Виктор Бажанов, Элла Амосенок Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
Российское законодательство исходит из двух основных форм организации финансово-промышленных групп холдинга и системы участия, под которой понимается объединение капиталов. На практике почти все ФПГ являются по своей структуре холдингами. Как показывают исследования, основными побудительными мотивами создания этих объединений являются надежда на инвестиции в производство и желание получить государственную поддержку, предусмотренную законодательством для финансово-промышленных групп. Реально же процесс интегрирования предприятий в машиностроении преимущественно основывается:
на необходимости реализации программно-целевого подхода, который предполагает предварительную проработку рыночных ниш группы, общих целевых задач и мер по их достижению;
на стремлении сконцентрировать в рамках группы научный и производственный потенциал, а также капитал достаточно крупных размеров с целью удержать и расширить позиции на финансовых, а также внутренних и внешних товарных рынках;
на структурировании предприятий с учетом требований антимонопольного законодательства, когда объединение юридических лиц, хотя и занимающих весомые позиции на товарных рынках, не снижает конкуренцию среди товаропроизводителей;
на широкой диверсификации
деятельности с четкой ориентацией на потребительский рынок с целью обеспечения достаточно высокой прибыльности ФПГ;
на глубокой организационно-технологической кооперации предприятий как по вертикали (в рамках одной целевой программы), так и по горизонтали (участие в нескольких целевых программах).
Машиностроительные предприятия интегрируются, как и предприятия других отраслей, либо в специализированные финансово-промышленные группы, либо в универсальные (диверсифицированные) ФПГ с участием машиностроения. К формам интеграционного взаимодействия, по нашему мнению, также можно отнести различные объединения организационно-целевого характера ассоциации, союзы, лиги. Цели таких объединений связаны в большинстве случаев с лоббированием отраслевых интересов во властных структурах, инициированием разработок региональных программ и т.п.
Особенности интеграционных процессов в машиностроении определяются как спецификой самой отрасли, так и влиянием общих процессов перехода к рыночным отношениям. Из-за низкой рентабельности отечественного машиностроительного производства российский капитал идет в него чрезвычайно вяло. Поэтому особенностью создания финансово-промышленных групп в этой отрасли является то, что их организатор, как правило, изначально ориентируются не на ресурсы участников, а на возможности и источники внешнего финансирования. Кредитно-финансовые учреждения в группах выступают либо посредниками, либо накопителями и распорядителями чужих денег. Во многих случаях крупные объединения больше заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в развитие смежников, чем ставить себя в зависимость от привозных комплектующих. Но в нынешних условиях делать крупные вложения можно, лишь являясь реальным собственником. Для процессов консолидации значимо то, что рынок машиностроительной продукции весьма сложен, поэтому координация сбытовой политики между производителями жизненно необходима как на внешнем, так и на внутреннем рынках. И, наконец, стратегически важный аргумент в пользу объединений состоит в том, что финансировать научные разработки в рамках отдельных предприятий или небольших компаний попросту невозможно.
На Урале машиностроение является одной из профилирующих отраслей промышленности. Интеграционные процессы в нем в основном проявляются в создании как узко отраслевых, так и диверсифицированных ФПГ. Интенсивность их формирования несколько ниже, чем в центральных регионах, но выше, чем, например, в Сибири. Более всего процессы интеграции коснулись энергомашиностроения. И не только потому, что на Урале расположены крупнейшие предприятия этой подотрасли: «Уралэлектротяжмаш» (УЭТМ) и Уральский турбомоторный завод. Дело в том, что рынок энергетического оборудования (как внешний, так и внутренний) всегда был весьма перспективен, а технологический уровень этой отечественной продукции достаточно высок и позволяет конкурировать с крупнейшими зарубежными производителями, даже с такими, как Siemens, ABB, General Electric, причем цена российских производителей существенно ниже.
Крупнейшие предприятия Урала имеют значительный экспортный потенциал, который может быть реализован, например, на рынках стран Азии, интенсивно строящих электростанции. Ряд долгосрочных контрактов по поставкам оборудования в Китай, Индию, Грецию, Турцию, Иран и другие страны уже реализуется. Немаловажный фактор: в свое время многие станции в этих и других странах строились по советским проектам с использованием нашего оборудования. Теперь при ремонте приоритет соответственно отдается российским производителям. Таким образом, в силу специфики отрасли в условиях конкуренции с западными концернами интеграция жизненно важна для российских производителей: при участии в тендерах на поставку оборудования для электростанций (как внутри страны, так и за рубеж), как правило, необходимы полные его комплекты (а не одна турбина или генератор). Кроме того, согласованная производственно-ценовая и сбытовая политика, не говоря уж о финансировании капиталоемких технологических разработок, возможна только в рамках единой интегрированной структуры.
В начале 90-х годов лидеры энергомашиностроения питерские «Электросила» (генераторы к паровым и газовым турбинам, гидрогенераторы, крупные электромашины, тяговое оборудование к электропоездам, троллейбусам и т.д.), Ленинградский металлический завод (турбины) и завод турбинных лопаток (в основном для ЛМЗ), екатеринбургский «Уралэлектротяжмаш» (высоковольтная аппаратура, трансформаторы, электромашины, гидрогенераторы) вместе с несколькими другими предприятиями вошли в ФПГ «Энергомашиностроительная корпорация» (ЭМК). Впоследствии ЭМК вступила в полосу конфликтов, которые протекают до сих пор. В результате ЛМЗ, «Электросила» и завод турбинных лопаток вошли в созданный «Интерросом» холдинг «Силовые машины», а уральские заводы остались в другой ФПГ, называемой теперь «Энергомашкорпорация». ФПГ «Интеррос» является также совладельцем уральских акционерных обществ «Пермские моторы» и «Пермский моторный завод». В 1997 году американская компания Pratt & Whitney получила 25 % акций АО «Пермский моторный завод», став здесь стратегическим партнером, способным модернизировать выпускаемые авиадвигатели и довести их технические характеристики до мировых стандартов. «Газпром» также является совладельцем ОАО «Пермские моторы» (доля в уставном капитале 2,9 %). Одновременно он выступает заказчиком газотурбинных установок (ГТУ) для перекачки газа и выработки электроэнергии (подряды размещены также в акционерных обществах «Авиадвигатель» и «Кировский завод»). Благодаря поддержке «Газпрома» созданы научно-технические основы разработки и выпуска конкурентоспособных промышленных и энергетических ГТУ, в том числе на мировом рынке.
Интеграционные процессы заметны и в других машиностроительных отраслях Урала. Здесь развивается одна из перспективных форм частные холдинги, в которые входят преимущественно предприятия, относящиеся к различным подотраслям и не объединенные технологическими связями. В них преобладает принцип «системы участия». Наиболее известны такие холдинги:
«Уралинвестэнерго», куда входят «Уралхиммаш», компрессорный завод, «Стройдормаш», Нижнетуринский электроаппаратный завод, «Уралкриотехника», а также Южноуральский арматурно-изоляторный завод;
«Инвестпромко», включивший «Уралбурмаш», «Пневмостроймашину», Кушвинский завод прокатных валков, Уральский лифтостроительный завод, Карпинский электромашиностроительный завод;
«Уральские заводы».
Учредителями последней ФПГ являются 14 ижевских и сарапульских машиностроительных, приборостроительных и металлургических предприятий, Евроазиатский банк экономического развития (г. Ижевск) и др. Основная номенклатура продукции насосы, в том числе диафрагменные глубинные для нефтедобычи, металлорежущие станки, трубоукладчики, бульдозеры, бумагоделательное оборудование, электротележки, конденсаторы, медицинское оборудование и радиоэлектронная аппаратура (электрокардиографы, реанимобили, банковская техника).
Основные задачи создания ФПГ были связаны с дополнительными источниками инвестиций и структурной перестройкой производства на новые, конкурентоспособные виды продукции за счет организации проектирования и изготовления магистральных, региональных и локальных систем связи, расширения номенклатуры и объемов выпуска новой медицинской техники, новых комплексов нефтедобывающего оборудования и др.
