Любовь Зенкова Каменск-Уральский городской краеведческий музей
Территория, на которой стоит современный город Каменск-Уральский, в конце XVIII века относилась к Тобольскому уезду. К тому времени уже существовали русские поселения Катайский (1655) и Колчеданский (1673) остроги, деревни Горбунова, Соколова, Батуркина и Красногорская.
Еще в 1644 году в здешних местах основан Успенский Далматовский монастырь, который постоянно расширял свои владения, скупая земли у башкирских князей или получая их челобитьем. С бурной деятельностью монастыря и связано начало истории Каменского железного завода. "Приискав руду" в 1681 году на реке Каменке, игумен Исаак с братией в январе 1682 года бьет челом царю и просит пожаловать эту землю, так как она "лежит в пусте, а им де кроме этой руды железа про монастырский обиход взять и купить негде". Схитрив, игумен речку Каменку в своей челобитной назвал Железенкой, введя власти в заблуждение. Просьба монастыря была удовлетворена в короткие сроки: жалованная грамота разрешала "на речке Железенке тою железною рудою и лесом той речки по обе стороны владеть и в тех урочищах руду плавить". Отвод земли был произведен 28 июня 1682 года. Монахами построена заимка и организовано производство: "кузница с наковальнею, клещами, мехами, домница плавить железо, в ней две печи с кричными клещами, с тремя поварницами, пред домницею ступа и пест, чтоб железныя руды толчи".
Однако казаки и крестьяне Колчеданского острога начали тяжбу с монастырем за спорные земли. В жалобе властям они писали, что "у отводу не были, и к межевым книгам рук не прикладывали, и тое речку спорили, что та речка Каменка, а не Железенка, а иугмен Исаак их де прежний отвод тои земли утаил". Неизвестно, как сложилась бы судьба Железенского завода, если бы не начавшиеся петровские преобразования. В 1696 году Петр затребовал прислать ему образцы уральской железной руды.
Решение строить на Урале в Верхотурском и Тобольском уездах казенные заводы прекратило давний спор за земли на реке Каменке. В сентябре 1699 года по именному указу в Тобольск была послана грамота, в которой предписывалось "той слободы землями и железными заводы со крестьяны и со всеми угодьи того монастыря игумену з братьею владеть не велено... И быть той слободе за великим государем".
Общее руководство и наблюдение за строительством Каменского завода осуществлял тобольский воевода князь М.Я.Черкасский с сыном. В марте - апреле 1700 года из Сибирского приказа в Тобольск полетели один за другим именные указы - "заводы большие заводить" и "строить Каменский завод с поспешением". Непосредственно строительством завода занимались тобольский боярский сын Иван Астраханцев и плотинный мастер Ермолай Яковлев, присланный с Павловских заводов. На Каменку он приехал одним из первых в феврале 1700 года, осмотрелся, составил роспись всего необходимого для строительства: 150 пудов железа, 60 ломов, 200 лопат, 60 заступов, 8 тыс. штук кирпича, 100 саженей веревок. На стройке должны быть 100 работников с лошадьми, 100 пеших, 60 плотников, 10 кузнецов.
15 февраля силами крестьян Каменской слободы начались работы по заготовке леса для плотины. Но в самой слободе было только 43 двора, да еще "вверх по Каменке по заимкам в семи верстах в разных местах 7 дворов". Поэтому велено было приписать к заводу крестьян: Катайского острога 354 двора, Колчеданского острога 175 дворов, Камышевской слободы 174 двора, Багаряцкой слободы 337 дворов. Вот как описывает крестьянские повинности староста Каменской слободы Яков Жуков: "Работают они у строения железных заводов и всякую плотинную работу рубят и возят, и всякие припасы дают, и на карауле стоят, и в посылки ездят многие и подводы гоняют, да они же делают трупки на плавку железа многое число. И за колодниками в Тобольск в проводниках их посылают почасту и с отписками и за железом". За свою работу крестьяне плату не получали, а лишь освобождались от денежного и хлебного оброка.
Строился Каменский завод быстро. К 8 октября 1701 года, когда была засыпана доменная печь, были сооружены: плотина рубленая, доменная печь с горном из белого камня и доменным двором, молотовая фабрика с двумя кирпичными горнами, кузница и ряд вспомогательных строений амбаров и сараев, да 25 сосновых изб для проживания московских мастеровых.
Еще в марте 1700 года из Москвы на Урал для работы на Каменских и Невьянских заводах были посланы мастера и подмастерья. В Каменск прибыли доменный мастер Яков Фадеев, доменные подмастерья Андреян Дементьев, Сергей Фадеев, Андрей Тимофеев и Борис Семенов, рудной засыпка Лука Симанов, горновой засыпка Харитон Григорьев, горновой мастер Никита Казанец, он же копает руду, кузнец Гаврило Зубрицкий, угольные мастера Михайло Теткин, Павел Иванов, Семен Клементьев, Афанасий Тупикин, меховой мастер Севастьян Пахомов, молотовые мастера Дмитрий Бякиш и Григорий Тупикин, он же делает и дощатое железо, молотовые подмастерья Савелий Гарасимов и Иван Матвеев, пушечный мастер Эрик Депре, пушечные подмастерья Петр Харитонов, Иван Семенов и Григорий Жихарев, укладной мастер Яков Беляев, мастер дощатого и всякого железа Семен Фадеев (без руки). Впоследствии многие мастера из этого списка останутся на заводе и будут работать до глубокой старости. На завод придут их дети.
