Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл  Республика Северная Осетия-Алания. Программа Регион
Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Искусства и ремесла
№2' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2

НЕОКОНЧЕННЫЙ ШЕДЕВР



Евгений Хохлов
Алексей Лохов (фото)


    По благословлению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II создает мастер Андрей Лохов изделие, подобного которому еще не было. Работа названа «Христос Спаситель» и предназначена в дар возрожденному храму. Сотрудники музеев Московского Кремля признали ее шедевром прикладного церковного искусства конца XX века. Казалось, вобрать такое количество библейских сюжетов может только монументальное произведение. Но великое уместилось в малом. Грандиозный свой замысел художник осуществил в излюбленной для российской ювелирной традиции форме пасхального яйца.
    Основным материалом он избрал кость – «немодную» сегодня и потому сравнительно редко применяемую в художественных изделиях. При этом он отказался от броской праздничной красоты. Несмотря на всю насыщенность этой работы, она отличается строгостью исполнения. Здесь нет затейливых орнаментов и пышной кружевной резьбы. Все подчинено одной идее – вере в Спасение.
    Особую выразительность придают работе необычно исполненные рельефы. Персонажи выпуклы, почти скульптурны, но выглядят как на иконе – почти бесплотными. Мастер, хорошо знающий православный канон, работает на пределе возможного объема.
    Когда его работу пытаются причислить к ювелирному искусству, сравнивают с творениями школы Фаберже, Андрей Лохов решительно спорит. Карл Фаберже делал светские вещи, к тому же они принадлежат иной эпохе. А что касается современных ювелирных изделий, то в них дороговизна благородного металла и драгоценных камней подчас намного превосходит и собственную художественную ценность. Резчик по кости лишен этого преимущества, он сам создает богатство.
    В юности Андрей Лохов мечтал заниматься резьбой по дереву. Поступал в промышленно-художественное училище, но недобрал баллов. Пришлось срочно перейти на другой факультет, где конкурс был ниже. Случайный выбор стал призванием: вот уже почти двадцать лет он верно служит своему ремеслу, надеясь возродить былую славу резьбы по кости. Лохов знает про это искусство почти все и увлеченно рассказывает об особенностях материала, о знаменитых мастерах прошлого. Обязательно напомнит, что одно из семи чудес света – статуя Зевса в Олимпии была сотворена из слоновой кости. В России XVIII – XIX веков резьба по кости ценилась едва ли не выше ювелирных работ. Ею, начиная с Петра I, занимались царские особы и члены императорских семей и были в том весьма искусны.
    За свою творческую жизнь Лохов сделал много оригинальных произведений. Но этапных отмечает три. Это – ваза «Жены декабристов» с портретами Муравьевой, Волконской и Трубецкой, которая была подарена Фонду культуры и получила высокую оценку академика Лихачева. Затем елейница с изображением четырнадцати патриархов Русской православной церкви, находящаяся сейчас в частной коллекции. И наконец – пасхальное яйцо «Христос Спаситель»...
    Пять лет ушло, чтобы придумать, разработать в деталях и композиционно оформить этот проект. Полностью закончить изделие предполагалось к нынешнему празднику Пасхи. Но помешала обычная для нашего времени трудность – недостаток средств. Художник истратил все свои сбережения, распродал вещи, какие мог, влез в долги. А основные расходы впереди. Для украшения изделия нужно приобрести полкилограмма золота. Не меньшую сумму следует заплатить ювелирам за работу с этим золотом и мастерам-механикам, которые изготовят задуманные Лоховым «секреты». Многие влиятельные люди обещали материально поддержать уникальный проект. Был даже открыт особый счет для пожертвований. Но поступил только один взнос – на 50 тыс. рублей – от какой-то сердобольной женщины.
    Не составляет проблемы продать эту работу. Только жаль будет, если творение мастера опять попадет в частную коллекцию. Художник, в ком честолюбивые побуждения естественно превосходят склонность к материальному достатку, все-таки надется, что главный труд его жизни послужит к прибавлению славы отечества.
    А работает Андрей Лохов на кухне в старой тесной квартирке, где и проживает вместе с семьей. Раньше это был подмосковный поселок. Теперь к нему вплотную продвинулась быстро разрастающаяся Москва.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение