Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Уральский Алюминиевый Завод Первая линия Экономика – "Норильский Никель" – стратегия развития Экономика Горное дело Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат
№3' 1999 версия для печати
Статья:   
1
2

ПОДЪЕМ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НАЧНЕТСЯ НА УРАЛЕ



Эдуард Россель
Губернатор Свердловской области

Эдуард Россель    Урал называют опорным краем державы. И это – надежная опора. По объему промышленного производства, прибыли, товарообороту и налоговым поступлениям Свердловская область занимает второе место в России, уступая только Тюменской, и вместе с ней входит в число немногих регионов-доноров. Но если сырьевая Тюмень зарабатывает деньги на добыче нефти и газа, то у нас доходы формируются за счет работы отраслей, составляющих основу экономической мощи в любой индустриально развитой стране. Это прежде всего – металлургия, машиностроение и металлообработка, военно-промышленный комплекс, химическая промышленность. В Свердловской области насчитывается 78 тыс. предприятий – такого количества нет больше ни в одном российском регионе. И руководство области свою основную задачу видело в том, чтобы сохранить работоспособность этого уникального многоотраслевого промышленного комплекса, не допустить массового банкротства предприятий и постепенно выводить из кризиса конкретные производства, отрасли и рынки.
    Поскольку результаты этой работы имеют важное значение не только для Урала, но и для государства в целом, имеет смысл рассказать о них подробнее.

    На пороге стабилизации
    В прошлом году большинство отраслей промышленности Свердловской области впервые за весь период реформ стали наращивать объемы производства. Накануне 17 августа общий прирост составлял 101,6 %. Очередной "спуск вниз" после крушения пирамиды ГКО и всей финансово-банковской системы оказался у нас менее глубоким, чем в других регионах России. Уже итоги первых месяцев 1999 года показали, что тенденция подъема была закономерной. В январе индекс физического объема промышленного производства составил 96,6 % к соответствующему периоду прошлого года, в январе – феврале – 97 %, в январе – марте – 98,6 %, за четыре месяца – 100,2 %. Таким образом заветный рубеж достигнут.
    Дело, разумеется, не в цифрах, а в реальных стабилизационных процессах, которые происходят в производственном секторе экономики.
    В первую очередь надо отметить качественную перемену. Действующее производство теперь в полной мере отвечает структуре платежеспособного спроса, т.е. практически вся выпускаемая продукция востребована либо на внешнем, либо на внутреннем рынке. Конечно, не вся ее масса реализуется за "живые деньги". В условиях дефицита платежных средств часть рынка функционирует на основе прямого товарообмена и различных взаимозачетных схем. Но это – тоже реальные потребители, реальный спрос, который будет в полном объеме подкреплен денежными средствами, когда в стране, наконец, восстановят нормальную систему расчетов. Прекращение бартерных сделок не приведет промышленность Урала к необходимости уменьшить объемы производства. Наоборот, предприятия смогут расширить сбыт продукции и значительно укрепят свое финансово-экономическое положение.
    Не менее важный признак стабилизации состоит в том, что экономический спад уже не имеет всеобщего характера. Отдельные предприятия и даже отрасли преодолели этап кризисного развития и постепенно входят в фазу устойчивого роста. Проведена реструктуризация, модернизировано производство, увеличивается выпуск важнейших видов промышленной продукции. В I квартале 1999 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла добыча бокситов (на 3 %), железной руды (4,1 %), после длительного спада вновь увеличилась выплавка чугуна (18,7 %), стали (5,4 %), возросло также производство готового проката металлов (3 %), железорудных окатышей (16,1 %), огнеупорных изделий (12 %), феррохрома (35,3 %), рафинированной меди (33,2 %), меди в концентрате (49 %), грузовых вагонов (в 2,2 раза), электродвигателей постоянного тока (41,4 %), силовых трансформаторов (17 %), грузовых автомобилей (19,9 %).
