Валерий Анисимов Генеральный директор ОАО «Выксунский металлургический завод»
Выксунский металлургический завод существует уже 245 лет. За это время пройден большой и сложный путь, накоплены богатые производственные традиции. Еще 100 лет назад изделия из Выксы получили мировое признание и пользовались высоким спросом на международных рынках. Предприятие было одним из главных конкурентов знаменитых Демидовских заводов.
В 70 80-е годы прошлого века в результате коренной реконструкции радикально изменился производственный профиль предприятия. Был создан крупнейший в стране комплекс по производству сварных труб широкого сортамента. Современные электросварные станы заменили устаревшую печную сварку в производстве водогазопроводных труб. Появился первый в стране цех электросварных обсадных труб по японской технологии, а также прошел коренную реконструкцию цех газонефтепроводных труб большого диаметра. Тогда же в Выксе появился крупнейший в Европе цех по производству цельнокатаных железнодорожных колес.
Вхождение предприятия в Объединенную металлургическую компанию (ОМК) позволило восстановить связи с основными поставщиками сырья и потребителями металлопродукции, стабилизировать производство, продолжить техническую модернизацию основных переделов. Колесопрокатный цех стал, по сути, мощным комплексом, выпускающим более 20 типоразмеров колес диаметром 710 1098 мм для пассажирских и грузовых вагонов и локомотивов, а также для поездов метрополитена. Годовая мощность до 530 тыс. штук. В технологии производства колес нашли отражение самые современные разработки отечественных НИИ, включая такие высокоэффективные средства и методы неразрушающего контроля, как токовихревая, ультразвуковая, магнитопорошковая дефектоскопия.
Несколько лет назад действующая на заводе система качества при изготовлении железнодорожных колес была признана удовлетворяющей требованиям стандарта Ассоциации американских железных дорог М-1003, что значительно расширило возможности экспорта. Теперь предприятие поставляет железнодорожные колеса в 15 стран мира. Самые крупные наши покупатели в США и Корее. Это известные компании General Electric и Samsung. Значительная доля экспорта приходится на такие страны, как Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Саудовская Аравия. Европейский рынок также находится в сфере интересов ВМЗ. Здесь, кстати, к железнодорожным колесам предъявляют самые жесткие требования. Колеса, изготовленные в Выксе, успешно прошли испытания на шведских и испанских дорогах. Мы должны получить сертификат на нашу продукцию в Германии. Колеса поставляем также в Чехию, Словакию и Болгарию. В ближайшем будущем выксунские колеса пройдут испытания на рынках стран Латинской Америки. И, конечно, ВМЗ поставляет эту продукцию в ближнее зарубежье в Казахстан, Белоруссию, Латвию, на Украину.
Но главный покупатель колес Выксунского металлургического завода российские железные дороги. Доля ВМЗ на отечественном рынке этой продукции составляет более 60 %. В 2001 году этот рынок вырос на 5 % за счет увеличения закупок МПС. Министерство потребляет около 90 % всех производимых в России колес (помимо Выксунского завода, их выпускает Нижнетагильский металлургический комбинат). На увеличение закупок, безусловно, оказывает влияние предстоящая реформа железнодорожной отрасли, серьезный износ вагонного парка.
Должен отметить, что требования к качеству колес со стороны МПС всегда были высоки и наше предприятие стремилось выпускать продукцию, отвечающую таким критериям. Сотрудничество Выксунского металлургического завода с научно-исследовательскими институтами и техническими службами МПС насчитывает не один десяток лет. За эти годы совместно разработано немало новшеств, позволивших значительно повысить прочность колес. Вот оценка, данная представителем заказчика старшим инспектором МПС по приемке продукции на ВМЗ Валерием Гордеевым: «В первом полугодии 2002 года из Выксы на железнодорожные магистрали и вагонные заводы ушло 241847 колес. По их качеству получено всего 14(!) замечаний тысячные доли процента!». Тем не менее время предъявляет еще более жесткие требования к качеству колес для вагонов и локомотивов.
В июле 2002 года между Министерством путей сообщения РФ и Объединенной металлургической компанией подписано Соглашение, которое предусматривает выполнение комплексной Программы повышения качества и объемов производства цельнокатаных железнодорожных колес на Выксунском металлургическом заводе. Основные пункты Программы создание колес нового поколения, а также увеличение их выпуска с тем, чтобы ежемесячная поставка для МПС составляла 40 тыс. колес. Соглашение рассчитано на 8 лет. Общая стоимость поставок в ценах 2002 года составит около 800 млн. долл.
Почему возникла потребность в такой программе? Возрастающие объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом ставят МПС перед необходимостью ускоренными темпами провести обновление подвижного состава и увеличить вагонный парк. Об этом говорил на церемонии подписания Соглашения министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев. По его мнению, не только нужно больше колес, но и важно, чтобы срок их службы увеличился. Министерство, отметил министр, подписало контракт с Выксунским металлургическим заводом потому, что это предприятие обеспечивает очень высокое качество колес. Четко обозначив свои потребности, определив критерии качества, МПС полагает, что именно это обстоятельство позволит быть максимально эффективным сотрудничеству с производителями.
Прагматичное отношение МПС к работе со смежными отраслями чрезвычайно важно для Выксунского металлургического завода. Соглашение о долгосрочном сотрудничестве и определение конкретного объема поставок в течение длительного срока дает возможность работать с перспективой, рациональнее строить программу модернизации производства колес и эффективнее распоряжаться инвестициями.
Задачи, которые железнодорожники поставили перед металлургами, требуют немалых усилий: предстоит в короткие сроки не только увеличить объемы производства, но и разработать и освоить колеса нового поколения, отвечающие требованиям заказчика, которые даже выше, чем у зарубежных потребителей. В первую очередь, это объясняется тем, что никто в мире не делает колес с такими высокими показателями жесткости. Это продиктовано и стремлением увеличить срок эксплуатации, и требованиями безопасности. Есть смысл вспомнить, что до середины 90-х годов пробег колес грузовых вагонов до обточки из-за быстрого износа гребней колес и бокового износа головок рельсов исчислялся всего лишь несколькими тысячами километров. При этом эксплуатационные дефекты контактно-усталостного происхождения даже не успевали проявиться. Именно тогда ВМЗ совместно с научно-исследовательскими институтами и техническими службами МПС начал активно работать над серьезным повышением качества выпускаемой продукции. Проведено множество мероприятий, направленных на повышение срока службы колес. Сегодня он уже превышает 100 тыс. км.
Программа сотрудничества МПС и ВМЗ включает широкий спектр конкретных действий, начиная от модернизации производства и замены оборудования на Выксунском заводе и заканчивая сложными научно-исследовательскими работами. Запланированы в частности исследования по разработке новых конструкций колес, повышению качества стали, внедрению новых видов обработки материалов.
В 2002 году проводятся исследования с целью совершенствования производства колес из слитков круглого сечения. В соответствии с новыми требованиями ГОСТ 10791 мы приступим к изучению трансформации дефектов макроструктуры непрерывнолитой заготовки при производстве железнодорожных колес. Сейчас идут исследования для определения уровня значений вязкости разрушения в ободьях колес из мартеновской стали. Для увеличения на 30 50 % усталостной прочности используем дробеструйную обработку поверхности дисков. Но это лишь часть первоочередных мер. Главная цель подписанной железнодорожниками и металлургами Программы повышения качества создание колеса нового поколения. Известно, что в последнее десятилетие подвижной состав российских железных дорог почти не обновлялся. Если бы эта ситуация продлилась еще какое-то время, она могла обернуться массовыми сбоями в работе отрасли и даже серьезными авариями.
Казалось бы, есть простой выход: как можно быстрее заменить изношенное оборудование на новое и так же поступить с колесами. Но ведь это будет продукция, отвечающая сегодняшним требованиям. В недалеком будущем пришлось бы тратить немалые деньги на ремонт, а то и на замену тех же колес. МПС поступило весьма дальновидно, поставив задачу создания колес нового поколения с качественными характеристиками уже не сегодняшнего, а завтрашнего дня.
Разрабатываемый тип колес будет отличаться улучшенными прочностными характеристиками повышенной износостойкостью и более значительными допустимыми нагрузками на ось. Совместно с ВНИИЖТ начата разработка конструкций колес для грузовых вагонов. Мы осваиваем технологию изготовления колес повышенной износостойкости и для пассажирских вагонов, в том числе с осевой нагрузкой 25 и 30 тс. Новая конструкция и улучшенные технические характеристики позволят увеличить срок службы колес весьма существенно: если сейчас вагоны отправляются в ремонт после 100 150 тыс. км пробега, то после выпуска продукции нового поколения этот показатель увеличится до 900 тыс. 1 млн. км.
Соглашение с МПС дает мощный импульс для обновления производства: стабильный рост объема заказов, точное знание перспектив выпуска колес очень важные условия для того, чтобы рационально спланировать и выполнить инвестиционную программу, позволяющую, как записано в Соглашении, уже в 2003 году выпустить 515 тыс. колес. Пробное же производство продукции нового поколения начнется уже в конце 2002 года.
|