Объединив производство нержавеющих сталей фирм «Юзинор» и «Арбэд», компания «Арселор» стала крупнейшим мировым производителем этой продукции. Жан-Ив Жиле, глава отделения нержавеющих сталей компании «Арселор», по просьбе Ричарда Баррета рассказывает о планах корпорации.
В прошлом году компания «Арселор» отгрузила почти 2 млн. т готовой продукции из нержавеющих сталей, завоевав первое место в международной лиге производителей этого металла. В настоящее время на долю компании приходится почти 25 % мирового рынка листа и полосы из нержавеющих сталей.
Фирма выпускает различные марки нержавеющих и аналогичных материалов, в том числе аустенитные, ферритные, наукоемкую продукцию из нержавеющих, высоконикелевых сплавов, а также кобальтовые и титановые сплавы как в виде листа и полосы, так и сортового проката (около 250 тыс. т/год). Главные европейские центры по производству этой продукции завод АЛЗ фирмы «Арбэд» (теперь «Южин энд АЛЗ Белджиум»), заводы «Южин» во Франции (теперь «Южин энд АЛЗ Франс»).
В свое время именно первоначальные переговоры относительно преимуществ объединения активов по производству нержавеющих сталей привели к созданию гиганта по производству углеродистых сталей компании «Арселор». Из общего объема 43,6 млн. т стали, выплавленной в прошлом году тремя фирмами, образующими «Арселор», нержавеющая сталь составляет 2,6 млн. т, что равно 16 % объема продаж компании.
Управляющий директор по нержавеющим сталям «Арселор» Жан-Ив Жиле определяет три основных направления в объединении фирм АЛЗ и «Южин», говоря, что первое создание единой коммерческой линии в представлении заказчикам «Арселор» одного и того же лица компании уже завершено. Приняты все меры, необходимые для поддержания текущего портфеля заказов фирм, при этом были исключены частичные совпадения в международных сетях их сбытовых представительств. Главная цель очевидна это снижение издержек, но величину экономии компания «Арселор» не раскрывает.
Отделение сбыта и распределения нержавеющих сталей отныне называется «Южин энд АЛЗ» в Европе и «Арселор стейнлис интернэшнл» в остальной части мира, хотя отделения группы в Бразилии, Таиланде и США продолжают заниматься маркетингом своей собственной продукции на внутренних рынках.
Второе направление, претворяемое в жизнь в этом и следующем году, внедрение лучшей организации и практики работы с целью повышения ее эффективности. В качестве примера Жиле указал на опыт отделения фирмы «Южин» по выпуску продукции, подвергнутой светлому отжигу, которым компания может поделиться с фирмой АЛЗ для повышения выхода годного и качества этого вида продукции.
|
Дочернее предприятие компании «Арселор» фирма «Асесита», недавно завершившая программу расширения, доминирует на южноамериканском рынке нержавеющих сталей |
«Дополняющий друг друга листовой сортамент «Южин» и АЛЗ был наглядным положительным фактором объединения первая фирма была ориентирована на производство тонкого, а вторая более толстого горячекатаного листа шириной до двух метров. Специализация производственного оборудования каждой фирмы ограничивала возможности повышения эффективности за счет модернизации производства, однако одним из положительных шагов явилась концентрация производства горячекатаного листа на фирме «Карлам» в Бельгии.
Третье направление бюджетное, позволит сократить затраты на материально-техническое снабжение не только за счет снижения цен и складских запасов, но и за счет более экономически эффективных способов эксплуатации оборудования», говорит Жиле. Ожидается, что примерно 80 млн. из общей целевой суммы экономии 700 млн. евро, намеченной получить к 2006 г., поступит из отделения нержавеющих сталей показатель, который, как уверен Жиле, будет превзойден.
Низкие затраты, широкий сортамент
В предыдущих представлениях МБМ гигантов в области производства нержавеющих сталей фирма «ТиссенКрупп стейнлис» заявила о своем намерении сохранить лидерство в секторе листовой продукции, а фирма «Асеринокс» на своем американском заводе «Норт Америкен стейнлис» подтвердила намерение иметь самое малозатратное производство. Кем же в таком случае хочет быть «Южин энд АЛЗ»? Жиле отвечает, что в результате модернизации и расширения мощностей, завершение которого ожидается на заводе в Генке, и возможных предстоящих капиталовложений в заводы Шарлеруа и «Карлам» «мы станем малозатратным производителем. Сейчас не то». Он верит: «Формулой завоевания успеха станет сверхсовременное сталеплавильное производство в сочетании с прокатными заводами в центре Европы». «Два признанных производителя металлопродукции с низкой себестоимостью «АвестаПоларит» и «Асеринокс», в географическом смысле занимает менее выгодное положение», отмечает он.
|
Нержавеющие стали компании «Арселор» в Европе |
Еще один инструмент укрепления позиций компании это широта сортамента продукции в сочетании с разнообразным промышленным оборудованием, включая экономически эффективные, агрегаты, объединяющие различные виды операций, например: непрерывный отжиг, травление и прокатку.
В этом месяце планируется выдача первой плавки на заводе фирмы АЛЗ в Генке, расширенном за счет крупных капитальных вложений. С завершением работ по установке второй дуговой сталеплавильной печи, а также по расширению и модернизации действующей установки непрерывной разливки сталеплавильные мощности вырастут с 600 тыс. т до более чем
1 млн. т/год. Таким образом, общая мощность компании «Арселор» по выплавке нержавеющей стали достигнет 3,5 млн. т/год.
