Всеволод Генералов
Председатель правления Союза экспортеров металлопродукции России, председатель Совета директоров РАО «Норильский никель»
Указ Президента РФ «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт», постановление Правительства РФ и другие директивные документы, изданные во исполнение данного указа, снимают практически все ограничения на экспорт металлопродукции. Однако на сырье цветных металлов, содержащее драгоценные металлы, действие этих документов не распространяется. Постановлением Правительства РФ № 35 от 24.01.94 г. определено, что экспорт указанного сырья может производиться только при наличии квот на экспорт драгоценных металлов, утверждаемых постановлением Правительства РФ по представлению Роскомдрагмета.
Вывоз этого сырья за рубеж для переработки на давальческих условиях (с последующим возвратом продуктов переработки, включая драгоценные металлы) производился по разрешению Роскомдрагмета. В настоящее время обязанности по выдаче разрешений на вывоз принял на себя один из правопреемников Роскомдрагмета Минпром России. Однако действующий порядок не способствует развитию цивилизованного рынка этого вида сырья и нуждается в существенном улучшении.
Попытаемся показать это на примере рынка медного сырья, содержащего драгоценные металлы, Уральского региона.
Организация производства меди на Урале отличается рядом особенностей. Все основные переделы (добыча медных руд и выпуск концентратов из них, выплавка черновой меди, ее рафинирование) разобщены. Каждым из этих переделов занимаются по несколько отдельных, юридически независимых друг от друга предприятий, расположенных в Свердловской, Челябинской, Оренбургской областях и Республике Башкортостан.
Экономические интересы предприятий не только не совпадают, но подчас противоположны. Имеет место постоянное стремление некоторых коллективов решать свои проблемы за счет других. Горно-обогатительные предприятия устанавливают цены на свои концентраты выше уровня мирового рынка, а цену за переработку концентратов ниже принятой в международной практике. Медеплавильные предприятия пытаются заставить производителей медного концентрата поставлять сырье без всякой для них выгоды. Медеэлектролитные предприятия стремятся создать для себя экономические преимущества за счет медеплавильщиков и горно-обогатительных предприятий. Причем эти притязания часто находят поддержку региональных органов управления, которые шлют в центр послания с требованием односторонней защиты «своих» предприятий.
Естественно, партнеры, поставленные из-за этих действий в невыгодные условия, принимают ответные меры, просят федеральные органы оградить их от необоснованных притязаний, подключают к решению вопроса руководство своих регионов.
При заключении договоров на поставку и переработку сырья часто игнорируется простая истина: если мы хотим перерабатывать российское сырье в России, нужно, чтобы предприятия и поставщики, и переработчики при заключении контрактов ориентировались на цены и технологические показатели, принятые на мировом рынке. Вместо этого идет бесконечное «перетягивание каната», а в конечном итоге страдает вся медная промышленность Урала. На многих предприятиях приходит в упадок рудная база, снижаются добыча руды и выпуск медного концентрата, медеплавильные заводы лишены возможности финансировать в необходимом объеме развитие производства.
Бывший Комитет РФ по металлургии многократно пытался помочь руководителям предприятий найти взаимоприемлемые условия поставки и переработки сырья в рамках цивилизованных рыночных отношений, однако коренного перелома достичь не удалось.
На последнем крупном совещании работников медной промышленности с участием министерств и ведомств Российской Федерации и руководителей промышленности Уральского региона, состоявшемся в июле прошлого года, было решено считать нецелесообразным устанавливать какие-либо ограничения на экспорт сырья цветных металлов и продуктов его переработки, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с этим решением Роскомметаллургия с целью расширения конкурентной среды согласовала поставку на экспорт некоторого количества уральских медных концентратов и некоторого количества черновой меди для переработки ее за рубежом на давальческих условиях с возвратом в Россию продуктов переработки, включая драгоценные металлы. Решение Роскомметаллургии поддержано Минэкономики России и Роскомдрагметом.
Предложение по экспорту медных концентратов наряду с другими видами сырья включено в подготовленный проект Указа Президента Российской Федерации. АО «Среднеуральский медеплавильный завод» и АО «Святогор» получили разрешение на вывоз некоторого количества черновой меди за рубеж для переработки на давальческих условиях. Решения о вывозе сырья за рубеж принимались на основе сравнительного анализа контрактных условий его переработки на российских и зарубежных предприятиях. Для примера приводится соответствующая таблица.
В таблице не нашли отражение сроки возврата продуктов переработки. Если зарубежные переработчики возвращают медь в короткие сроки в соответствии с контрактом, то российские переработчики давальческой черновой меди практикуют длительную задержку возврата меди, превращая поставщиков в принудительном порядке в своих инвесторов, создавая при этом у них серьезные финансовые затруднения.
Несмотря на то, что разрешение на вывоз медьсодержащего сырья за рубеж принимается на основе коллегиального рассмотрения и согласования несколькими ведомствами, региональные органы ГТК с готовностью останавливают вывоз сырья по указанию руководителя одного из ведомств, принимавших решение о вывозе. Так, вывоз черновой меди с Среднеуральского медеплавильного завода останавливался Екатеринбургской таможней в 1996 году дважды: один раз по указанию одного из заместителей председателя Роскомдрагмета, другой раз по указанию начальника одного из управлений Минпрома России, которые дали эти указания без согласования с заинтересованными ведомствами. Подобного рода вмешательство на руку предприятиям, стремящимся любой ценой сохранить за собой положение монополистов. Они глушат и без того слабые ростки рыночных отношений в медной промышленности.
Указанные факты являются следствием несовершенства действующих нормативно-правовых актов, регулирующих рынок сырья цветных металлов, содержащего драгоценные металлы. Они не отвечают задачам формирования цивилизованного рынка и нуждаются в срочном пересмотре.
Необходимо в этом вопросе исходить из положений Указа Президента Российской Федерации № 1007 от 23.05.94 г. «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт» и постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу № 758 от 1.07.94 г.
|