Евгений Хохлов
Алексей Лохов (фото)
По благословлению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II создает мастер Андрей Лохов изделие, подобного которому еще не было. Работа названа «Христос Спаситель» и предназначена в дар возрожденному храму. Сотрудники музеев Московского Кремля признали ее шедевром прикладного церковного искусства конца XX века. Казалось, вобрать такое количество библейских сюжетов может только монументальное произведение. Но великое уместилось в малом. Грандиозный свой замысел художник осуществил в излюбленной для российской ювелирной традиции форме пасхального яйца.
Основным материалом он избрал кость «немодную» сегодня и потому сравнительно редко применяемую в художественных изделиях. При этом он отказался от броской праздничной красоты. Несмотря на всю насыщенность этой работы, она отличается строгостью исполнения. Здесь нет затейливых орнаментов и пышной кружевной резьбы. Все подчинено одной идее вере в Спасение.
Особую выразительность придают работе необычно исполненные рельефы. Персонажи выпуклы, почти скульптурны, но выглядят как на иконе почти бесплотными. Мастер, хорошо знающий православный канон, работает на пределе возможного объема.
Когда его работу пытаются причислить к ювелирному искусству, сравнивают с творениями школы Фаберже, Андрей Лохов решительно спорит. Карл Фаберже делал светские вещи, к тому же они принадлежат иной эпохе. А что касается современных ювелирных изделий, то в них дороговизна благородного металла и драгоценных камней подчас намного превосходит и собственную художественную ценность. Резчик по кости лишен этого преимущества, он сам создает богатство.
В юности Андрей Лохов мечтал заниматься резьбой по дереву. Поступал в промышленно-художественное училище, но недобрал баллов. Пришлось срочно перейти на другой факультет, где конкурс был ниже. Случайный выбор стал призванием: вот уже почти двадцать лет он верно служит своему ремеслу, надеясь возродить былую славу резьбы по кости. Лохов знает про это искусство почти все и увлеченно рассказывает об особенностях материала, о знаменитых мастерах прошлого. Обязательно напомнит, что одно из семи чудес света статуя Зевса в Олимпии была сотворена из слоновой кости. В России XVIII XIX веков резьба по кости ценилась едва ли не выше ювелирных работ. Ею, начиная с Петра I, занимались царские особы и члены императорских семей и были в том весьма искусны.
За свою творческую жизнь Лохов сделал много оригинальных произведений. Но этапных отмечает три. Это ваза «Жены декабристов» с портретами Муравьевой, Волконской и Трубецкой, которая была подарена Фонду культуры и получила высокую оценку академика Лихачева. Затем елейница с изображением четырнадцати патриархов Русской православной церкви, находящаяся сейчас в частной коллекции. И наконец пасхальное яйцо «Христос Спаситель»...
Пять лет ушло, чтобы придумать, разработать в деталях и композиционно оформить этот проект. Полностью закончить изделие предполагалось к нынешнему празднику Пасхи. Но помешала обычная для нашего времени трудность недостаток средств. Художник истратил все свои сбережения, распродал вещи, какие мог, влез в долги. А основные расходы впереди. Для украшения изделия нужно приобрести полкилограмма золота. Не меньшую сумму следует заплатить ювелирам за работу с этим золотом и мастерам-механикам, которые изготовят задуманные Лоховым «секреты». Многие влиятельные люди обещали материально поддержать уникальный проект. Был даже открыт особый счет для пожертвований. Но поступил только один взнос на 50 тыс. рублей от какой-то сердобольной женщины.
Не составляет проблемы продать эту работу. Только жаль будет, если творение мастера опять попадет в частную коллекцию. Художник, в ком честолюбивые побуждения естественно превосходят склонность к материальному достатку, все-таки надется, что главный труд его жизни послужит к прибавлению славы отечества.
А работает Андрей Лохов на кухне в старой тесной квартирке, где и проживает вместе с семьей. Раньше это был подмосковный поселок. Теперь к нему вплотную продвинулась быстро разрастающаяся Москва.
|