|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2004 |
версия для печати
|
|
УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ПОД КРЫЛОМ DUFERCO |
|
Массимо Денти
Генеральный директор ООО «ВИЗ-Сталь»
ВИЗ-Сталь» занимает особую нишу на стальном рынке. Каковы основные характеристики этого рынка?
-«ВИЗ-Сталь» производит электротехнические стали, в первую очередь, трансформаторную сталь. Этот рынок очень узкий. В мире всего десять производителей таких сталей: два -в Японии, два -в Европе, один -в Бразилии, два -в США, два в России, еще один крупный производитель в Китае. Очень небольшое количество металла делается в Чехии и Польше. Традиционная продукция «ВИЗ-Стали» это сталь для силовых и распределительных трансформаторов энергетической отрасли. Завод также производит ограниченное количество динамной стали, металла более общего характера.
-В свое время цех холодного проката Верх-Исетского металлургического завода был известен как подразделение, отвечающее самым современным -на тот момент - технологическим требованиям. Как вы оцениваете производственный и технологический уровень «ВИЗ-стали» сегодня?
-В прошлом году у нас был юбилей -тридцать лет работы цеха холодного проката. То, чего удалось достичь с начала работы комплекса, сохранено и приумножено. С точки зрения производства и технологии «ВИЗ-Сталь» -один из наиболее продвинутых в мире производителей электротехнических сталей. Мы на равных с европейскими производителями и, может быть, лишь немного отстаем от японских производителей, которые, конечно же, являются самыми продвинутыми. Мы работаем на одной части рынка - традиционных электротехнических сталей, и здесь «ВИЗ-Сталь» находится в основном на том же уровне, что и другие мировые производители.
-Какие организационные и технологические изменения произошли на предприятии с тех пор, как оно стало подразделением Duferco?
-Когда в начале 1999 года (в самом конце января) компания Duferco начала работу на Верх-Исетском заводе, ситуация на предприятии была критической, как и по всей России. Организационные и технологические изменения происходили у нас очень плавно и не за один день. Одним из решений Duferco стало такое: не внедрять на предприятии американский стиль, когда приводят двести человек и таким путем в корне меняют положение. Компания делала шаг за шагом, используя те силы, которые уже были в заводском персонале. Целью Duferco стало улучшение технологии, увеличение производства, достижение в нем мировых стандартов.
-Существует ли стратегическая программа развития предприятия? Каковы основные объекты вложения инвестиций? Какие финансовые инструменты используются для этого?
-Разумеется, стратегическая программа развития завода есть. Она начата в 1999 году. Постепенно мы провели модернизацию каждого агрегата -в результате был обновлен и продолжает обновляться весь комплекс. Производство выросло с 40 тыс. т в 1998 году до 180 тыс. т в 2003 году. В 2005 году завод будет выпускать продукции более 200 тыс. т. Это анизотропные, текстурованные и нетекстурованные, стали. Мы пока что не пользовались какими-либо особыми инструментами. Купили новый агрегат продольной резки с помощью Европейского банка реконструкции и развития, остальное обеспечено за счет акционеров. В модернизации завода большую роль, конечно, сыграла Duferco, вложившая по настоящее время около 25 млн долл. Я уже не говорю о других аспектах производства.
-Какая доля продукции «ВИЗ-Стали» поставляется на экспорт? Кто является основными потребителями продукции?
-Прежде всего необходимо отметить, что сегодня на долю «ВИЗ-Стали» приходится 1011 % мирового рынка трансформаторной стали. Ныне примерно 7075 % нашей продукции идет на экспорт. Мы надеемся обеспечить в ближайшем будущем более благоприятный баланс между экспортными и отечественными продажами. Большую роль сыграет, конечно, модернизация российской энергосистемы. Что касается наших основных потребителей, можно сказать, что сегодня мы осуществляем поставки нашей продукции непосредственно всем крупным объединениям мира, включая ABB и General Electric. Более того, есть все основания говорить, что, начиная с 1999 года, у нас существуют очень тесные технические связи с ABB.
Последняя часть нашей модернизации с увеличением производства до 200250 тыс. т рассчитана на положительные изменения на внутреннем рынке. Сейчас мы выпускаем 1011 % мировой трансформаторной стали и надеемся, что благодаря развитию энергосистем в России и во всем мире достигнем в ближайшем будущем 40 % потребления продукции на внутреннем рынке. Конечно, это произойдет тогда, когда будет реализовываться программа развития единой энергосистемы страны. Если смотреть не с сиюминутной экономической выгоды, а со стратегических позиций, то очень плохо экспортировать более 60 % продукции.
Что касается потребителей, мы работаем со всеми крупными группами и напрямую, и опосредованно. Одним из крупнейших потребителей является, скорее всего, General Electric. Но, в сущности, все крупные игроки в секторе энергосистем и энергетического машиностроения -наши заказчики. Например, АBB была нашим потребителем еще в 1998 году. Мы развиваем сотрудничество со всеми заказчиками, с ними у нас тесные технические связи, чтобы оперативно знать о результатах эксплуатации техники, в изготовлении которой использована наша сталь.
-В чем заключаются основные конкурентные преимущества продукции «ВИЗ-Cтали»?
-До недавнего времени одним из таких преимуществ была цена: наша продукция имела низкую стоимость. В последнее время из-за больших перемен на внутреннем рынке этого преимущества больше нет. Мы испытали много проблем в связи с ростом цен на рулоны горячекатаной полосы. Сегодня конкурентоспособными нас делает качество стали, предоставляемые услуги, прямые связи с заказчиками, материально-техническое снабжение. У нас, например, есть склады в Европе и США, с которых мы может осуществлять поставки заказчикам «точно в срок». К сожалению, услуги тоже стоят денег, но для нас это один из способов стать конкурентоспособными.
