Юрий Адно ИМЭМО РАН
Общеизвестно, что алюминий является тем материалом, который с началом его производства в промышленных объемах благодаря своим выдающимся потребительским качествам стал постоянно действующим фактором научно-технического прогресса. Например, в последние годы для большинства развитых стран динамика потребления металла в основном совпадала с динамикой роста ВВП. Более того, по некоторым оценкам, показатель душевого потребления алюминия может выполнять роль своеобразного индикатора уровня развития экономики и даже качества жизни населения страны. Неудивительно поэтому, что наивысший в мире уровень потребления алюминия на душу населения имеют ведущие промышленно развитые страны США (28 кг), Германия (27 кг), Япония (34 кг). Для сравнения: среднедушевое потребления алюминия в России на порядок меньше около 2,5 кг, при том, что Россия является крупнейшим в мире экспортером первичного металла.
В то же время, состояние мирового производства и потребления алюминия в той или иной степени отражает диспропорции и противоречия развития всего мирового хозяйства. В последние годы мировой рынок алюминия характеризуется динамичным ростом производства, потребления, объемов внешней торговли и относительной нестабильностью цен. Сегодня по абсолютным физическим объемам товарных поставок и по интенсивности товаропотоков этот рынок, который включает широкий ассортимент продуктов (бокситы, глинозем, алюминий первичный различной чистоты и вторичный, металлопродукция в виде различных профилей, фольги, катанки, труб, порошков и т.д.), занимает первое место среди всех цветных металлов. По оценкам АМЕ Mineral Economics, мировое производство первичного металла в прошедшем году выросло почти на 4 % и достигло 24 млн. т при весьма благоприятный рыночной конъюнктуре.
Высокая ликвидность алюминия определяет динамичные структурные изменения среди ведущих субъектов мирового рынка алюминия в процессе интеграции компаний и концентрации мощностей. Так, в прошедшем году окончательно оформилось создание крупнейшей в мире транснациональной корпорации путем поглощения американской компанией Alcoa другой крупной компании Reynolds Мetal Corp. С этой же тенденцией связана широко известная сделка по слиянию канадской Alcan Aluminium Ltd., французской Pechiney SA и швейцарской Alussuise Lonza Group AG, так и не одобренная антимонопольными ведомствами ЕС. Позже, во второй половине 2000 года, Alcan Aluminium сообщила еще об одной попытке укрупнить бизнес путем приобретения части акций крупнейшей германской компании VAW.
Логичным и, по-видимому, своевременным ответом на изменение конфигурации мирового рынка явилась структуризация российского алюминиевого комплекса, направленная на создание крупных интегрированных объединений, как правило, с полным циклом производства, способных эффективно конкурировать на мировом рынке. В этой связи образование компании "Русский алюминий"(заключение МАП РФ от 30. 03. 2001 г.), в которой интегрировались активы крупнейших российских производителей первичного алюминия, алюминиевой продукции и крупнейшего в СНГ производителя глинозема, отвечает развитию мировых тенденций в алюминиевой индустрии. Нынешняя корпоративная структуризация алюминиевого комплекса России произошла относительно безболезненно, что, по-видимому, подтверждает актуальность реорганизации промышленности, ориентированной на глубокие изменения в концентрации и специализации производства, структуре и размерах предприятий, повышение эффективности управления производством и сбытом продукции. Это особенно важно, учитывая, что алюминиевое производство, несмотря на все сложности и проблемы (дефицит сырья, непрерывный рост стоимости энергозатрат) сохраняет достаточно высокую динамику и стабильность роста в последние годы. Достаточно сказать, что за 1995 2000 годы ежегодные темпы прироста выпуска первичного алюминия составили около 3,8 %.
В настоящее время в алюминиевой промышленности России действуют две крупные интегрированные компании. Это, прежде всего, ОАО "Русский алюминий", в состав которого входят ведущие алюминиевые заводы страны, предприятия по производств глинозема (НГК и АГК) и группа заводов по выпуску алюминиевой металлопродукции. На долю "Русского алюминия" приходится более 70 % производимого в стране первичного металла (см. табл.). Другим крупным объединением является Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ-холдинг), включающая группу глиноземных и алюминиевых заводов, бокситовых рудников и предприятий по выпуску металлопродукции. Кроме этих двух структур в отрасли действует группа предприятий Северо-Запада, крупнейшими в которой являются Волгоградский и Надвоицкий алюминиевые заводы.
Предприятия, пакеты акций которых вносятся в уставной капитал "Русского алюминия", являются открытыми акционерными обществами. Их органы управления сформированы в полном соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах". Вопросы стратегии развития каждого предприятия, его финансовой и инвестиционной политики будут решаться центральной компанией в соответствии с единым планом развития всей корпорации. Производственные вопросы должны решаться на месте самими предприятиями в рамках единой корпоративной стратегии. Условием создания компании, согласно заключению МАП РФ, является обязательство ОАО "Русский алюминий" в течение пяти лет в предварительном порядке информировать МАП о всех приобретениях активов российских и иностранных предприятий, поставляющих Российской Федерации бокситы, глинозем, первичный алюминий и продукцию алюминиевого проката.
Создание "Русского алюминия" является одним из наиболее важных событий не только для российского бизнеса, но и для всего мирового алюминиевого сообщества. На международном рынке появилось мощное корпоративное объединение, экономический авторитет которого (наряду с его высоким экспортным потенциалом) базируется на высокой капитализации, что в первую очередь заметно повышает инвестиционную привлекательность корпорации для зарубежных партнеров. По уровню капитализации "Русский алюминий"- по оценкам, около 8,4 млрд. долл., на сегодня является второй алюминиевой компанией в мире, уступая лишь Alcoa (около 26 млрд. долл.).
Появление в России столь крупной вертикально интегрированной структуры позволит защитить внутренний рынок от чрезмерной экспансии импортной продукции, стабилизировать ситуацию в смежных отраслях. Солидная концентрация финансовых ресурсов поможет обеспечить реализацию самых сложных инвестиционных проектов, в том числе, связанных с решением актуальной проблемы сырьевого обеспечения алюминиевого производства, созданием совместных предприятий и разработкой сырьевых источников за рубежом. Располагая крупными мощностями по выпуску продукции высоких переделов, компания может продвигаться в новые сегменты мировой металлоторговли с гораздо более высоким уровнем рентабельности. При этом возможности компании позволяют создавать собственную современную систему поставок металлопродукции на рынки зарубежных стран.
Безусловно, появление на мировом рынке корпораций, подобных "Русскому алюминию", является убедительным доказательством жизнеспособности российской металлургии. За весьма короткий период ведущие предприятия отрасли прошли очень сложный путь, сумев при этом создать условия для перехода от бесперпективной тактики краткосрочного выживания к долгосрочной стратегии цивилизованного рыночного развития.
|