Вячеслав Шаблаков Главный инженер Уральского алюминиевого завода
Когда в сентябре далекого 1939 года Уральский завод торжественно, под звуки духового оркестра выдавал первую в своей истории плавку алюминия, вряд кто-либо представлял, что такое экология. Позднее, в военные годы, строительство новых мощностей велось форсированно, по упрощенным проектам, а иногда и без них, из подручных материалов и демонтированных конструкций оборудования эвакуированных заводов. УАЗ создавал новые цехи, наращивал производственные мощности, давал стране столь необходимый "крылатый металл", практически не обращая внимания на дымящие трубы и промышленные стоки.
Но история завода это еще и история города Каменск-Уральский, который строился и рос вместе с заводом, подступая все ближе и ближе к заводским корпусам.
К 80-м годам на заводе и в городе буквально назрел обширный комплекс нерешенных экологических и санитарно-гигиенических проблем, которые усугублялись расположением предприятия в зоне жилой застройки без необходимой санитарно-защитной зоны. Запредельный уровень загрязнения атмосферы в районе размещения УАЗа прежде всего фторсодержащими промышленными и смолистыми выбросами не просто снижал качество жизни, но и создавал непосредственную опасность здоровью людей.
В середине 80-х годов вопросы охраны среды в городе по своей значимости вышли на уровень острейшей социальной проблемы. Экология стала одним из главных факторов развития производства, решение природоохранных вопросов стало обязательным условием всех программ и проектов коренной реконструкции заводских переделов.
Особенно бурные "экологические страсти" разгорелись вокруг проекта модернизации одного из самых грязных производственных объектов электролизного цеха. Обсуждение вариантов проекта реконструкции, который предусматривал установку современных электролизеров с предварительно обожженными анодами на силу тока не менее 160 кА, приобрело характер острейшей дискуссии с участием общественного экологического комитета, представляющего городское "зеленое" движение. В дискуссии активно участвовали местные газеты и радио, в которых звучали требования вынести новый электролизный цех за черту города или ликвидировать вообще.
Многочисленные встречи представителей "зеленых" с авторами проекта, руководством завода и даже представителями Министерства металлургии еще больше накалили обстановку. В этой ситуации было принято непростое, но как показало время, единственно правильное решение. По распоряжению руководства ВПО "Союзалюминий" три новых электролизера С-160 были отправлены на Таджикский завод, смонтированы в действующем цехе и обследованы в рабочем состоянии весьма авторитетным Медицинским центром профилактики и охраны здоровья трудящихся промышленных предприятий (г. Екатеринбург) с участием всех заинтересованных организаций, в том числе городского экологического комитета. Полученные технологические и санитарно-гигиенические показатели эксплуатации электролизеров легли в основу расчетов остаточных вредных выбросов, а также были учтены при дальнейшем усовершенствовании конструкций электролизеров и защитных устройств.
В результате система газоочистных сооружений электролизного цеха обеспечила высокие показатели степени очистки электролизных выбросов, отвечающие самым высоким требованиям: фтористого водорода на 99,1 %, диоксида серы не менее 91 %, фторсодержащей пыли 99,7 %. Содержание фтористого водорода в атмосфере снизилось в 30 раз, твердых фторидов в 20 раз, окиси углерода в 3 раза,сернистого ангидрида почти вдвое. Кстати, достигнутый уровень вредных выбросов определяет расчетную величину предельной мощности алюминиевого производства УАЗа в пределах 82 90 тыс. т в год.
В сентябре 1994 года обновленное электролизное производство УАЗа дало первый металл, а осенью 1997 года мощности первой очереди этого передела были введены в эксплуатацию в полном объеме.
Отметим, что в том же 1997 году коллектив Уральского алюминиевого завода был отмечен престижным международным призом "Золотой орел" Ассоциации-координатора программ "Экологические технологии для оздоровления мира" за успешное решение экологических проблем.
|