    Почти все основные отрасли (за исключением черной металлургии) сегодня работают прибыльно. Уже за январь – февраль прибыль в промышленности Свердловской области превысила 1 млрд. руб.
    Если дать краткую характеристику экономического развития по отраслям промышленности, то ситуация выглядит следующим образом.
    В черной металлургии преодолеть спад производства пока не удалось. Особенно резко, примерно наполовину, уменьшился выпуск стальных труб – из-за падения цен на нефть были сокращены заказы на трубы для нефтегазового комплекса. Кроме того, снизились поставки трубной заготовки, вновь обострился дефицит металлолома. На других предприятиях отрасли дела обстоят сравнительно благополучно. С ростом объемов производства в I квартале работали Нижнетагильский металлургический комбинат, Качканарский ГОК "Ванадий", Серовский металлургический завод, Серовский завод ферросплавов, Первоуральский динасовый завод "Динур", Верх-Исетский металлургический завод, Алапаевский металлургический завод. Чтобы улучшить финансово-хозяйственную деятельность горно-металлургического комплекса, антикризисный комитет Свердловской области назначил своих уполномоченных на 15 предприятий, и сейчас отрабатывается механизм передачи пакета акций этих предприятий (более 25 %) в доверительное управление с участием исполнительных органов государственной власти.
    Предприятия цветной металлургии продолжают наращивать объемы производства. За январь – март выпуск продукции увеличили "Уралэлектромедь", Каменск-Уральский завод ОЦМ, Кировоградский завод твердых сплавов. В алюминиевой промышленности на 5,1 % выросло производство глинозема, но произошел некоторый спад в производстве первичного алюминия – из-за падения мировых цен и отсутствия платежеспособных потребителей на внутреннем рынке. Цветная металлургия остается наиболее рентабельной отраслью и аккуратным налогоплательщиком. Такие предприятия, как ОАО "Уралэлектромедь" и ОАО "Святогор", вообще не имеют долгов перед бюджетами и внебюджетными фондами.
    В машиностроительном комплексе более прибыльно работают "Уралэлектротяжмаш", Турбомоторный завод, Нижнетагильский котельно-радиаторный завод. Растет производство таких видов продукции, как нефтепромысловое оборудование и буровые установки, паровые турбины, экскаваторы, погрузчики. Доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства постепенно увеличивается и в настоящее время составляет 17,4 % против 15,8 % в 1995 году, что следует расценивать как важный положительный сдвиг.
    Ситуацию в оборонных отраслях промышленности по-прежнему определяют продолжающееся сокращение государственного заказа и огромная задолженность со стороны федерального бюджета. Среди уральских заводов, входящих в ВПК, есть такие, где долги по зарплате равны годовому фонду оплаты труда – социальная обстановка там накалена до предела. Тем не менее большинство предприятий оборонного комплекса сохранили свой потенциал и постепенно восстанавливают объемы производства. Происходит это за счет увеличения экспорта вооружений и военной техники, успешной реализации конверсионных программ и расширения выпуска конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
    Таким образом в промышленности Урала обозначились не просто отдельные "точки роста" – начинают подниматься целые отрасли и отраслевые комплексы. И это стало возможным во многом благодаря тому, что правительству Свердловской области удалось во взаимодействии с предприятиями сохранить управляемость экономикой региона, сформировать и реализовать на практике антикризисные программы.

    Разграничение полномочий и единство целей
    Индустриальный комплекс Свердловской области, если рассматривать его как целое, по своей структуре является самодостаточным. В недрах Уральских гор находятся еще далеко не исчерпанные запасы черных, цветных, редких и благородных металлов. На этой уникальной по разнообразию минерально-сырьевой базе создан мощнейший в стране горно-металлургический комплекс. Здесь же находятся и самые крупные металлопотребители – предприятия машиностроительных отраслей. Развитие высоких технологий гарантировано теми техническими и производственными возможностями, которые сосредоточены в наукоемких отраслях, в оборонной промышленности. А научный потенциал нашего региона признается одним из самых высоких в стране.
    Таким образом промышленность региона представляет в своем роде законченный производственный цикл – от сырья до разнообразной готовой продукции, включая высокотехнологичные виды изделий. Регулировать работу этого комплекса, обеспечивая сбалансированное развитие взаимосвязанных предприятий и отраслей, через федеральные учреждения крайне сложно. Да в этом и нет особого смысла. Принимать основную массу административных решений и нормативных актов, в которых нуждается промышленность области, можно на месте.
    Стремление перейти к более эффективной модели управления экономикой на уровне региона стало одним из основных побудительных мотивов, подтолкнувших нас к пересмотру взаимоотношений с федеральным центром. Свердловская область первой среди других областей подписала с Российской Федерацией договор о разграничении полномочий, за которым последовал пакет соглашений, регламентирующих взаимные права и обязательства в сфере природопользования, в деле финансирования оборонных предприятий и т.п. Мы не только создали прецедент общероссийского масштаба, означавший переход к новой концепции федерализма при сохранении единства и суверенитета России, но и заложили основу реальной экономической самостоятельности нашего региона как полноправного субъекта Федерации.
    Получив необходимые полномочия, руководство области смогло проводить активную промышленную политику и даже в чрезвычайно сложной экономической ситуации осуществить целый комплекс мер по прямой и косвенной поддержке производства. Это – и конкретная финансовая помощь, прежде всего градообразующим предприятиям и отраслям оборонного комплекса, и предоставление гарантий правительства Свердловской области под получаемые кредиты, и отсрочки по налоговым платежам в областной бюджет, другие протекционистские меры.
    Сегодня промышленная политика в Свердловской области включает в себя несколько направлений.
    Приняты и выполняются целевые комплексные программы, направленные на развитие отдельных отраслей и решение конкретных социально-экономических задач. Так, программа "Руда Урала", целью которой является развитие рудно-сырьевой базы Свердловской области, позволит уже на первом этапе ее реализации (1997 – 2000 годы) увеличить объемы добычи железной руды на 11 %, хромовой – на 60 %, медно-цинковой – в 2 раза, никель-кобальтовой – более чем в 3 раза, бокситов – на 14 %. Это даст возможность поддержать и расширить мощность действующих горнодобывающих предприятий, освоить новые месторождения, сохранить занятость населения.
    Программа комплексной переработки техногенных образований на территории области предусматривает утилизацию более 15 млн. т токсичных промышленных отходов с получением из них железа, меди, алюминия, цинка, редкоземельных и драгоценных металлов. В результате будет не только получен значительный экономический эффект (на I этапе – до 155 млн. руб. в год), но и предотвращен экологический ущерб, в том числе трансграничное загрязнение водоемов Арктического и Каспийского бассейнов.
    В условиях ограниченных возможностей внутреннего рынка важное значение имеет развитие экспортного потенциала промышленности Свердловской области. В рамках этой программы осуществляются мероприятия по продвижению продукции на наиболее перспективные рынки сбыта, ведется постоянный мониторинг деятельности основных экспортеров, оптимизируется структура экспортных поставок. Все это позволит расширить объемы экспорта на 17 – 25 % и повысить его эффективность в среднем на 25 %.
    Можно назвать еще несколько областных программ – как действующих, так и находящихся в стадии разработки: "Упаковочный комплекс Урала", программы реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности, энергосбережения, развития металлургии, реструктуризации и развития предприятий лесопромышленного комплекса... Таким образом в сфере внимания и контроля законодательного собрания и правительства Свердловской области постоянно находятся наиболее важные на данном этапе задачи промышленной политики. Одновременно работа по выполнению программ становится для нас реальным инструментом управления, позволяющим воздействовать на экономические процессы в регионе.

    Для выхода из кризиса – много путей
    Необходимым условием финансово-экономической стабилизации в промышленности является сдерживание роста тарифов на услуги естественных монополий. Об этом много говорят и пишут. В качестве одного из вариантов решения проблемы предлагается заключение межотраслевых (картельных) соглашений о взаимном снижении цен между предприятиями, входящими в единый производственный комплекс. Свердловская область первой в России стала вводить на своей территории такую практику. Заключенное в 1997 году на базе Нижнетагильского комбината картельное соглашение показало жизнеспособность этой формы работы. В апреле 1998 года там же было подписано новое соглашение с более масштабными обязательствами и более широким кругом участников, в соответствии с которым были снижены тарифы на электроэнергию, цены на газ, агломерат и одновременно вступили в силу обязательства по текущим платежам, в том числе по доле денежных средств и взаиморасчетам. Результатом стало снижение цен на конечную продукцию и, соответственно, повышение ее конкурентоспособности.
    Участником картельного соглашения выступило и правительство Свердловской области, которое со своей стороны определяет порядок установления и соблюдения экономически обоснованных ценовых пропорций. Основные принципы здесь – необходимость максимальной загрузки производственных мощностей, недопустимость искусственного завышения цен при надежных формах расчетов, экономическое стимулирование предприятий – участников межотраслевых ценовых соглашений. Оценив этот опыт как успешный, областная администрация решила распространить его и на другие отрасли. В настоящее время картельные соглашения оформляются в лесопромышленном комплексе и электротехнической промышленности.
    Мы поощряем создание на базе устойчиво работающих предприятий крупных структур холдингового типа. Различные объединения производителей сырья, металла и продукции высокой степени обработки позволяют им сохранить достигнутые объемы производства в периоды неблагоприятной рыночной ситуации, существенно сократить затраты на производство, способствуют привлечению инвестиций. Примером интегрированной структуры вертикального типа может служить "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (ОАО "СУАЛ"), которая включает в себя рудную базу, производство глинозема, первичного алюминия, алюминиевой катанки, порошков, сплавов на основе кремния, кабельной продукции, а также собственную научную базу и финансовые институты. В медной подотрасли крупный холдинг формируется вокруг ОАО "Уралэлектромедь". Возможно создание аналогичной структуры и в черной металлургии – на базе ОАО "НТМК", куда бы вошли поставщики железорудного сырья – Качканарский ГОК, Высокогорский ГОК и крупные потребители тагильского металла – например, "Уралвагонзавод", Салдинский металлургический завод.
    Для более рационального использования производственных мощностей проводится работа по созданию производственно-технологических комплексов. Так, на базе УралНИТИ создан центр по листообработке. В ПО "Октябрь" действует региональный центр по производству печатных плат. Для центра по механообработке приобретается оборудование. Планируется также создать межотраслевые производственные центры по изготовлению деталей общего назначения и технологическим направлениям, в том числе по гальванике, отдельным видам механообработки, сварки, литью, изготовлению крепежа, инструмента и оснастки и т.д. Такая внутриобластная кооперация позволит снизить непроизводительные затраты на предприятиях и поднять качество выпускаемой продукции.
    Большое значение имеет для нас восстановление традиционных торгово-экономических связей, возврат на старые рынки в странах СНГ и регионах России. В настоящее время заключены соглашения с правительствами и договоры с хозяйствующими субъектами Белоруссии, Узбекистана, Татарстана, Мордовии, Республики Коми. О том, как идет борьба за рынки сбыта, показывает пример поездки в Узбекистан делегации Свердловской области, в состав которой входили 47 руководителей крупных промышленных предприятий. Прямо на выставке-презентации были достигнуты договоренности о поставке продукции, в том числе ОАО "Уралгидромаш" – на сумму 15 млн. долл., ОАО "Уралбурмаш" – 1,5 млн. долл., ОАО "Уралвагонзавод" – 3 млн. долл., СП "AEG-CЭМЗ" – 2,5 млн. долл., ОАО "Уральский приборостроительный завод" – 2 млн. долл. В целом были заключены договора и соглашения на сумму более 25 млн. долл.
    В целях дополнительной загрузки предприятий правительство области заключило соглашения о взаимном сотрудничестве с РАО "Газпром", АО "Лукойл", АО "Сибнефть", МПС и другими крупными хозяйственными субъектами. В рамках этих соглашений предприятия заключили договора на поставку оборудования, сырья и материалов.
    Следующим шагом по поддержке собственного товаропроизводителя явилось решение о поставке продукции производственно-технического назначения для социальных нужд Свердловской области. Эти поставки финансируются из бюджетных источников. Объем социального заказа на 1998 год составил свыше 1 млрд. руб. В 1999 году, если судить по результатам первых месяцев, этот показатель будет гораздо выше.
    Сегодня очень остро стоит проблема взаимоотношений органов власти и управления с основными акционерами – собственниками предприятий. На многих предприятиях появились "хозяева", которые думают только о своей сиюминутной выгоде. Инвестиций от таких собственников не поступает, но они постоянно вмешиваются в дела предприятия. Возникают конфликты, идет постоянная замена хозяйственных руководителей, что в итоге дестабилизирует производство. При этом собственник практически не отвечает за результаты деятельности предприятия, а с проблемами, возникшими в результате падения производства (невыплата заработной платы, сокращение численности работающих, банкротство), приходится заниматься администрациям городов, районов, правительству области.
    В связи с этим мы намерены придерживаться более жесткой политики по отношению к основным акционерам как по вопросу расчетов с бюджетом, так и в связи с финансово-экономическими результатами работы принадлежащих им предприятий, состоянием производства, качеством выпускаемой продукции, выполнением экологических программ, внедрением энергосберегающих технологий и т.д. Планируется законодательно закрепить персональную ответственность акционеров, вплоть до лишения права собственности, за экономические и социальные последствия их управленческих решений. Мы также намерены воспрепятствовать практике необоснованного отстранения директоров предприятий от должности при изменении состава акционеров.
    Все вышеперечисленные направления и подходы промышленной политики нашли отражение в разработанной и принятой "Программе стабилизации экономики и финансов Свердловской области". Кроме них в программе предусмотрены меры: по снижению цен и тарифов в отраслях естественных монополий, уменьшению бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не по вине предприятий, реструктуризации задолженности в областной бюджет, расширению лизинга, льготному кредитованию предприятий, развитию клиринговых платежей.
    Считаем, что при успешном выполнении программы будет остановлено развитие кризисных явлений в экономике, реализован внутренний потенциал области, и промышленность на Урале – возможно, раньше, чем в других регионах России, – пойдет на подъем.

    Броня по-прежнему крепка
    Ни в одной из перечисленных антикризисных программ федеральные органы власти практически не участвуют. Следовало бы сказать еще резче: государство не помогает нам в подъеме промышленного производства. Да, мы делаем ставку на собственные силы, на внутренние ресурсы. Но не все можно сделать собственными силами. Государственный заказ, система экономических приоритетов, централизованные инвестиции, налоговые освобождения и льготы на федеральном уровне, регулирование товарно-денежных отношений – все эти вопросы являются прерогативой Правительства РФ. И необходимость их решения давно назрела. Поэтому я неоднократно выступал с конкретными предложениями и пытался найти понимание, например, в том, чтобы провести в России инвестиционную эмиссию денег. Смысл ее – в пополнении оборотных средств предприятий по определенной логике: в виде займа на установленный период, без права использования этих денег на заработную плату, чего мои оппоненты так боятся. Для того, чтобы эмиссионные деньги не "убежали в магазины", существует целая система заградительных мер – казначейское управление, специальные счета на предприятиях и т.д. Зарплата же должна начисляться по мере реализации вновь выпущенной продукции. К сожалению, это предложение пока не встретило поддержки на государственном уровне. Не продвигается решение и других вышеназванных проблем.
    Это бездействие тормозит процесс оздоровления экономической ситуации во всех отраслях промышленности, но наиболее болезненно оно отзывается на оборонном комплексе, т.е. затрагивает как раз те предприятия, место и роль которых в экономике Свердловской области особенно значительны.
    Исторически промышленность Урала развивалась таким образом, что в центре ее всегда было производство вооружений. Безусловный приоритет получали отрасли, "отвечавшие" за безопасность страны. Крутой поворот от форсированного наращивания оборонного потенциала до фактического отказа государства поддерживать предприятия ВПК привел к тому, что эти наиболее мощные, технически совершенные, располагающие высококвалифицированными кадрами предприятия превратились в обузу для экономики. Именно здесь начинается цепная реакция неплатежей, спада промышленного производства, сокращения внутреннего рынка и т.д. Поэтому для нашего региона приостановка кризисных процессов и подъем промышленности – это прежде всего подъем ВПК.
    Правительство Свердловской области самостоятельно разработало конверсионные программы и находит источники финансирования – в основном за счет областного бюджета и собственных средств предприятий. На данном этапе процесс конверсии охватывает полтора десятка важнейших направлений, предусматривающих освоение в серийном производстве импортозамещающей и конкурентоспособной продукции. Это позволяет сохранять десятки тысяч рабочих мест, поддерживать спрос внутреннего рынка на продукцию смежных отраслей, в первую очередь – на металлы. Со своей стороны предприятия оборонного комплекса реализуют имеющийся производственный и научно-технический потенциал в интересах гражданских отраслей, выступая разработчиками новейших технологий и оборудования для той же металлургии. Некоторые из этих разработок уже задействованы и, по свидетельству специалистов, показали свое превосходство над зарубежными аналогами. Постоянно повышается доля ВПК и в объеме выпуска конечной продукции – как для народного хозяйства, так и для массового потребителя.
    Если нужны конкретные примеры, то достаточно, думаю, привести один, но весьма впечатляющий. В этом году "Уралвагонзавод" по объему производства выходит на уровень показателей 1989 года. Тогда он выпустил 2000 танков. Сейчас не делает ни одного – весь объем замещен гражданской продукцией. Таковы результаты конверсии на одном из самых мощных предприятий военно-промышленного комплекса страны. Надо ли говорить о других?
    В связи с этим возникают вопросы совсем иного плана. Безусловно, можно и дальше развивать ВПК в направлении наращивания объемов гражданского производства. Но где здесь предел? Насколько темпы конверсии согласуются с оборонной стратегией государства, с долгосрочными геополитическими интересами России? Не преждевременно ли на самом высоком уровне прозвучал вердикт: "Нам не нужно столько вооружений"? Отвечать на эти вопросы должны, конечно, не директора военных заводов.
    События на Балканах вновь сделали актуальной проблему поддержания военно-стратегического баланса. К счастью, для России эти возможности не исчерпаны: вопреки распространенному мнению, процесс деградации оборонной промышленности в стране не зашел слишком далеко. Предприятия ВПК сохраняют способность к производству современных вооружений и боевой техники, в том числе и здесь, на Урале. Это мы готовы не только заявить, но и продемонстрировать.
    В конце июня – начале июля в Нижнем Тагиле состоится первая Уральская выставка вооружений "Uralexpoarms-99", в которой примут участие более 70 предприятий региона. Вначале мы готовили ее как региональное мероприятие, но выставка вызвала более широкий интерес и фактически пройдет как общероссийская. Участвовать будут и зарубежные делегации: представители фирм и компаний, военные атташе, сотрудники посольств. Программой предусматривается экспозиция вооружения, военной техники и конверсионной продукции в павильоне и на открытых площадках, а также демонстрация эксплуатационных и боевых характеристик на полигоне площадью 250 км2.
    Основная цель выставки – оказать содействие предприятиям оборонного комплекса в расширении рынков сбыта и получении реальных заказов. Но заодно надеемся таким способом еще раз привлечь внимание руководителей государства к проблемам оборонного комплекса.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение