Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Уральская горно-металлургическая компания Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Машиностроение и металлообработка Цветная металлургия Вторичное сырье Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История
№2' 2001 версия для печати

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА



Петр Сумин
Губернатор Челябинской области

Петр Сумин    В течение минувшего десятилетия одной из главных проблем российской экономики было отсутствие четко прописанной государственной стратегии развития отечественной промышленности. Целый ряд федеральных целевых программ, казалось бы, направленных на решение как масштабных, так и локальных задач, оказался перечнем декларативных документов, не приведших к реальным результатам. И на федеральном, и на региональном уровнях отсутствует системный подход в определении основных направлений промышленной политики.
    В промышленности Челябинской области главными составляющими были и остаются металлургия, машиностроение и металлообработка. Доля металлопродукции в общем объеме промышленного производства составляет почти 55 %. Поэтому деградация базовых отраслей, отставание с процессом их реструктуризации привели к негативным последствиям, особенно в социальной сфере. К 1997 году целый ряд градообразующих предприятий области оказался в кризисном состоянии, и в результате города и поселки, где они размещаются, утратили бюджетную самостоятельность. Показательны в этом смысле Миасс с УралАЗом, Златоуст с металлургическим заводом, Карабаш с медеплавильным комбинатом и др.
    В этих условиях администрация области уделила особое внимание стратегии развития базовых отраслей, созданию перспективной программы по выводу из кризиса предприятий, от успешной работы которых зависит наполняемость областного и местных бюджетов. Достаточно эффективной мерой оказалась процедура внешнего управления, примененная к градо- и бюджетообразующим предприятиям. Кроме того, была восстановлена – по сути, создана заново – внутриобластная кооперация. Снова появилось понятие территориального заказа. Крупные предприятия, располагающие большим объемом оборотных средств и материальных ресурсов, образно говоря, взяли на буксир отстающих "собратьев". В качестве примера можно назвать гарантированные поставки продукции Магнитогорского металлургического комбината предприятиям машиностроения и металлообработки.
    Областная исполнительная власть сумела использовать те немногие положительные тенденции, которые возникли после финансового кризиса августа 1998 года. Вынужденная отмена валютного коридора сделала эффективной работу большинства экспортно-ориентированных предприятий черной и цветной металлургии, а импортозамещающий эффект позволил увеличить объемы производства в машиностроении, металлобработке, легкой и перерабатывающей промышленности. Уже в 1999 году в группу прибыльных вошли такие акционерные общества, как "Кыштымский медеэлектролитный завод", "Мечел", "Уфалейникель", "Челябинский электролитный цинковый завод" и др. Новые возможности для развития получили Челябинский агрегатный завод, "Южуралзолото", "Карабашмедь", Александринская горнорудная компания и др. Наконец, еще большую устойчивость обрели предприятия, которые обеспечивают значительную долю доходов областного и местных бюджетов – Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат и саткинский "Магнезит". Выполнение бюджетных назначений в 1999 – 2000 годах вывело область в число регионов, не получающих финансовой поддержки из центра и стабильно пополняющих федеральный бюджет. Совокупность указанных обстоятельств позволила сформировать благоприятный инвестиционный климат, что официально признано Правительством РФ. На тех предприятиях, где по инициативе администрации области была введена процедура внешнего управления, экономическое положение также улучшилось. Яркий пример – Челябинский тракторный завод. В феврале 1998 года арбитражный суд области признал это предприятие банкротом. Завод, некогда выпускавший свыше 30 тыс. тракторов в год, практически не работал. В числе первоочередных мер, предпринятых новой командой, значилась такая: не допустить разрушения единого заводского производственного комплекса. После масштабной ревизии финансово-хозяйственной деятельности как самого ЧТЗ, так и его многочисленных "дочек", созданных прежним руководством, в том числе и с целью увода активов накануне банкротства, прошла серия судебных процессов. Внешнему управляющему удалось вернуть в единый производственный комплекс основную долю материальных, финансовых и ресурсных активов ЧТЗ. К концу 2000 года положительные результаты внешнего управления стали очевидными. Вот динамика выпуска продукции во втором полугодии: в августе с конвейера сошло 320 инженерных машин, в сентябре – 330, а к концу года завод вышел на уровень выпуска 360 машин ежемесячно. По прогнозам на 2001 год, спрос на продукцию ЧТЗ может превысить 12 тыс. единиц техники. По сути, на предприятии не только восстановлены докризисные объемы производства, но и обеспечен прорыв на внутренний и внешний рынки, где ЧТЗ начинает завоевывать прочные позиции.

    Аналогичным образом шел процесс санации и на другом крупном предприятии – Уральском автозаводе. К моменту признания УралАЗа банкротом (сентябрь 1998 года) здесь выпускали за месяц всего 41 автомобиль. В октябре, когда начало действовать внешнее управление, с заводского конвейера сошли уже 150 машин. В июне 1999 года было выпущено 500 автомобилей, и завод достиг безубыточности. Спустя год ежемесячное производство составило 800 машин. УралАЗ полностью отказался от бартера, перейдя на стопроцентную оплату своей продукции "живыми" деньгами. Сегодня завод признан лидером по росту объемов реализованной продукции.
    Программа территориального заказа и внутриобластной кооперации, действующая в Челябинской области, – первый опыт такого рода в стране. Стратегическим направлением в ее реализации стало увеличение объемов промышленного производства и связанных с этим налоговых поступлений. К 2000 году региональный показатель экономического роста вдвое превысил среднероссийский. Таким образом, программа помогла значительно пополнить оборотные средства предприятий за счет товарного кредита на возвратной основе. Произошло эффективное перераспределение прибавочного продукта, осуществленное исключительно экономическими методами, без какого-либо административного вмешательства.
    Конечно, эти примеры не могут в полной мере осветить все грани сложного процесса – вывода экономики Челябинской области из кризиса. Особо следует подчеркнуть, что в последние годы в регионе создана законодательная база, которая всей совокупностью правовых актов определяет стратегию экономического развития и условия деятельности хозяйствующих субъектов. В числе важнейших областных законов стоит отметить следующие: "О промышленной политике", "О внутриобластной кооперации", "Об областной инвестиционной программе", а также ряд актов, регулирующих вопросы территориальных государственного и муниципальных заказов и определяющих конкретные целевые программы развития тех или иных отраслей – металлургии, медной подотрасли цветной металлургии, текстильной и легкой промышленности и др. В сочетании с гибким подходом к решению проблем налогообложения эти меры позволяют получать положительный системный эффект.
    Исполнительная власть Челябинской области поддержала целый ряд предприятий в реализации инвестиционных программ, в результате которых удалось обновить или создать новые технологические мощности (к примеру, фабрику брикетирования на комбинате "Магнезит"). Льготы, предоставленные предприятиям по финансированию собственных капитальных вложений, к концу 2000 года выросли в 4 раза. Администрацией области и Правительством РФ были даны гарантии под кредиты акционерным обществам "Магнитогорский металлургический комбинат" и "Связьинформ". В итоге за короткое время объемы выпуска металлопроката на ММК выросли более чем в 1,5 раза, а "Связьинформ" получила возможность построить АТС общей емкостью более 100 тыс. телефонных номеров.
    Высокий инвестиционный рейтинг области, а также стабильная ситуация на рынке банковских услуг способствовали привлечению дополнительных средств и в такие отрасли экономики, которые еще недавно считались депрессивными. Показателен рост капиталовложений в легкой промышленности и производстве товаров народного потребления – 104 и 126 % соответственно. Это важно еще и потому, что именно здесь достигается наибольшая прибавочная стоимость.
