Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Уральский Алюминиевый Завод Первая линия Экономика – "Норильский Никель" – стратегия развития Экономика Горное дело Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат
Уральский Алюминиевый Завод
№3' 1999 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8

РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ



Владимир Скорняков
Исполнительный директор ОАО "СУАЛ"

Владимир Скорняков    Сегодня название этого отдаленного таежного уголка Республики Коми известно каждому, кто хотя бы немного связан с производством алюминия. Задача промышленного освоения Средне-Тиманского месторождения бокситов является без преувеличения ключевой в развитии алюминиевой промышленности России, определяющей в обозримой перспективе прежде всего судьбу уральского алюминиевого комплекса – основного поставщика отечественного глинозема для производства первичного алюминия.
    Открытое около 30 лет назад Средне-Тиманское месторождение бокситов долгое время относилось к разряду стратегических запасов сырья, разработку которых не предполагалось вести в обозримой перспективе. Побудительным мотивом для начала освоения и промышленной разработки месторождения явились, по-видимому, радикальные изменения социально-экономической ситуации в стране, вызванные проведением рыночных реформ и либерализацией хозяйственных отношений. Прежде всего следует выделить высокий валютный потенциал первичного алюминия вследствие довольно высокого спроса на мировом рынке и вызванное этим наращивание производства металла российскими заводами, ориентированное главным образом на экспорт через схемы толлинга. В последние годы удельный вес экспорта в общем выпуске первичного алюминия составляет около 85 %, на долю России приходится около четверти его мирового экспорта металла.
    Во-вторых, ускоренный рост выпуска алюминия обострил и без того значительный дефицит сырья – бокситов и глинозема, что традиционно являлось слабым местом алюминиевой промышленности бывшего Союза. Распад страны еще больше усложнил эту проблему. Сосредоточив на своей территории более 3 млн. т мощностей по выпуску первичного металла, Россия имеет лишь 2,3 млн. т мощностей по производству глинозема, что обеспечивает около 60 % потребности. Этот дефицит восполняется в основном за счет импорта и в незначительной степени за счет переработки бедного природного сырья (например, нефелинов).
    В-третьих, в отличие от производства металла выпуск глинозема в последние годы реально сокращается: абсолютный показатель производства в 1997 году снизился почти на 40 % по сравнению со среднегодовым уровнем периода 1985 – 1990 годов, и сегодня отрасль обеспечивается отечественным глиноземом на уровне 30 – 35 %. Вследствие этого ежегодный суммарный импорт глинозема из дальнего и ближнего зарубежья в последнее время составляет около 3,5 млн. т. Дефицит сырья и оборотных средств является одной из причин развития толлинговых схем и роста экономической зависимости российских заводов от зарубежных поставщиков.
    Наконец, размещение мощностей алюминиевого комплекса России в силу объективных причин нельзя признать благоприятным: более 80 % добычи бокситов и около 70 % производства глинозема располагается в Европейской части (преимущественно на Урале), в то время как более 80 % мощностей по производству металла сосредоточено в Сибири. Рост транспортных затрат в последние годы снижает конкурентоспособность уральского глинозема и стимулирует переработку импортного сырья на сибирских заводах. Разработчиками уральских бокситов являются ОАО "Севуралбокситруда" (СУБР) и ОАО "Южноуральские бокситовые рудники" (ЮУБР), разведанных запасов которых, по некоторым оценкам, должно хватить на 25 – 40 лет. Однако при этом следует учесть, что рентабельность добычи уральских бокситов, которая ведется шахтным способом с горизонтов 400 – 800 м, неуклонно снижается.
    Несовершенство сложившихся рыночных отношений и недостаточно продуманные экономические решения фактически лишили горнорудные предприятия средств на поддержание мощностей. Сокращение инвестиций на горнокапитальные и строительные работы привело к хроническому отставанию вскрытых запасов от требуемых нормативов. Для нормальной работы уральских рудников требуются огромные инвестиции. Так, по оценкам института "Гипроникель", СУБР может обеспечить ежегодную добычу бокситов на уровне 3 – 3,2 млн. т в течение 10 лет при условии стабильного инвестирования горных работ в объеме не менее 24 млн. долл. При этом расчетная себестоимость руды превысит уровень мировых цен в несколько раз. По оценкам того же института, для полного обеспечения уральского глиноземного комплекса требуется ежегодно не менее 3,9 – 4 млн. т боксита, т. е. даже при благоприятных условиях не удастся ликвидировать сырьевой дефицит.
    Североуральские бокситы являются в настоящее время главной сырьевой базой Богословского и Уральского алюминиевых заводов, однако по указанным причинам добыча бокситов на СУБРе в последние годы неуклонно сокращается. В настоящее время дефицит бокситов оценивается примерно в 1 млн.т.
    Анализ ситуации говорит о том, что сегодня сырьевой блок алюминиевой промышленности Урала переживает серьезный кризис, который грозит дальнейшим обострением в ближайшей перспективе.