Главный исполнительный директор компании «Арселор» Ги Долле заявил МБМ, что основная трудность корпорации заключается в размещении сталеплавильного передела и производства горячего и холодного проката в разных местах. Помимо уже достигнутой централизации горячей прокатки на фирме «Карлам», Жиле сообщил, что рассматривается вопрос установки агрегата аргонно-кислородного обезуглероживания на заводе в Шарлеруа или же строительство нового сталеплавильного цеха на заводе фирмы «Карлам» рядом с действующим станом горячей прокатки полосы принятие решения ожидается к концу года. Размер инвестиций составит от 150 до 230 млн. евро (в зависимости от окончательного объема проекта), и в соответствии с современными тенденциями строительства новых цехов для выплавки нержавеющих сталей мощность нового цеха может составить от 850 тыс. до 1 млн. т/год.
По мнению «Южин энд АЛЗ», Южная Америка и Азия перспективные рынки. «Рынок Восточной Европы невелик, и мы можем продавать на нем продукцию с имеющихся баз. Мы должны присутствовать, но не намерены создавать там какого-либо рода мощности или принимать в этом участие», говорит Жиле, отмечая тот факт, что компания уже присутствует на четырех континентах. «Большая часть регионов мира, в которых есть рынок нержавеющих сталей, нами уже охвачена», подчеркивает он.
Основные предприятия компании «Арселор» для производства нержавеющих сталей за пределами Западной Европы включают: «Джоунс энд Лафлин стил», Питсбург, США; дочернюю фирму «Асесита» в Тимотео, Бразилия (под контролем «Арселор»); завод по производству холодного проката «Тайнокс» в Районге, Таиланд. У группы также есть сервис-центры в Турции, Китае и Австралии.
«Фирма «Асесита» уже контролирует 90 % бразильского и более чем 70 % южноамериканского рынка», говорит Жиле. Она осуществила модернизацию, расширение и модификацию своего оборудования с целью доведения общей мощности передела по выплавке нержавеющих сталей до 840 тыс. т/год (если это потребуется рынку). Однако практическая цель на 2003 2005 гг. производство максимум 500 тыс. т/год листа и полосы из этих марок. «Этого будет достаточно для удовлетворения возможного роста спроса на рынке. В большем росте нет необходимости: это уже сделано», говорит Жиле.
Хотя в Южной Америке «Арселор» доминирует, Жиле признается, что в Азии работы хватает. Основной опорой «Арселор» здесь является прокатный завод «Тайнокс», выпустивший в прошлом году всего 120 тыс. т. «Однако завершенная в этом году программа для увеличения объема производства со 160 до 180 тыс. т/год рулонов холоднокатаной полосы плюс определенное количество полосы, подвергнутой светлому отжигу, может обеспечить в конечном итоге выпуск 200 тыс. т/год», утверждает Жиле. В этом году намечено произвести 150 тыс. т.
Первоначально завод был построен как совместное предприятие при участии французских, итальянских, японских и местных инвесторов, однако теперь компании «Арселор» принадлежат 94 % акций ( 6 % японцам). Жиле считает, что «завод «Тайнокс» хороший актив для сотрудничества с местными производителями» и добавляет: «Мы открыты для дальнейшего сотрудничества и готовы воссоздать дух совместного предприятия». Тем не менее он подчеркивает, что «Тайнокс» не продается ни за какую цену. Улучшение ситуации на рынке означает достижение рентабельности.
Благоприятное расположение
Только сейчас рынки нержавеющих сталей Юго-Восточной Азии возвращаются к уровню, достигнутому ими до экономического кризиса пять лет назад. Однако, по мнению Жиле, месторасположение «Тайнокс» весьма удачное для обслуживания азиатского и китайского рынков. В дополнение к сервис-центру «Южинокс продактс» в Чаньчжоу (Китай) «Южин энд АЛЗ» рассчитывает создать центры во Вьетнаме и Малайзии, но осторожно относится к любому более глубокому проникновению в этот регион: «В Китае развиваются новые станы холодной прокатки и сталеплавильные цехи. Нас часто спрашивают, не хотим ли мы в этом участвовать. Иногда мы оказываем техническое содействие, но пока не хотим вкладывать инвестиции», добавляет он.
У компании «Арселор» есть официальное соглашение о сотрудничестве с японской фирмой «Ниппон стил», хотя оно в основном касается углеродистых сталей.
В США компания заменила несколько старших управляющих на фирме «Джоунс энд Лафлин стил» своими менеджерами с целью улучшения показателей производства стратегия, которая, по мнению Жиле, дает свои плоды. «На этой фирме ведется хорошая работа. Она уже достигла экономии затрат более 50 млн. долл. США». Он сообщил, что это соответствует примерно 10 % от общего объема продаж, и что в этом году намечено добиться экономии порядка 40 млн. долл. США.
Поскольку в США уже имеется хорошо разветвленная сеть производства и распределения нержавеющих сталей, компании нет смысла соревноваться с ней, однако стоит рассмотреть возможности для этого в Мексике.
Спад на рынке более чем на 15 25 % в 2001 г. привел к наихудшим показателям работы в отделении нержавеющих сталей компании «Арселор». «Хотя этот год намного лучше предыдущего, все же регулировать цены в США трудная задача», заявляет Жиле.
Он отмечает, что еще многое предстоит сделать в смысле консолидации производства в секторе сортового проката из нержавеющих сталей и что «Арселор», которая является крупнейшим игроком, полагает, что еще большая степень консолидации принесет пользу. Здесь Жиле предупредил, очевидно, вытекающий из этого вопрос словами: «Мы не собираемся никого покупать!»
|