    Решая задачи, связанные с подъемом производства, нельзя обойти вниманием проблему технического перевооружения промышленности. Основные фонды на большинстве предприятий области не обновлялись несколько десятков лет. При росте объемов производства и увеличивающейся нагрузке на технологический комплекс это могло вызвать серьезные негативные последствия. Начиная с 1999 года в базовых отраслях наметился перелом благодаря увеличению объемов и расширению номенклатуры заказов. К примеру, в ОАО "Мечел" внедрены передовые технологии внепечной обработки металла, в электросталеплавильном цехе завершилась реконструкция электропечи № 8 – ее производительность выросла вдвое, в ЭСПЦ-2 освоено производство новых марок специальных сталей, что позволяет сегодня увеличить пакет заказов на них. В 2000 году рост объемов производства на "Мечеле" составил: 116 % по чугуну и 125 % по прокату.
    Примером эффективной кооперации в техническом перевооружении может служить пуск на Челябинском электродном заводе вибропресса, в изготовлении которого принимали участие 5 предприятий. Аналогичное импортное оборудование стоит примерно 12 млн. немецких марок, тогда как челябинские производители смогли создать пресс всего за 5 млн. руб. Таковы кооперационные возможности разнопрофильных предприятий для выпуска продукции высокого технологического уровня.
    Наиболее активно процесс технического перевооружения происходит на Магнитогорском металлургическом комбинате. Программа обновления доменного производства предполагает увеличение выпуска чугуна на 8,5 млн. т в год. В кислородно-конвертерном цехе введенный в строй новый конвертер на треть повышает мощность сталеплавильных агрегатов. На комбинате установлен крупнейший в России агрегат внепечной обработки стали проектной мощностью 5,5 млн. т в год. В целом кислородно-конвертерный комплекс, оснащенный установкой печь-ковш и агрегатами десульфурации чугуна, позволит увеличить производство холодостойкого проката до 9 млн. т в год.
    Здесь приведены только наиболее показательные примеры, рельефно демонстрирующие возможности модернизации предприятий области в условиях малостабильной экономической ситуации. Такие же процессы идут на Кыштымском медеэлектролитном и Челябинском трубопрокатном заводах, ТЭЦ Уральского автозавода и других предприятиях.
    Разумеется, областная исполнительная власть не имеет ресурсов для непосредственного финансирования технического перевооружения предприятий промышленного комплекса. Тем не менее, используя средства фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, администрация способствовала сосредоточению в пределах области технологического цикла "медная руда – конечная товарная продукция". Неплохие перспективы сулит проект объединения усилий Кыштымских медеэлектролитного и радиозавода для производства эмальпровода с перспективой создания холдинга совместно с рядом челябинских предприятий (завод электромашин, агрегатный завод, КБ "Ротор" и "Турбина") для выпуска высокотехнологичной продукции.
    Представляется, что период децентрализации, раздробленности как отдельных предприятий, так и производственных циклов, уже завершается. Хорошие перспективы просматриваются в создании холдингов и многопрофильных объединений на базе высокотехнологичного производства и научно-исследовательских центров оборонно-промышленного комплекса. В Челябинской области имеется немало связанных с ним НИИ, чей научно-технический потенциал вновь становится востребованным в условиях промышленного подъема. В качестве примера использования научно-технического потенциала предприятий "оборонки" можно назвать строительство в г. Трехгорном – закрытом административно-территориальном образовании – предприятия "Трехгорный пластик" по выпуску труб и фитингов из полимерных материалов. Это производство – импортозамещающее.
    Подобные факты не единичны, поскольку малый бизнес в промышленности области тоже наращивает потенциал. У таких предприятий возникают сложности с приобретением в собственность необходимого оборудования. В связи с этим перспективна такая форма инвестиционной деятельности, как лизинг. В 1999 году по инициативе администрации области был принят местный закон "О лизинговом фонде", что создает необходимую правовую базу. Показательна в этом смысле и деятельность губернаторского инвестиционного фонда поддержки села, через который крупные промышленные предприятия имеют возможность оказывать аграриям помощь в приобретении сельхозтехники, в том числе местного производства.
    Субъекты Федерации ограничены в возможностях предоставлять предприятиям и отраслям налоговые льготы. Такое право по большинству налогов отнесено к ведению федерального центра. Тем не менее в Челябинской области удалось сформировать гибкую систему взаимодействия с производителями и торгующими организациями в части налога с продаж и единого налога на вмененный доход. Об этом свидетельствует рост численности малых предприятий – с 12,8 тыс. в 1996 году до 18 тыс. в 2000 году. За эти годы здесь создано более 43 тыс. рабочих мест. А к 2005 году число малых предприятий, связанных с реальным сектором экономики, может достигнуть 20 тыс. Выполняя отдельные операции на участках технологической цепочки, малые предприятия способны помочь крупным, вместе они могут более оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
    В определении основных векторов промышленной политики наиболее часто возникает дилемма: с одной стороны, нужно всемерно поддерживать местных производителей, а с другой – не допустить снижения конкурентоспособности их продукции. Еще не так давно Челябинская область, производя около 10 млн. т металлопроката в год, оставляла на собственные нужды не более 600 тыс. т. Остальное уходило в другие регионы страны и на экспорт, а местные потребители металлопродукции испытывали в это время ресурсный голод. Администрация области и руководители промышленных предприятий выработали оптимальное решение, согласно которому металлопрокатом, коксом, метизами, огнеупорами обеспечиваются в первую очередь потребности собственных производств. Такой подход оказался выгоден как машиностроителям, которые в достатке получают металлопрокат и комплектующие изделия, так и металлургам, прежде испытывавшим нужду в руде, огнеупорах, графите. Администрация области стала своего рода арбитром в конфликтных ситуациях между предприятиями и помощником в получении ими кредитов для расчетов. При этом она тщательно контролирует выполнение обязательств по поставкам.
    Рост денежной массы в стране привел к тому, что порочная система бартера и взаимозачетов себя изживает. Следует заметить, что внутриобластная кооперация и территориальный заказ позволяют предприятиям области получать максимальную добавленную стоимость за счет освоения продукции более высокого передела. Скажем, Магнитогорский металлургический комбинат взял курс на сближение с предприятиями, производящими метизную, калибровочную и даже машиностроительную продукцию. Создан ряд дочерних структур, выпускающих валки для прокатных станов, металлургические агрегаты. Налажено производство труб. Заслуживают высокой оценки и кооперационные связи Усть-Катавского вагоностроительного завода, Златоустовского машзавода, Уральского автозавода, многих других предприятий области.
    В программу территориального заказа по поставкам металлопродукции на 2001 год включены 9 металлургических предприятий области, а также ряд калибровочных и метизно-металлургических заводов. Территориальный заказ на металлопродукцию запланирован в довольно крупных объемах: чугун – 111,3 тыс. т, прокат черных металлов – 918,5 тыс. т, ферросплавы – 36,8 тыс. т. Это поможет стабилизировать работу предприятий металлообработки и машиностроения.
    Правительство Челябинской области главной задачей 2001 года видит сохранение положительных тенденций в экономике. Так, ведется кропотливая работа, связанная с погашением задолженности перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса по госзаказу. Если удастся решить эту проблему, то многие заводы, относящихся к оборонному комплексу, получат значительное финансовое подспорье. В области сформирована программа энергосбережения, что позволит ежегодно экономить десятки миллионов рублей как в производственной, так и в социальной сфере.
    Решая тактические задачи подъема промышленных предприятий, администрация Челябинской области не упускает из виду и стратегию развития отраслей. Остро ощущается необходимость увязать региональные усилия с общегосударственной программой долгосрочного развития отечественной промышленности, прежде всего ее базовых отраслей. Такое сопряжение позволит получить весомую отдачу.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение