Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Международное обозрение
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3

ЗА ЗОЛОТОМ ФАРАОНОВ



Владимир Беляков (Каир)

Золотая колесница фараона Тутанхамона. Египетский музей, Каир
Золотая колесница фараона Тутанхамона. Египетский музей, Каир
    Вади-Фавахир – узкая долина в невысоких скалистых горах египетской Восточной пустыни. Расположена она почти посередине старого караванного пути из города Кифт в долине Нила, неподалеку от современного Луксора, в порт Кусейр на Красном море. Еще во времена первых фараонов, почти пять тысяч лет назад, по этому пути отправлялись из Фив – так раньше назывался Луксор – экспедиции в соседние с Египтом страны. В следующей горной долине, Вади-Хаммамат, их участники оставили на черных базальтовых скалах почти две тысячи надписей. Кстати, одним из первых эти надписи детально исследовал в 1884 году выдающийся русский египтолог Владимир Семенович Голенищев (1856 – 1947). И хотя караванную тропу заменил ныне асфальт, вдоль дороги до сих пор встречаются каменные башни-маяки, руины караван-сараев, обмелевшие и высохшие колодцы.
    Минуя Вади-Фавахир, древние путешественники заметили, что кварцевые жилы в скалах играют на солнце огненными брызгами. Так, во времена Древнего царства в долине появился один из первых в Египте золотых приисков. А всего ученые насчитали их 95 – и все в Восточной пустыне.
    Золотые изделия времен фараонов разбросаны ныне по десяткам музеев мира. О масштабах добычи драгоценного металла говорит такой факт: последний саркофаг фараона Тутанхамона, не говоря уже о его знаменитой посмертной маске и множестве украшений, сделан из чистого золота и весит 133 килограмма! А ведь скончавшийся еще в юности Тутанхамон правил всего несколько лет и ничем не успел отличиться при жизни. Слава к нему пришла лишь столетия спустя, когда в 1922 году английский археолог Говард Картер открыл гробницу этого фараона в Долине царей возле Луксора – первую и единственную пока царскую гробницу, найденную неразграбленной.
Золотой прииск в Вади-Фавахир
Золотой прииск в Вади-Фавахир
    Технология добычи золота была, конечно, примитивной. С помощью инструментов, изготовленных из более твердых, чем кварц, пород в жилах выдалбливали небольшие углубления. Затем туда забивали деревянные клинья. Их обильно поливали водой – до тех пор, пока разбухшее дерево не разрывало породу. Использовали и другой метод. Возле жил разводили костры, а затем поливали водой раскаленный кварц – и он лопался. В одних случаях золотодобытчики углублялись в скалу по мере выемки кварца из жилы, в других выдалбливали горизонтальные туннели, пересекавшиеся затем с жилой. Куски золотоносного кварца растирали в порошок с помощью ручных мельниц, а потом просеивали.
    Добытое таким способом самородное золото отправляли в долину Нила. Там его дважды расплавляли, пытаясь при этом удалить добавки – медь и серебро. Меди после этого не оставалось почти совсем, да и примеси серебра были невелики. Если примесь серебра все-таки превышала пятую часть сплава, он приобретал беловатый оттенок. Такое золото древние называли электрум.
    В развалинах крепости в долине Нила археологи нашли три слитка золота. На одном из них стоял штамп: »7 мерок», на другом – »6 мерок», на третьем – »5 мерок». Весили слитки соответственно 92,43 г, 86,26 г и 61,43 г. Из этого ученые сделали вывод, что древняя мерка золота соответствовала 13,28 г.
Руины поселка золотодобытчиков времен династии Птолемеев в Вади-Фавахир
Руины поселка золотодобытчиков времен династии Птолемеев в Вади-Фавахир
    В династический период истории Египта технология добычи золота почти не изменилась. Зато совершенствовалось искусство его обработки. Во времена Нового царства, к которому относится и период правления Тутанхамона, египетские ремесленники уже умели изготавливать золотую пленку толщиной всего 0,001 мм! Расширилась и сфера применения золота. Из него стали изготавливать не только украшения, но и монеты весом 7,5 г.
    В период правления греческой династии Птолемеев, незадолго до наступления нашей эры, добыча золота в Египте продолжалась. Тогда прииск в Вади-Фавахир стал одним из самых значительных. Птолемей III даже построил там храм. До наших дней он не сохранился, а вот руины поселка золотодобытчиков хорошо видны и сегодня.
Здесь жил директор прииска в Вади-Фавахир
Здесь жил директор прииска в Вади-Фавахир
    К средним векам золотоносные жилы иссякли, прииски были заброшены. Но новые технологии позволили в 1902 году возобновить добычу, в том числе и в Вади-Фавахир. По словам горного инженера Камаль эд-Дина Хусейна, бывшего депутата парламента Египта от Кусейра и страстного краеведа, владел этими приисками француз граф де ля Визон. А Фернан Дебоно, пожилой историк-бельгиец, проживший всю жизнь в Египте, рассказывал мне, что когда в середине 40-х годов он изучал наскальные надписи в Вади-Хаммамат, директором золотого прииска в соседней долине Вади-Фавахир был русский-белоэмигрант. Фамилию его, правда, Дебоно припомнить не смог.
    В Вади-Фавахир я разговорился с владельцем придорожного кафе, стариком по имени Абу Зейд. В молодости он работал на золотом прииске – до тех пор, пока его не закрыли в 1958 году. По словам Абу Зейда, рабочих там было около пятисот человек. В полукилометре от кафе, в изгибе долины, стоит на отшибе дом директора прииска. А немного восточнее, справа от дороги, расположен и сам прииск. Вот уже почти сорок лет его оборудование ржавеет. В обветшавшей конторе скучает сторож.
    Добыча золота в Египте полностью прекратилась в 1963 году. За 61 год после возобновления добычи было произведено довольно скромное количество этого драгоценного металла – всего 330,6 тыс. унций. Золотые прииски фараонов истощились во второй раз. По словам заместителя генерального директора управления геологии Египта Мухаммеда Бадауи, причиной прекращения добычи было не только обеднение сырья, но и падение мировых цен на золото. Продолжать работы стало экономически невыгодно.
    Но к началу следующего тысячелетия прииски в Вади-Фавахир опять оживут. Технологии не стоят на месте. И вот результат: если сорок лет назад египтяне считали экономически целесообразной добычу золота из руды с содержанием не менее 15 г на тонну, то сейчас уже – всего 5 г. Более того, как сказал мне Мухаммед Бадауи, добыча будет целесообразной даже при концентрации один грамм на тонну, но при условии, что запасы золотоносных руд превышают 2 млн. т.
    Не дремлют и геологи. В последние годы они доразведали и подготовили к эксплуатации 24 месторождения золота в Восточной пустыне – 19 старых и 5 новых. Впервые найдено золото и на юге Синайского полуострова. В 1995 году заключено соглашение с австралийской компанией »Фараонийя фор голд» о предоставлении ей концессии в Восточной пустыне общей площадью пять тысяч квадратных километров на разведку и добычу золота. Территория концессии состоит из трех районов. Самый крупный из них – Абу Марават – западнее города Кусейр, куда входит и Вади-Фавахир. Два других района, Суккари и Аль-Баррамия, расположены южнее, к западу от поселка Мерса-Алям на берегу Красного моря. Ведутся также переговоры с еще восемью компаниями – из ЮАР, Канады, США, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.
Разведка золота в египетской Восточной пустыне
Разведка золота в египетской Восточной пустыне
    Генеральный директор управления геологии Египта Габер Наим заявил в интервью каирской газете »Аль-Ахрам», что для возобновления добычи золота необходимы сложные технологии, которыми египтяне не располагают. Поэтому они и обратились с предложением о сотрудничестве к иностранным компаниям. Условия предоставления концессий на разведку и добычу золота достаточно либеральные.
    Потенциальному инвестору передается бесплатно пакет документов на месторождение. Инвестор несет расходы по разведке месторождения и его эксплуатации, для которой создается совместная компания, но эти расходы покрываются в течение трех лет с момента начала добычи доходами от реализации золота. В последующем доходы делятся между инвестором и его египетским партнером, управлением геологии, в пропорции, определяемой в каждом конкретном случае соглашением между ними. Ввозимое инвестором в страну оборудование не облагается таможенными пошлинами. За получение концессии инвестор платит правительству Египта единовременную сумму, но зато он на 15 лет освобождается от уплаты налогов, причем это освобождение может быть продлено еще на 15 лет.
    Мухаммед Бадауи показал мне папку с надписью »Россия». В ней – предложения о сотрудничестве по добыче золота, переданные управлением геологии Египта российским компаниям через египетское торгпредство в Москве и российское торгпредство в Каире. »У вас есть хорошие технологии, хорошее оборудование, хорошие специалисты, – сказал Бадауи. – И цены, насколько я знаю, у вас разумные». Заместитель генерального директора, отвечающий за международное сотрудничество, напомнил, что советские геологи в свое время немало поколесили по Египту. В 1957, 1964 и 1969 годах между Советским Союзом и Египтом заключались соглашения о сотрудничестве в области геологии. В осуществлении этих соглашений принимали участие свыше 50 советских специалистов. Среди поставленных им задач была и такая: изучить старые золотые прииски и прилегающие к ним районы на предмет возобновления добычи золота. Работа была проделана основательная, но с тогдашней технологией возродить древние прииски посчитали нецелесообразным. »К сожалению, – добавил Бадауи, – ни одна российская компания пока не сообщила о готовности сотрудничать с нами».

Древняя карта приисков в Вади-Фавахир
Древняя карта приисков в Вади-Фавахир

    Когда настало время прощаться, собеседник показал мне фотокопию самой древней геологической карты в мире. Она была выполнена на папирусе при фараоне Сети I, жившем в XIV веке до нашей эры. На карте – золотой прииск в Вади-Фавахир. Нашли папирус в одной из гробниц Луксора в 1820 году, хранится он в музее итальянского города Турина. Уменьшенная копия этой карты украшает ныне визитную карточку управления геологии Египта, отметившего в прошлом году свое столетие.
    – Так когда же Египет вновь станет производителем золота? – спросил я в конце нашей беседы Мухаммед Бадауи.
    – Очевидно, скоро, – ответил он. – Сейчас австралийская фирма заканчивает подготовку технико-экономического обоснования. На оборудование приисков понадобятся примерно два года. Так что в первый год нового тысячелетия наверняка увидим первые слитки золота, добытого после большого перерыва в египетской земле.
    Старик Абу Зейд доволен. Вернуться к своей первой профессии он, конечно, уже не сможет, зато в его маленьком кафе заметно прибавится посетителей.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение