнем Востоке. Десять лет спустя после освобождения Кувейта от иракской оккупации напряженность в регионе не спадает. Ирак все еще живет в условиях международных экономических санкций, хотя и несколько ослабленных программой ООН "нефть в обмен на продовольствие".
Формально санкции не отменяют из-за того, что Ирак не полностью выполнил решения ООН. В приватном же порядке администрация Клинтона заявляла, что санкции против Ирака не будут отменены до тех пор, пока у власти там находится режим Саддама Хусейна. Вряд ли администрация Буша-младшего пойдет на изменение этой позиции. И вовсе не потому, что война против Ирака 1991 года велась при Буше-отце.
Аналитики давно утверждают, что антииракские санкции не расшатывают режим Саддама, а, наоборот, укрепляют его. Постоянное военно-политическое давление со стороны самой могущественной державы мира вынуждает иракцев сплачиваться вокруг своего президента. Хороший или плохой, но именно глава государства является символом независимости. Стоит отменить санкции и ситуация изменится. Парадокс заключается в том, что Вашингтону нужен именно Саддам. Его, известного своими военными авантюрами против Ирана и Кувейта, используют как пугало для богатых аравийских монархий. Выгода тут двойная. Во-первых, США закрепили свое военное присутствие в Персидском заливе (Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн), что позволяет им контролировать поставки нефти и немедленно вмешиваться в чужие дела в случае неблагоприятных для них внутренних перемен в государствах региона. Во-вторых, сохранение иракской угрозы вынуждает аравийские монархии тратить миллиарды долларов на перевооружение своих армий, причем военные заказы получают преимущественно американские фирмы.
Однако смысл происходящего становится все яснее, и санкции против Ирака постепенно размываются. Перемены выражаются и в восстановлении воздушного сообщения с Ираком, и в налаживании связей между этой страной и некоторыми государствами Персидского залива. Видимо, в ближайшие годы международная блокада Ирака рухнет, так сказать, явочным порядком, вне зависимости от позиции США и решений ООН. К этому подталкивают не только политические, но и экономические соображения. Ирак, богатое нефтедобывающее государство, после разрушительной войны надо отстраивать заново, что сулит крупные заказы для многих фирм, в том числе и российских.
Новое поколение лидеров
Во время арабского совещания в верхах 20 октября 2000 года в Каире состоялась не совсем обычная встреча. За ужином уединились три самых молодых арабских лидера президент Сирии Башар Асад, король Иордании Абдалла II и король Марокко Мухаммед VII. О чем они говорили, неизвестно, но тем для обсуждения было предостаточно.
В арабском мире, как и повсюду на Востоке, роль лидера чрезвычайно велика. Даже президенты обычно не покидают своих постов добровольно. Раньше их меняли в результате переворотов, теперь они правят, пока не уйдут из жизни. Во многих ключевых арабских государствах Ближнего Востока у власти стоят геронтократы. Король Саудовской Аравии Фахд, президент Объединенных Арабских Эмиратов Зейд бен Султан Аль Нахаян, эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед ас-Сабах, президент Египта Хосни Мубарак, палестинский лидер Ясир Арафат перешагнули рубеж своего 70-летия.
Пожилому человеку, к тому же долго стоящему у власти, трудно адекватно реагировать на быстро меняющиеся жизненные реалии. Иное дело молодежь. Правда, короли Иордании и Марокко пока довольно скрупулезно следуют курсом своих покойных отцов. А вот президент Сирии в первые полгода пребывания у власти существенно изменил обстановку в стране.
Теплым октябрьским вечером в сирийском городе Алеппо в кафе зашел посетитель и заказал "пепси". Утолив жажду, он полез было за кошельком, но хозяин сказал: "С вас денег не возьму. Больно уж вы похожи на нашего президента". "А я и есть ваш президент", ответил посетитель.
Отец Башара, Хафез Асад, за 30 лет пребывания у власти ни разу не появлялся на людях без усиленной охраны. Его знали в основном по портретам и телесюжетам. Сын сразу же начал ломать эту традицию. И не только ее. Выпущены на свободу политические заключенные, начат широкий диалог с различными политическими силами, набирает темп процесс экономической либерализации.
Начавшаяся смена поколений лидеров арабских государств с неизбежностью ведет и к переменам в их политике. В большей степени изменения будут происходить в республиках, в меньшей в монархиях. Направление очевидно: политическая и экономическая либерализация, прагматизм, динамизм. Эти новые подходы наравне с традиционно дружественными отношениями со многими арабскими государствами облегчат России взаимодействие с ними.
Россия фактор стабилизации
Россия географический и цивилизационный мост между Востоком и Западом. Она не может быть обращена только в одну сторону, как бы это ни казалось подчас выгодным. Развивая отношения с Западом, Россия не должна забывать и о Востоке.
Причин на то много. Достаточно напомнить, что бандформирования в Чечне подпитываются боевиками, оружием и деньгами с Ближнего Востока. Если бы наши отношения с государствами этого региона были более тесными, каналы, по которым идет помощь бандитам, удалось бы быстро перекрыть, сохранив тем самым жизнь сотням людей, сэкономив миллиарды рублей.
В арабском мире широко распространено мнение, что развал Советского Союза и ослабление России нанесли арабам ущерб, оставив их один на один с Западом. Арабские государства, в первую очередь региональная супердержава Египет, наши потенциальные партнеры в строительстве многополярного мира, наравне с Китаем и Индией.
Немалую выгоду сулит и развитие торгово-экономических отношений со странами Ближнего Востока. В Египте, Сирии, Ираке, Йемене в результате прежнего сотрудничества сложился положительный образ и российских специалистов, и российских технологий. Но если объем торговли, хотя и сократившийся с советских времен, еще достаточно велик, то в целом экономическое сотрудничество стремится к нулю. Главная причина в неспособности России предоставить государственные кредиты, как это было при Советской власти. Но ведь в стране существуют и другие источники финансирования, и их надо энергично искать.
Большой бизнес обычно идет рука об руку с большой политикой. Для того чтобы существенно расширить торгово-экономическое сотрудничество с ближневосточными государствами, им надо уделять больше внимания. Поэтому столь важной представляется намеченная на 2001 год поездка президента Владимира Путина по странам Ближнего Востока.
Укрепление роли России будет содействовать стабилизации обстановки в регионе. Трудно представить, чтобы израильтяне дали согласие на наше участие в качестве посредников в их переговорах с палестинцами, сирийцами или ливанцами, поскольку Россия, как когда-то Советский Союз, выступает за справедливое урегулирование конфликта на основе решений ООН, а эта позиция считается в Израиле проарабской. Но поддержка Россией национальных прав арабов увеличивает их сопротивляемость капитулянтскому варианту урегулирования, вынуждает другую сторону выдвигать более приемлемые предложения. Так, предыдущее израильское правительство Эхуда Барака всерьез рассматривало возможность признания независимого палестинского государства почти на всей территории западного берега реки Иордан и сектора Газа и частичного контроля палестинцев над Восточным Иерусалимом.
Россия может внести свой вклад и в нормализацию обстановки в районе Персидского залива. С советских времен доверие к нам испытывают иракцы, в постсоветские времена установились нормальные отношения с аравийскими монархиями. Немаловажный фактор стабилизации расширяющееся российско-иранское сотрудничество. Главное то, что Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и в этом качестве в состоянии воспрепятствовать принятию исходящих от Запада односторонних решений.
Ближним Востоком принято называть территорию от Средиземного моря до Персидского залива. Географически она действительно расположена близко к России. Оттуда пришло к нам православие, без которого невозможно представить себе российскую цивилизацию. Оттуда еще тысячу лет назад приезжали на Русь арабские купцы. И пусть этот район все еще не обрел прочного мира и стабильности, с государствами Ближнего Востока можно и нужно расширять сотрудничество на пользу России.
|