Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Уральский Алюминиевый Завод Первая линия Экономика – "Норильский Никель" – стратегия развития Экономика Горное дело Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат
№3' 1999 версия для печати

"СТАЛЬНОЕ ЛОББИ" ЗАКРЫВАЕТ АМЕРИКУ
"МИРОВОЕ" СОГЛАШЕНИЕ В РИМЕ: МИНТОРГ США НАСТУПАЕТ НА НОГУ РОССИЙСКИМ ЭКСПОРТЕРАМ



Андрей Шитов
Корреспондент ИТАР-ТАСС – специально для журнала "Металлы Евразии"(Вашингтон)

    Парадоксальная ситуация возникла в торговом споре вокруг поставок российской стали в США: правительства в Москве и Вашингтоне считают, что сумели поладить между собой, а промышленники и профсоюзы в центрах черной металлургии решительно протестуют против достигнутой договоренности.
    Сначала о договоренности. Пакет соглашений, о котором объявил в Вашингтоне министр торговли Уильям Дейли, предусматривает добровольное сокращение российского экспорта стали на американский рынок почти на 70 % по сравнению с прошлогодним уровнем. Зато он устраняет угрозу введения против российских поставщиков карательных таможенных пошлин, на которых настаивало в рамках антидемпингового расследования "стальное лобби" США. Если бы такие санкции были введены, это, по сути, было бы равносильно полному закрытию внутреннего рынка США для российских компаний.

    Тавро "нерыночности"
    Согласно объявлению минторга, 22 февраля на межправительственных переговорах в Риме были парафированы три документа: соглашение о приостановке антидемпингового расследования против российских экспортеров горячего проката и возвращении поставок горячекатаной углеродистой стали на уровень 1996 года; всеобъемлющее соглашение по торговле другими видами стальной продукции, ограничивающее их поставки уровнем 1997 года; меморандум о взаимопонимании, предусматривающий сотрудничество двух стран в борьбе с нарушениями общепринятых норм свободной торговли.
    По первому соглашению годовая квота горячего проката для России устанавливается на уровне 750 тыс. т в год, что на 78 % меньше объема поставок в 1998 году. К тому же вводится шестимесячный мораторий на поставки, вследствие чего за текущий год США примут не более 345 тыс. т данного вида продукции.
    Нижний порог цен в зависимости от сортности установлен на уровне 255 – 280 долл. за 1 т. Учитывая, что это цена франко-борт, реальная стоимость российского металла в США будет зашкаливать за 300 долл. Между тем американская сталь аналогичных марок стоит сейчас гораздо дешевле (в среднем – около 230 долл.). Правда, по словам помощников У. Дейли, цены со временем могут постепенно пересматриваться.
    Что касается всеобъемлющего соглашения, оно охватывает 16 видов продукции черной металлургии. Лишь по трем категориям предусмотрены существенные по объему поставки: 520 тыс. т – для качественного холодного проката, 575 тыс. т – для чугуна в чушках и 385 тыс. т – для слябов.
    Остальные квоты существенно ниже: по 65 тыс. т – для металлоконструкций тяжелого профиля и оцинкованного стального листа; 1552 т – для другого плоского проката с гальваническим покрытием; 20 тыс. т – для горячекатаного прутка, включая легкий профиль и арматуру; 15 тыс. т – для катанки; 14337 т – для электролитической листовой стали; 11349 т – для калиброванного (холоднокатаного, обработанного) прутка; 5 тыс. т – для определенных видов жести; 3 тыс. т – для труб и трубных заготовок; 2350 т – для рельсов; 1 тыс. т – для горячекатаной легированной стали и сплавов в листах, штрипсах и толстых плитах; 800 т – для инструментальной стали; 250 т – для проволоки.
    Оба соглашения рассчитаны на 5 лет. Если до истечения этого срока Россия вступит во Всемирную торговую организацию, т.е. официально будет признана страной с рыночной экономикой, то эти документы, по словам У. Дейли, утратят свою силу.

    Турецкий "оселок"
    Закон разрешает правительству США регулировать торговые споры с помощью таких нерыночных механизмов, как самоограничение поставок, лишь с государствами, имеющими нерыночную экономику.
    Для установления факта демпинга со стороны подобных государств по американским правилам используются так называемые суррогатные страны со схожим уровнем развития. На этом основании себестоимость производства металла в России определялась по аналогии с Турцией. Представители российских заводов, насколько известно, предлагали в качестве "оселка" польскую металлургию.
    Как бы то ни было, эксперты минторга США пришли к выводу, что демпинг со стороны россиян имел место. Демпинговые маржи установлены на уровне 70,7 % для "Северстали", 149,5 % – для Магнитогорского, 217,7 % – для Новолипецкого комбинатов и 156,6 % – для всех остальных. Поскольку санкции имеют обратную силу, это означает, что карательными пошлинами в указанном размере должны быть обложены все поставки горячего проката из России в США за последние три месяца перед достижением договоренностей.
    Расставить точки над "и" предполагалось в конце марта в Вашингтоне на заседании двусторонней Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. Однако в дело вмешалась политика: из-за угрозы ударов НАТО по Югославии глава Правительства России Евгений Примаков, который должен был председательствовать на сессии вместе с вице-президентом США Альбертом Гором, на подлете к американской столице развернул самолет и вернулся в Москву. Вопрос о стали вновь "завис".
    Технически речь идет о том, будут ли подписаны два межправительственных соглашения, которые были парафированы 22 февраля в Риме – о приостановке в США антидемпингового расследования в отношении горячекатаных стальных рулонов и о поставках в Америку "отдельных видов" стальной продукции. Если верить публичным заявлениям чиновников, готовивших эти документы, они являются плодом подлинного компромисса и открывают для России чуть ли не единственную возможность сохранить в обозримой перспективе свое присутствие на американском рынке стали. Однако, со слов металлургов, их адвокатов и других осведомленных специалистов, с обеих сторон вырисовывается несколько иная картина.

    "Стальному лобби" все мало
    С точки зрения россиян, суть дела сводится к тому, что в Риме представителям Москвы выкрутили руки. В обмен на приостановку антидемпингового расследования по горячему прокату американцы навязали российской делегации дополнительное "комплексное" соглашение, о котором прежде речь вообще не шла. Впереди еще будет время подробно остановиться на содержании обоих документов, пока же достаточно сказать, что условия их представляются российским экспортерам стали драконовскими.
    К примеру, по словам американских адвокатов российских компаний, у них вызывает недоумение не только уровень цен, при котором российская сталь едва ли будет конкурентоспособной на американском рынке, но и, например, само по себе ограничение поставок таких товаров, как чугунные чушки и слябы. Традиционно металлургические заводы США не производят эти полуфабрикаты, а ввозят их по импорту. К тому же комплексное соглашение, вопреки имеющимся прецедентам, не защищает российских поставщиков от новых антидемпинговых расследований.
    Недовольно и американское "стальное лобби". Справедливо полагая, что любой объем поставок – больше, чем ничего, они пытаются "дожать" зарубежных конкурентов, т.е. полностью перекрыть им доступ на внутренний рынок США.
    Как стало известно из осведомленных источников в Вашингтоне, обсуждение вопроса на сессии межправительственной комиссии предполагалось вынести на уровень сопредседателей. Надо полагать, при отстаивании интересов отечественной промышленности российская сторона может резонно ссылаться и на статистические данные самих американцев. Они свидетельствуют, что экспортные поставки российской стали в США сократились. По существу требование о "возвращении на докризисный уровень", выдвигавшееся президентом Клинтоном и его советниками по торговым вопросам в качестве условия урегулирования спора с Россией и другими странами, с нашей стороны уже выполнено. Так, по данным министерства торговли США, в феврале в страну было ввезено всего 2 млн. т металла. В 1997 году средний ежемесячный показатель составлял 2,4 млн. т. Импорт горячекатаной углеродистой стали – одного из наиболее распространенных видов продукции – уменьшился в феврале по сравнению с предыдущим месяцем сразу на 40 %.

    "Свобода торговли" – забытое предание
    Наряду со сторонниками протекционистских ограничений в Америке немало и последовательных приверженцев принципа свободной торговли. Они доказывают – причем весьма убедительно, – что нарушения этого принципа, полезные, казалось бы, для одной из ведущих отраслей, вредят экономике страны в целом. Не случайно против торговых барьеров решительно высказывается министр финансов США Роберт Рубин. Достаточно много единомышленников у него и на Капитолийском холме.
    С другой стороны, нетрудно себе представить и то, что американские партнеры могут положить на противоположную чашу весов. Помимо экономической "цены вопроса" имеется и ряд весьма серьезных политических факторов. Достаточно сказать, что представители "стального лобби" США уже весьма недвусмысленно предупредили Альберта Гора, собирающегося бороться за президентское кресло на выборах 2000 года, что в случае "предательства интересов национальной промышленности" он может недосчитаться огромного количества голосов. К тому же местные "доброжелатели" России настойчиво предлагают своему правительству пожестче требовать от Москвы уступчивости по международным политическим и военным проблемам в увязке с торгово-экономическими вопросами.
    После начала косовского кризиса обе стороны на самом высоком уровне подтвердили свою приверженность сохранению и развитию партнерства. Пока же ориентиром продолжают оставаться достигнутые в Риме предварительные договоренности.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение