Металлургический комбинат в Кунмине (Китай) устанавливает новое оборудование по производству горяче- и холоднокатаных рулонов, чтобы воспользоваться вновь возникшими перспективными рынками, считает Кит Лин Вон*.
Металлургический комбинат в Кунмине («Киско»), традиционный производитель сортового проката, в этом году осуществляет расширение мощностей, начиная производство полосы. В соответствии с реформами в китайской черной металлургии руководство комбината полагает, что производство полосы обеспечит дальнейший рост экономических возможностей и укрепление рыночных позиций предприятия.
Комбинат с полным металлургическим циклом расположен в городе Аннин, в 32 км от Кунмина на юге Китая, и при численности работающих 30 тыс. чел. является экономической опорой города. Еще не исчезнувшие полностью рамки государственного контроля играют существенную роль, и, несмотря на прогрессивное продвижение по пути экономических реформ и диверсификации продукции, комбинат остается привязанным к гигантской социальной сфере, включая собственный спортивный комплекс, медицинские учреждения, радиостанцию, гостиницу и парки. «Киско» типичное китайское металлургическое предприятие, работающее в условиях коммунистического правительства.
«Крупнейшее и старейшее предприятие в провинции Юннань, комбинат в последние десятилетия существенно модернизировался. В 1930 году (год основания) первоначальная мощность составляла всего несколько сотен тысяч тонн; позднейшие капиталовложения включали переоборудование сталеплавильного цеха № 3, установку нового высокоскоростного проволочного стана в 1995 году, сооружение новой доменной печи объемом 2 тыс. м3 и двух агломерационных машин площадью спекания 130 м2 каждая», перечисляет президент «Киско» Ван Чан Йон. Раньше комбинат выпускал толстый лист, но теперь его не производят.
«На освоение производства горяче- и холоднокатаных рулонов направление, необходимое для компании, если она хочет идти в ногу с требованиями рынка «Киско» потратил более 2 млрд. юаней (242 млн. долл. США), включая установку слябовой УНРС, нового стана Стеккеля (с печными моталками) и стана холодной прокатки полосы», говорит Ван. На новых прокатных станах, поставленных американской машиностроительной фирмой «Типпинс», будет прокатываться горячекатаная полоса толщиной 1,2 2,5 мм, шириной 600 1600 мм и холоднокатаная полоса толщиной 0,2 2 мм, шириной 900 1524 мм.
Работы на строительстве станов Стеккеля горячей прокатки производительностью 800 тыс. т/год и холодной прокатки производительностью 500 тыс. т/год, начатые благодаря поддержке правительства провинции и банковским кредитам, было намечено завершить в июне. Однако продление периода строительства заставило передвинуть пуск на конец года.
В прошлом месяце начался пусковой период на слябовой УНРС (также поставки фирмы «Типпинс») производительностью 620 тыс. т/год. По окончании модернизации производства, по мнению Вана, общая производственная мощность по готовой стали превысит 2,5 млн. т/год. В прошлом году на комбинате было произведено около 1,57 млн. т готовой металлопродукции, что несколько больше уровня 2000 г. 1,5 млн. т. В этом году прогноз производства готовой металлопродукции на уровне около 2 млн. т.
После ввода в эксплуатацию новых прокатных станов не планируется вывод из производства мощностей по сортовому прокату (катанка и арматурный профиль).
Качество и стоимость
«Расширение необходимо, даже невзирая на жесткую конкуренцию на китайском рынке листового проката», комментирует Ван. «Сейчас наши план и цель добавление стоимости к нашему сортаменту, объясняет он. Помимо чистого расширения производства, мы должны повысить наши нормы качества и снизить производственные затраты как важнейшие условия продвижения вперед». Но какие именно рынки будут выбраны, зависит от требований времени.
Планы расширения производства тонкого листа на комбинате основаны на прогнозах роста национального рынка на основе выбранного Пекином «пути на запад» в процессе экономического развития западного Китая. Тем не менее Ван утверждает, что, хотя работа комбината в основном сфокусирована на местный рынок и ориентирована на удовлетворение внутреннего спроса, комбинат зависит от него отнюдь не полностью.
Так, уже в этом году комбинат начал экспортировать некоторое количество сортового проката на новый рынок во Вьетнам на долгосрочной основе. Это продвижение является еще одной вехой в истории южнокитайского предприятия, которое ранее отгружало сравнительно небольшие партии своей продукции в Германию, Южную Корею, Японию и страны Юго-Восточной Азии.
Для зарубежных промышленных обозревателей опора комбината на государственную поддержку может показаться противоречащей современной рыночной экономике. Однако, признавая поддержку со стороны правительства провинции, Ван отмечает, что конечной целью комбината является получение допуска на фондовую биржу (листинг), но это пока лишь планы. «Потребуется определенное время для достижения результатов в этом направлении, но эта цель четко обозначена в наших планах», говорит он.
|
Холодильник сортового стана, модернизированного в 1999 г. Комбинат будет продолжать выпуск сортового проката и после ввода в эксплуатацию новых станов Стеккеля и холодной прокатки |
Ван также полагает, что вступление Китая в ВТО ускорит продолжающийся процесс реструктуризации в черной металлургии страны и в определенной степени создаст более жесткую конкуренцию в смысле экспортных возможностей. «Перспективы, скорее всего, суровые, учитывая конкурентоспособные мировые цены на сталь», говорит он. «В реальности наши цены на сортовой прокат недостаточно привлекательны для экспорта существенного объема продукции, так что, по-видимому, изменения доли экспортных поставок будут минимальными», комментирует Ван.
С другой стороны, как отмечает Ван, членство Китая в ВТО обусловит глубокие перемены в национальной черной металлургии в целом. «Хотя в рамках ВТО обострится экономическая конкуренция для китайских металлургов, в конечном итоге есть все основания верить, что вступление в ВТО принесет Китаю больше преимуществ», говорит он.
Одно из таких преимуществ твердое намерение китайских металлургов создавать совместные предприятия, чтобы внедрять современные новейшие технологии. Внешнее инвестирование окажет благоприятное воздействие и дополнит собственные ресурсы комбината в целях дальнейшего расширения и модернизации», полагает Ван.
Он также высоко оценивает прогресс, уже достигнутый черной металлургией страны на пути реструктуризации. Говоря о нескольких недавно заключенных союзах между ведущими китайскими металлургами в масштабах одной и той же провинции, Ван замечает, что такая консолидация может произойти в будущем и в Юннане. Но при этом он предупреждает, что с такой программой следует обращаться осторожно.
«Нужно время, прежде чем произойдут приобретения, слияния и консолидация. Я предвижу будущую возможность этого для «Киско» в виде совместного предприятия с иностранной фирмой или перспективного слияния с металлургами в провинции Юннань, но нужно правильно выбрать партнеров и время», делает вывод он.
И покрытия тоже
В дополнение к уже расширяющемуся производству полосы, комбинат планирует продвигаться далее по технологической цепочке к производству металлопродукции с покрытием. Уже намечен план установки комбинированного агрегата цинкования и нанесения красочного покрытия мощностью 150 тыс. т/год. Первоначальная цель при этом удовлетворение нужд автомобильного рынка и рынка бытовых приборов в стране. Однако окончательное решение будет принято после завершения предварительного технико-экономического обоснования.
«На комбинате нет планов увеличения мощностей по выплавке стали», говорит Ван. Расширение первичных переделов означало бы необходимость роста поставок железорудного сырья проблемы, которую комбинат пытается разрешить до рассмотрения вопроса о дальнейшем расширении сталеплавильных мощностей.
В своем стремлении прорваться на рынок тонколистовой продукции «Киско» вынужден идти по пути достижения более высоких стандартов качества, особенно в связи с членством Китая в ВТО и мероприятий по консолидации национальной черной металлургии.
СРОЧНО НУЖНА ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
Учитывая истощение запасов железной руды на четырех из пяти шахт «Киско» (Шанжан, Байчжи, Нуоси и Нанчинтан, все они полностью закрыты и ведется только обработка импортной руды), компания делает все возможное для развития своего последнего железорудного проекта в городе Юкси.
Месторождение Дахоншан в Юкси, в 300 км от самого Кунмина, оценивается в 4 млн. т руды, содержащей в среднем 60 % железа после обогащения. Руда будет транспортироваться по трубопроводу к трем доменным печам компании.
«Необходимо принимать чрезвычайные меры для решения проблемы дефицита железной руды на комбинате. Ранее в этом году были начаты работы по проведению технико-экономического обоснования с целью уже к концу года выдать по меньшей мере 500 тыс. т руды, но лимитирует отсутствие в участии рудника Дахоншан. Проводимые ранее переговоры с дочерними фирмами «ЮС стил» по совместной разработке горнорудного предприятия были прерваны в конце 1990-х годов, несмотря на подписание предварительного соглашения», говорит генеральный управляющий проекта тонколистовой продукции Чжан Чжиугао.
В настоящее время Кунмин импортирует 30 % железорудного сырья из Австралии, Бразилии и Южной Африки, а остальное получает от местных поставщиков. Ван твердо настаивает, что в будущем не будет увеличения зависимости от импортных поставок руды: «Хотя необходимы чрезвычайные меры, мы уверены, что получим достаточное количество на местном рынке и не предвидим резкого увеличения объема импортных поставок железной руды в течение ближайших нескольких лет».
* Корреспондент «Метал Бюллетин» в Сингапуре.
|