Николай Сетунский (Оттава)
Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала «Металлы Евразии»
Министерство по делам национального дохода Канады пока не берется предсказать результаты проводимого им расследования по жалобе канадской компании «Стелко Инк.» Относительно предполагаемого демпинга на канадский рынок иностранной листовой углеродистой стали. Об этом заявил мне официальный представитель этого правительственного ведомства Джон Роуз.
В сообщении для печати, распространенном этим министерством, в числе стран, на которые подана жалоба, наряду с Мексикой, Китаем, Польшей и Южной Африкой упоминалась и Россия. Но какой-либо информации относительно того, какие конкретно российские компании или организации являются объектами расследования и о каких именно поставках идет речь, в этом сообщении не упоминалось. В связи с этим я запросил в министерстве дополнительные материалы.
Однако и после этого ситуация яснее не стала. Представитель канадского министерства утверждал, что, поскольку поставки в Канаду листовой стали из России осуществляются через фирмы-посредники в Германии, запрашиваемыми сведениями министерство не располагает. По его данным, в 1995 году поставки листовой стали из России в Канаду составили 17,7 тыс. т, а в 1996 14 тыс. В прошлом году это составило всего 2,3 % от поставок стали канадского производства, а в 1995 3 %. Что же касается суммарного объема поставок в минувшем году из упомянутых пяти стран (68,3 тыс. т), то он составил немногим более 11 % внутриканадских (597,2 тыс. т).
Что касается цен, по которым российская сталь продавалась в Канаде, то они, согласно данным министерства, превышали рыночные на 17,7 %. При этом Роуз отметил, что это средние данные, не исключающие возможности, что часть поставок могла производиться по рыночным ценам, а часть превышать их. В вопросе о ценах неясно и кое-что другое. Дело в том, что при оценке, являются ли они демпинговыми или нет, ориентиром служат цены на рынке страны-экспортера, а не импортера. Представитель же министерства признал, что сведениями о расценках на листовую сталь в России оно не располагает и лишь сейчас обратилось к российским правительственным ведомствам с просьбой представить такую информацию.
Канадскому министерству предстоит вынести заключение, действительно ли интересам канадских производителей стали, при довольно незначительных по масштабам внутреннего рынка объемах ее зарубежных поставок, наносится ощутимый ущерб, или его следует квалифицировать как несущественный. Канадским антидемпинговым законодательством такие поставки не запрещаются. «Стелко Инк.» подала жалобу на «нечестную практику». Компания утверждает что, то, что она именует демпингом, сбивает в Канаде цены на листовую сталь и вынуждает «Стелко Инк.» сокращать ее производство и нести финансовые потери. «Стелко Инк.» поддержали еще две корпорации «Элгома стил» и «Ипско Инк». Вместе с тем в документации министерства по делам национального дохода сообщается, что одна компания в провинции Онтарио, покупающая иностранную листовую сталь, сделала министерству представление по поводу его решения о расследовании. В нем говорится, что импорт этой продукции в нынешних объемах не наносит ущерба ее производству в Канаде, и выражается сомнение относительно правомерности утверждений о наличии демпинга.
Джон Роуз отказался сообщить название этой компании, сославшись на ее конфиденциальный характер. Тем не менее, этот пример говорит о том, что по меньшей мере некоторые канадские потребители стали считают сам вопрос о демпинге надуманным. Остается надеяться, что правительственное ведомство Канады, которое намерено вынести предварительное заключение по расследованию 15 мая, беспристрастно подойдет к оценке сложившейся ситуации и разберется, идет ли речь о единичных «нарушителях конвенции», и если таковые есть, для острастки, вынесет предупреждение. Или же налицо попытка канадских компаний, уступающих в честной конкуренции, найти предлог для того, чтобы, навесив ярлык «демпинга» на экспортеров из России и других стран, «выкурить» конкурентов из своих стальных вотчин.
|