Первый чугун из каменской домны был получен 15 октября, а первые 16 пудов железа в декабре 1701 года, тогда же были отлиты и первые три пушки: "первая длиною и с торелью в два аршина, в пять вершков, а ядром в полтора фунта, другая в два аршина, ядром в полтора ж фунта, третья длиною без торели в аршин с четью, ядром в четыре фунта". Помимо пушек были отлиты две мортиры, но они, как и пушки, были не чищены и не сверлены, так как "вертильня" еще не построена и "снастей удобных к чищению нет". Таким образом, Каменский завод стал первым уральским заводом, вступившим в строй и выпустившим военную продукцию. Первая партия пушек и снарядов с Каменского завода была отправлена в Москву зимой 1702 года санным обозом в количестве 43 орудий общим весом 682 пуда, а также железа, стали и уклада 211 пудов. Испытания присланных орудий прошли успешно.
С первых дней своего существования завод столкнулся с определенного рода трудностями не хватало специалистов. В декабре 1701 года Тобольский воевода князь М. Я. Черкасский пишет Петру I, что "для литья пушек, мортир, гранат и бомб нужны мастера искусные, такие как Ян Бигин" и перечисляет еще ряд имен: "И без них де на сибирских заводах быть не возможно, и делу де всякому без них будет остановка", а также, что знающих мастеров на заводе нет и лить бомбы никто из ранее прибывших не умеет.
Тем не менее, несмотря на все трудности, завод продолжал выпускать продукцию и расширяться. В 1702 году здесь построили "вертильню" для сверления пушек, в октябре 1703 года запустили вторую домну. Строили ее англичане Роберт Жартон и Вилим Панкурст пушечные мастера, а не доменные. Может быть, потому и проработала их домна только 20 дней. В итоге ее пришлось разломать и возводить новую силами русских мастеров.
В ноябре 1703 года велено было построить на реке Каменке, в трех верстах выше первого, еще один Верхний завод. Что и удалось исполнить к ноябрю следующего года. На его постройку были присланы еще 250 крестьян, которые тоже трудились за снятие оброка. Постоянные рабочие завода служащие, мастеровые и подмастерья получали денежную и натуральную плату хлебом и овсом. Так, доменный мастер получал по 10 копеек в день, да "по осьмине ржи и овса на месяц", его подмастерье 6 копеек. Рядовые рабочие получали по 2 3 копейки в день. Это было гораздо меньше того, что платили работникам тех же профессий на заводах Центральной России. Но, поскольку продукты на Урале были дешевле (пуд хлеба стоил 2 2,5 копейки), реальный заработок здесь был выше.
Значение военной продукции Каменского завода в эти годы было особенно велико: после поражения русских войск под Нарвой в ноябре 1700 года шведам досталась вся наша артиллерия. В 1703 году завод выпускает рекордное количество орудий 522. В октябре того же года по именному указу на заводе велено лить пушки большие: 24-, 18-, 12-фунтовые и мортиры 2- и 3-пудовые, а "меньших пушек лить не велено". Следуя приказу, в 1704 году на заводе было отлито: 24-фунтовых 4 пушки, 18-фунтовых 9 и 12-фунтовых 48.
Однако спешка, несовершенство заводских работ привели к тому, что многие орудия не выдержали испытаний. Поэтому 20 февраля 1705 года выходит указ Петра I о том, что на Каменском заводе "ковать образцовое железо и делать уклад и сталь и лить бомбы и гранаты, а пушек и мортиров и гаубиц лить и к Москве высылать не велено". Производство орудий на заводе было возобновлено лишь спустя одиннадцать лет в 1716 году.
Каменский завод стал не только первым производителем металла и орудий на Урале, но и первым поставщиком этой продукции в центр. Первые небольшие по объему поставки осуществлялись гужевым способом. Отправка же огромного количества продукции таким путем была связана с большими физическими и финансовыми затратами. Поэтому, начиная с 1703 года, металл и изделия стали отправлять водным путем. Пушки, железо, уклад и сталь по зимнику доставлялись на крестьянских подводах до Уткинской пристани, находившейся на реке Чусовой в 176 верстах от завода. Суда-дощаники строились заранее силами же крестьян. Гребцами нанимали "охочих гулящих людей или от семей крестьянских детей повольною" по 10 человек на дощаник. Первый "железный караван", возглавляемый тобольским боярским сыном Семеном Резановым, отошел от пристани 27 апреля 1703 года в количестве 40 судов. Груз был послан значительный: 398 пушек, 12 мортир, 15 гаубиц и 1202 пуда железа.
Словом, Каменский завод в немалой степени помог России одержать победу в длительной войне со Швецией, обеспечив армию Петра I большим количеством артиллерийских орудий и железа, которые оказались гораздо лучше зарубежных.
|