-В недавнем прошлом продвижению российской, в частности, трансформаторной и динамной стали на внешний рынок препятствовали многочисленные антидемпинговые процессы. Насколько жестко квотированы поставки за рубеж сегодня?
-Сейчас в этом смысле наступил переходный период. Всего год назад у нас были квоты в США, а также в Европе. Сегодня таких писаных правил нет, хотя мы очень осторожны и предполагаем возможность демпинга в любой части мира. Одним из стратегических принципов нашей системы сбыта является диверсификация: мы продаем свою продукцию не только на самых дорогих рынках, но и стараемся присутствовать на каждом рынке. Сейчас в отношении нашей продукции идет антидемпинговое расследование в Европе, и мы вынуждены пройти его. Это требует много ресурсов, таких, как деньги, время, адвокаты, персонал и т.д. По сути, нет ничего противоестественного в попытке защитить местных производителей. В то же время мы уверены, что всегда вели и ведем себя правильно и с точки зрения цен, и с точки зрения объемов поставок. Мы всегда стараемся продавать нашу продукцию по наилучшим ценам, осуществлять хорошее обслуживание потребителей, не выбрасывать тысячи и тысячи тонн стали на один рынок. Вместо этого важно иметь развитую дистрибьютерную сеть с помесячными поставками на разных рынках, хотя порой разница в ценах значительна.
-Какие рычаги и каналы использует менеджмент компании для того, чтобы продукция «ВИЗ-Стали» была представлена на мировом рынке максимально широко? Как организована система сбыта на российском и внешнем рынках?
-Организация сбыта очень простая, но в то же время комплексная. Всеми операциями в СНГ мы управляем напрямую с завода. В том, что касается экспорта, «ВИЗ-Сталь» может пользоваться сбытовой системой Duferco по всему миру. А это 80 контор. Такая система оказывает большую помощь в деле развития рынка, концепций обслуживания потребителей, близкого сотрудничества с заказчиками. В нашем главном офисе в Лугано есть команда примерно из 10 человек, которая полностью занимается нашим проектом.
-Что представляет собой сырьевая база предприятия? Как организованы основные входящие потоки?
-Для нас сырье в основном означает рулоны горячекатаной полосы. Сегодня наши поставщики находятся в России, это, в частности, Магнитогорский комбинат. За последние 9 месяцев цены на внутреннем рынке выросли на 5060 %. С одной стороны, мы работаем с нашими основными заказчиками по заключенным, по крайней мере, на год контрактам с фиксированными расценками. С другой стороны, мы столкнулись с проблемой постоянного роста стоимости поставок. 2004 год является самым трудным годом. Мы были вынуждены отменить некоторые важные заказы, но, тем не менее, во втором квартале понесли существенные потери. Остается надеяться, что в начале следующего года ситуация изменится.
-Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок качественных сталей в обозримом будущем? Какое место на нем смогут занимать российские компании в целом и «ВИЗ-Сталь» в частности?
-Если говорить об электротехнической стали как качественной, то с технологической точки зрения русские инженеры и технология ничуть не хуже других. Уровень знаний и научных исследований у них уже сейчас на мировом уровне. Что касается позиций на рынке, я могу говорить лишь о так называемом семействе специальных сталей. Уже давно российская сталь считается качественной.
-В настоящее время в России активно развивается металлургическое машиностроение. Создана компания «Северстальмаш», возрождается «Уралмаш». Как вы думаете, возможно ли завоевание российским металлургическим машиностроением тех же позиций, которые оно занимало в 60-е и 70-е годы, когда, например, «Уралмаш» сделал первую в мире промышленную УНРС?
-Думаю, это возможно. Есть все основания у России для того, чтобы быть лидером в этом конкретном секторе. Иностранные конкуренты предлагают не только производство оборудования, но также особую финансовую поддержку и сроки. Это требует много инвестиций и времени. Однако основа всего -люди: менеджеры, инженеры, проектировщики. Кто-нибудь сможет организовать объединение людей, способных вместе эффективно трудиться. Потребуется от трех до пяти лет на разработку новых проектов, усвоение новых мировых тенденций в технологии и финансировании. Я уверен, что Россия будет в первых рядах.
-Какова социальная политика руководства завода?
-У нас серьезное сотрудничество с работниками. Наши рабочие -наше богатство. Мы стараемся гарантировать им приличную зарплату -в среднем это 11,5 тыс. рублей. Не самый большой уровень в России, но достаточно высокий. Мы сейчас не может повысить зарплату настолько, насколько нам хотелось бы, из-за роста цен на сырье, но стараемся сделать людям жизнь легче, комфортабельней. Предоставляем им беспроцентные кредиты. Как только можем, стремимся помогать Верх-Исетскому району Екатеринбурга в развитии инфраструктуры в месте расположения нашего завода -больниц, детских садов. Начали реализовывать специальную программу для молодых работников, на которых смотрим как на наших будущих менеджеров, помогаем им лучше обустроиться. Иметь квартиры, машины и т.п. В целях быстрого и эффективного расширения знаний молодых работников у нас есть специальные курсы для них, причем не обязательно на самом заводе, а и в других городах России, в частности, в Москве и Петербурге.
-Вы удовлетворены квалификацией рабочих? Есть ли на предприятии проблема кадров?
-Таких проблем нет. Что касается технического уровня, он очень высок. До сих пор у нас не было особых проблем. Фундаментальные знания наших сотрудников чрезвычайно высоки по сравнению с работниками других стран, особенно у технического и технологического персонала, и не только. На «ВИЗ-Стали» человеческий фактор по-прежнему очень важен.
Беседу вели Сергей Опошнянский, Владимир Денисов
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|