    Для Уральского алюминиевого завода обеспечение сырьем нужного качества и в соотвествующих объемах всегда представляло определенные сложности. До 1979 года для производства глинозема использовались в основном бокситы СУБРа и ЮУБРа, однако вследствие указанных причин поставки этого сырья постепенно сокращались. С начала 80-х годов УАЗ работал с привлечением импортного сырья, главным образом из Гвинеи, Греции, Австралии, Югославии и других стран. Это сырье, как правило, использовалось в смеси с бокситами уральских рудников.
    Неудивительно, что в условиях растущего дефицита сырья алюминиевые заводы Урала проявили большую заинтересованность в освоении нетронутого, по сути, как бы законсервированного, богатого месторождения бокситов Среднего Тимана, расположенного на территории соседнего региона – Республики Коми. По мнению большинства специалистов, вовлечение в промышленный оборот сырьевых ресурсов Среднего Тимана является буквально жизненно необходимым и исключительно своевременным, так как промышленное освоение этого месторождения дает единственную реальную возможность вывода из острейшего сырьевого кризиса крупного промышленного района Урала, сохранения в нем экономической и социальной стабильности.
    Согласно данным геологической экспертизы, Средне-Тиманские бокситовые месторождения (включающие три отдельных месторождения – Вежаю-Ворыквинское, Верхне-Щугорское и Восточное) представляют уникальное природное явление. Общие запасы бокситов составляют более трети всех разведанных запасов России. Этого достаточно для обеспечения загрузки уральских заводов более чем на 65 лет. Содержание глинозема колеблется от 45 до 86 %, кремнезема – 0,4 – 15 %, железа – 0,3 – 46 %. Наиболее распространенный кремниевый модуль 4,5 – 7,5. Рудные тела располагаются на глубинах от 0,2 до 50 м, что создает исключительно благоприятные условия для разработки открытым способом. Кроме того, мощность рудных пластов составляет от 1,5 до 50 м. Наряду с основным компонентом здесь имеется широкий спектр попутных элементов – скандия, галлия, ванадия, ниобия. В пределах района обнаружены также полиметаллические руды (свинец, цинк, серебро) и редкометалльные руды, относительно близко – залежи окисленных марганцевых руд. Интерес представляют также базальты, которые могут использоваться в качестве строительного материала.
    Очень важно, что бемит – основной минерал глинозема в среднетиманских бокситах – позволяет применять более низкие температуры при использовании процесса Байера. И наконец – это сырье имеет сравнительно низкое содержание таких нежелательных примесей, как сера, фосфор, карбонаты, усложняющие процесс получения глинозема.
    Началом освоения можно, по-видимому, считать 1993 год. Первые 12,5 тыс. т руды были использованы для проведения промышленных экспериментов на Уральском алюминиевом заводе. Для этого была смонтирована отдельная технологическая линия, включающая переделы приемки, дробления, размола боксита, автоклавного выщелачивания, сгущения и промывки красного шлама. Результаты испытаний показали принципиальную возможность использования бокситов нового месторождения в технологических режимах производства глинозема на УАЗе. Было также отмечено, что тиманские бокситы имеют ряд специфических особенностей, что требует некоторой корректировки технологических параметров их переработки.
    Стратегия дальнейшего освоения месторождения детально изложена в технико-экономическом обосновании строительства Средне-Тиманского бокситового рудника (СТБР) с подъездной железной дорогой, разработанном Всероссийским алюминиево-магниевым институтом. Из нескольких рассмотренных был выбран, как наиболее реальный, вариант строительства СТБР мощностью 2,55 млн. т руды в год. Общая инвестиционная стоимость проекта около 280 млн. долл., в том числе на строительство дороги приходится около 160 млн. долл. При этом предусмотрено расширение рудника в перспективе до 4 млн. т при наличии соответствующего спроса и по мере накопления средств, полученных от реализации бокситов. Сроки выхода на проектную мощность – 2004 – 2005 годы. Одним из главных вопросов является транспортировка добытого сырья. Пробные партии руды доставлялись до железной дороги большегрузным автотранспортом по зимнику, но промышленная эксплуатация требует строительства железнодорожной ветки длиной 160 км.
    Расчеты показывают, что при комплексной оценке всех факторов использования среднетиманских бокситов в процессе переработки их на глинозем на УАЗе достигается существенное снижение удельных эксплуатационных затрат по сравнению с импортным сырьем. Расчеты показали также приемлемый уровень экономической эффективности (с учетом транспортных затрат), которая может быть получена на ИркАЗе при выпуске первичного алюминия с использованием глинозема, изготовленного на Уральском заводе из бокситов СТБР.
    Быстрому развитию добычи бокситов на СТБР препятствует нехватка инвестиционных ресурсов. В настоящее время ОАО "СУАЛ" ведет добычу своими силами, продолжая поиски стратегического инвестора в России и за рубежом для совместного финансирования этого проекта, который обладает исключительной инвестиционной привлекательностью и может окупить все капитальные затраты в течение 7 – 8 лет. Поставка тиманской руды в количестве около 300 тыс. т включена в баланс сырьевого обеспечения Уральского алюминиевого завода на текущий год.

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение