Иван Мельников Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Уровень благополучия населения и международный авторитет России во многом предопределяются не сырьевыми ресурсами, а разработкой и скорейшим освоением новейших технологий, способностью в больших объемах выпускать наукоемкую конкурентоспособную продукцию.
По оценке американских и английских экспертов, Россия от развала научной сферы уже потеряла 20 30 млрд. долл. и отстала по многим направлениям исследований от достижений ведущих западных научных центров на 25 30 лет. Сомневаться в этих оценках не приходится, так как у нас не только резко уменьшилась расходная часть государственного бюджета по сравнению с советскими временами, но и снизилась доля финансирования науки, составив в 2000 году лишь 1,86 %, что в два раза меньше, чем предусмотрено Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Объем вложений в науку в процентах от ВВП в России упал до уровня развивающихся стран Африки и Латинской Америки. А это ведет к сокращению объема научных работ. Так, только в металлургическом комплексе объем выполненных исследований, разработок и научно-исследовательских услуг снизился по отношению к 1990 году более чем в 20 раз, численность научных работников сократилась в 3 раза, а их зарплата значительно ниже, чем в промышленности.
И тем не менее российская наука (фундаментальная, отраслевая и вузовская) жива. Пока еще жива.
Следует отметить, что недостаточное финансирование всего одна из многих причин кризиса нашей науки, но без достаточного финансирования невозможно движение вперед. В связи с этим остановлюсь именно на этом вопросе.
Государственная Дума делает все возможное для увеличения финансирования научных исследований. Так, в бюджете на 2001 год заложено 22 млрд. руб. на раздел "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", что на 1,6 млрд. руб. больше, чем предусматривалось правительственным проектом, и, кроме того, еще 500 млн. руб. должно быть направлено за счет дополнительных доходов бюджета.
Финансовая поддержка научных организаций и научной деятельности осуществляется не только путем прямого выделения средств, но и путем налоговых льгот и преференций.
Налоговые льготы имеют важнейшее значение для научных организаций России. Например, правовая норма об освобождении от налога на имущество научных организаций в настоящее время приводит к экономии средств по расходам на науку в сумме около 3 млрд. руб., а действие нормы об освобождении научных организаций от налога на землю равносильно увеличению финансирования науки примерно на 5,8 млрд. руб. К сожалению, этих денег наука может лишиться при принятии нового Налогового кодекса Российской Федерации.
По несколько миллиардов рублей ежегодно экономит науке освобождение от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств бюджета и государственных бюджетных и внебюджетных фондов. Это положение удалось отстоять в Государственной Думе при принятии второй части Налогового кодекса.
Сделанная по инициативе депутатов Комитета Государственной Думы по образованию и науке поправка в налоговое законодательство об освобождении от налогообложения научных грантов международных организаций позволяет российским ученым использовать внебюджетные средства для работы по российским или международным научным программам и планам.
За последние несколько лет удалось включить в законы о федеральном бюджете приложения с закреплением дополнительных объемов финансирования по специальным программам, таким как:
конкурсный фонд индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;
создание компьютерных сетей связи, программного обеспечения и баз данных фундаментальной науки и образования;
поддержка интеграции науки и высшей школы;
поддержка научно-технических проектов по развитию национальной технологической базы;
содержание уникальных стендов и установок;
укрепление приборной базы науки.
Кроме того, законодательно закреплены доходы от сдачи имущества в аренду в качестве источника финансирования содержания и развития материально-технической базы научных организаций сверх сумм, предусмотренных бюджетом.
В настоящее время завершается многолетняя работа по формированию налогового законодательства, и Комитет Государственной Думы по образованию и науке делает все возможное, чтобы Налоговым кодексом основные льготы и преференции для науки были сохранены.
Наш комитет продолжает работу по расширению законодательной базы, которая поможет решить ряд наболевших вопросов. Недавно вступил в силу принятый в конце 2000 года Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной политике", в котором уточняется вопрос о системе государственной аттестации и вводятся положения, касающиеся деятельности Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Завершается доработка Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", который должен стать базовым законом по организации инновационной деятельности и осуществлению государственной поддержки в Российской Федерации.
Без науки у России нет будущего, и наша общая задача сделать все возможное, чтобы российская наука смогла занять достойное место в деле возрождения нашей страны.
|