Внутри этой ФПГ достаточно высока внутренняя кооперация. «Ижсталь» обеспечивает более 30 % потребности «Редуктора» в чугунном и стальном литье, прокате, поковках для изготовления шестерен. «Ижнефтемаш» поставляет мелкосерийный прокат приборостроительным заводам, стальные фасонные профили заводам РТО и «Инвис». В свою очередь «Редуктор» на 30 % удовлетворяет потребность «Ижнефтемаша» в мощных редукторах для станков-качалок. «Буммаш» поставляет для «Инвиса» лебедки для трубоукладчиков. «Элеконд» обеспечивает потребность приборостроительных заводов в электролитических конденсаторах. На экспорт поставляется медтехника, средства связи и телекоммуникации, буровое оборудование.
В 1995 году на базе ассоциации предприятий инженерно-строительных машин и тракторов «ЧТЗ-Инжемаш» создана ФПГ «Святогор». Основная специализация группы выпуск гусеничных тракторов и бульдозерно-рыхлительных агрегатов на их основе, минитракторов, трубоукладчиков, копрового оборудования, буровых станков, роторных экскаваторов, электросварочных агрегатов, тракторных кранов, экологически чистых асфальтовых заводов, грунтоуплотняющего оборудования и другой техники для строительства, топливно-энергетического комплекса, геологоразведки и разработки полезных ископаемых. В составе учредителей ФПГ «Святогор» акционерные общества «Уралтрак» (г. Челябинск), «Очерский машиностроительный завод» (г. Очер, Пермская обл.), «Машиностроительный завод «Инвис» (г. Глазов, Удмуртия), «Березовский механический завод» (г. Березовский, Свердловская обл.), «Строймаш» (г. Стерлитамак), «Алмаззолотокомплект» и др., а также финансово-кредитные организации коммерческие банки «Российский кредит» и «Автобанк» (г. Москва).
Уральские машиностроительные предприятия входят также в состав известных российских холдингов как машиностроительного, так и многоотраслевого профиля. Это, в первую очередь, «Объединенные машиностроительные заводы» («Уралмаш», завод сварных машиностроительных конструкций, группа «Ижорские заводы»), уже упоминавшаяся «Энергомашкорпорация» и «Магнитогорская сталь». Принцип формирования последней продуктово-технологический с ведущей ролью металлургического производства. В группу входят предприятия черной металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроения, автомобилестроения. Учредители ФПГ 14 акционерных обществ «Магнитогорский металлургический комбинат», «Первоуральский новотрубный завод», (г. Первоуральск), «Уральский автомобильный завод» (г. Миасс), «Уралмаш», «АвтоВАЗ» и др., а также финансово-кредитные организации «АвтоВАЗбанк» (г. Тольятти), АКБ «Промстройбанк» (г. Москва), ТОО «Страховая компания «СКМ» (г. Магнитогорск), ТОО «Инвестиционная финансовая группа «РАБИКОМ» (г. Челябинск).
Процесс объединения машиностроительных предприятий на Урале продолжается. В частности в рамках группы «Уралинвестэнерго» объявлено о планах слияния «Уралхиммаша», компрессорного завода и «Уралкриотехники». В перспективе при очередной смене собственников в машиностроении региона вполне могут появиться новые крупные объединения.
Интеграция машиностроительных предприятий Сибири связана с созданием всех известных форм ФПГ, холдингов, ассоциаций, объединений в рамках региональных программ. Из наиболее известных стоит назвать ФПГ «Сибирь». Группа создана в 1994 году с целью реализации долгосрочной комплексной инвестиционной программы Западно-Сибирского региона. В ФПГ входит более десяти новосибирских предприятий, а также по одному из Армавира и Тюмени. Все они принадлежат к разным отраслям. Машиностроение представляют акционерные общества «НЭВЗ-Союз» и «Сибирский завод электротермического оборудования». Главные направления деятельности ФПГ «Сибирь» конверсионное, металлургическое, агропромышленное и лесопромышленное. В группе представлены финансово-кредитные организации АКБ «Промрадтехбанк» (г. Москва), «Сибирская трастовая инвестиционная компания», «Страховая компания СИМАЗ», «Корпорация «Внешторгснаб» (г. Новосибирск). В группе реализуются проекты, нацеленные на создание конкурентоспособной продукции на основе конверсии оборонного производства.
В октябре 2000 года был создан «Сибмашхолдинг«. Он включает в себя четыре предприятия Красноярский завод комбайнов, «Алтайский дизель» и Алтайский тракторный завод, а также Красноярский завод прицепной техники. Холдинг связан с Назаровским машиностроительным заводом, производящим жатвенные части. Таким образом в рамках структуры увязана вся технология производства машин и оборудования для зерновых и кормовых культур. Дилерская сеть холдинга состоит из 25 центров по всему СНГ.
С 1995 года действует «Восточно-Сибирская группа», куда входит более 20 промышленных предприятий топливно-энергетического и оборонного комплексов, нефтехимической, химической, машиностроительной и пищевой промышленности, а также финансово-кредитные организации. Система финансирования инвестиционных программ подразумевает перевод счетов участников группы в единый финансовый институт Восточно-Сибирский коммерческий банк, ускорение обращения денежных средств и использование вексельной формы расчетов. Финансирование среднесрочных и долгосрочных инвестиционных программ осуществляется путем эмиссии ценных бумаг ФПГ, а также привлечением централизованных ресурсов государства и иностранных инвесторов. Машиностроительные предприятия входят в число базовых. Это акционерные общества «Востсибэлемент» (аккумуляторы свинцово-кислотные, батареи и элементы), «Усольмаш» (краны башенные, станки и другое оборудование), «Радиан» (телевизоры, резисторы).
Интеграция в других отраслях Сибири также притягивает машиностроительные предприятия. Например, металлургические компании, являясь крупными покупателями услуг железнодорожного транспорта, проявляют интерес к предприятиям транспортного машиностроения. В частности «Сибал» уже контролирует «Абаканвагонмаш» (монополист по производству транспортных контейнеров) и «Барнаултрансмаш», а также Ярославский моторный завод, ГАЗ и «Волжские моторы».
Одним из примеров «программной» интеграции оборонных предприятий является их объединение для реализации региональной комплексной программы производства конкурентоспособного нефтепромыслового оборудования на основе конверсии «СибВПКнефтегаз-2000». Программа утверждена законодательным собранием Омской области, одобрена ассоциацией «Сибирское соглашение», а также некоторыми российскими министерствами. В числе исполнителей более 50 предприятий, известных высокотехнологичной продукцией. Научно-технический и проектный потенциал базируется в 16 научно-исследовательских и проектных институтах, центрах, конструкторских бюро и университетах. Программа «СибВПКнефтегаз-2000» предусматривает выпуск более 230 позиций нового или дефицитного нефтегазового оборудования, не выпускавшегося в России. С начала ее выполнения количество заказчиков увеличилось более чем в 50 раз, освоенных изделий в 8 раз, объем реализации созданного оборудования в 30 раз. Инвестиции достигли 1 млрд руб. В результате доля Сибири в выпуске нефтегазохимического оборудования увеличилась с 5,9 % в 1996 году до 17 % в 2002 году. Приоритетами программы «СибВПКнефтегаз-2000» являются повышение коррозионной стойкости, надежности и долговечности технологического оборудования; сбережение ресурсов, блочно-модульное конструирование, агрегатирование оборудования в многоцелевые мобильные комплексы. За время действия программы создано более 150 видов машин, оборудования, приборов, комплектующих изделий.
В целом же, по нашему мнению, интеграция машиностроительных предприятий Сибири протекает значительно слабее, чем на Урале. Более того, подавляющее большинство объединений, созданных в начальные годы реформ, сейчас интегрированы лишь формально «НЭВЗ-Союзхолдинг«, «Станкосибхолдинг«, «Электросигнал-Холдинг« и др. Практически распалась одна из первых сибирских ФПГ «Сиком» («Сибирские коммуникации»). Она объединяла 15 предприятий радиоэлектроники и промышленности средств связи, таких как новосибирский завод «Электросигнал», омские радиозаводы им. Козицкого и им. Попова, красноярские завод «Искра» и НПО «Прикладная механика» и др. Сейчас эта группа существует без финансово-кредитной структуры (банк «Сиком» продан), и каждый ее участник выживает самостоятельно.
|