Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Навои: технополис у стен старой Бухары  Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Черная металлургия Вторичное сырье Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии  Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод". Успешный менеджмент при "плохой погоде" на рынке
Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История
Специальный выпуск
Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод"
№1' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ДО СРЕДНЕГО ТИМАНА – РУКОЙ ПОДАТЬ
165 КМ ТАЙГИ И БЕЗДОРОЖЬЯ ОТДЕЛЯЮТ БАЗ ОТ НОВОЙ БОГАТОЙ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ. 0,5 МЛРД. ДОЛЛ. ИНВЕСТИЦИЙ – И НЕ БУДЕТ НУЖДЫ ВОЗИТЬ БОКСИТЫ ИЗ АВСТРАЛИИ



    Мощности наших алюминиевых заводов достигают 3 млн. т. В то же время сырьевая база скудна. Свыше половины российского алюминия производится ныне из импортного сырья. Став самостоятельными, Украина и Казахстан – основные поставщики глинозема на заводы России – намерены создать новые собственные мощности по выплавке алюминия.
    Общее производство глинозема в СНГ за 1995 год составило 4,4 млн. т. Годовая потребность в импортном глиноземе в 1996 году – 1,6 млн. т.
    Собственное производство глинозема в России базируется на нефелиновом сырье и переработке низкокачественных бокситов – Североуральского бокситового рудника (СУБР), который за последние годы значительно уменьшил объемы добычи бокситов (с 4,3 млн. т в 1990 году до 2,7 млн. т в 1995 году). Это обусловлено в первую очередь недостаточным финансированием. Мощности алюминиевых заводов Урала – Богословского и Уральского – в сумме составляют по алюминию 230 тыс. т в год, по производству глинозема 1,41 млн. т. Суммарная потребность заводов в бокситах – 4 млн. т в год.
    Удержание добычи бокситов на СУБРе на уровне 2,6 – 2,7 млн. т в год требует все возрастающих затрат. Тем не менее, такое решение является наиболее приемлемым для обеспечения уральских алюминиевых заводов до 2000 – 2005 гг. По одному из вариантов предусматривается постепенное закрытие шахт, где добыча сырья заведомо убыточна.
    Общий объем добычи бокситов на Урале намечается снизить до 1450 тыс. т в год. Этого достаточно только для производства глинозема на уральских заводах в объеме 550 тыс. т в год. БАЗу такое количество сырья обеспечивает лишь загрузку собственных электролизных мощностей на выпуск алюминия в количестве 150 тыс. т.
    Снижение выпуска товарного глинозема заводами Урала увеличивает дефицит в целом по России на 860 тыс. т в год. Либо производство алюминия должно сократиться примерно на 440 тыс. т в год, либо потребуется наращивать закупки импортного глинозема.
    Вместе с тем для заводов Урала вовсе не обязательно возить глинозем за тридевять земель. Близко, в Республике Коми, есть Средне-Тиманская группа бокситовых месторождений. В объеме 280 млн. т они доступны для разработки открытым способом. По качеству эти бокситы несколько уступают добываемым на Северном Урале. Пониженное содержание глинозема (48,5 %), более высокое – кремнезема (8,2 %). Однако для них типичен более благоприятный минералогический состав. Кроме того, в средне-тиманских бокситах низкое содержание вредных примесей. Качественные характеристики бокситов позволяют использовать их для производства металлургического глинозема освоенным на уральских заводах параллельнокомбинированным способом. Использование тиманских бокситов для производства глинозема не потребует существенной реконструкции технологий БАЗа.
    В соответствии с ТЭО строительства, пуск первой очереди Средне-Тиманского рудника, предусматривающего добычу 3 млн. т бокситов в год, из которых 2,2 млн. т может быть использовано на Урале, намечается уже на шестом году от начала освоения. Таким образом, если вскоре начать строительство, пуск рудника совпадает по времени со значительным снижением объема добычи СУБРом.
    Освоение Средне-Тиманских месторождений требует крупных капиталовложений. Не обойтись без сооружения подъездной железной дороги протяженностью 165 км. Общая стоимость строительства оценивается в 520 млн. долл., в том числе первая очередь – 397 млн. долл., стоимость железной дороги – 243 млн. долл. Конечно, только своими силами уральским алюминщикам такую программу не осилить. Может ли она иметь федеральный статус? Думается, ответ утвердительный. Если взглянуть на географическую карту, Средний Тиман расположен как бы на экономической пустоши. Здесь сходятся закраины индустриального Северного Урала, нефтегазового комплекса Коми и промышленной Пермской области. В силу разнонаправленных ведомственных, отраслевых и территориальных тяготений при плановом хозяйстве на стыке этих трех экономических районов промышленная инфраструктура не развивалась. Новая, рыночная ситуация сняла шоры ведомственности. Рынок вообще имеет свойство заполнять пустоты в размещении производительных сил, в особенности если дремлющие "закраины" располагают ценными сырьевыми ресурсами. Средний Тиман способен быть мостом, который свяжет Северо-Уральский, Пермский и Коми – регионы. Выгоды от такой "коррекции" в размещении производственных сил и транспортных потоков на всем российском Северо-Востоке велики. Их еще предстоит как следует оценить. Поэтому речь должна идти о федеральной лепте в освоение Среднего Тимана, а конкретно о железной дороге Архангельск – Пермь, строительство которой начато. Новая стальная колея пробудит к жизни малонаселенные территории, создастся новая транспортная схема в этом "треугольнике", решится проблема транспорта тиманских бокситов потребителям в Краснотурьинске и других местах.
    Расчетами институтов ВАМИ и "Гипроникель" доказана эффективность переработки средне-тиманских бокситов на Богословском и Уральском алюминиевых заводах. Сравнение затрат на производство глинозема с использованием бокситов СУБРа, ЮУБРа, а также импортных бокситов (греческих, бразильских, гвинейских и австралийских) говорит в пользу тиманского проекта. Выигрыш в рентабельности для БАЗа по сравнению с импортным сырьем – 5,6 – 10 %, а по сравнению с бокситами СУБРа – 8,8 %.
    Предприятия по переработке бокситов являются градообразующими для уральских городов Краснотурьинска и Каменск-Уральского. В настоящее время на глиноземных производствах занято свыше 2 тыс. человек. Уменьшение производства глинозема на 60 % приведет к безработице. Только прямые социально-экономические потери оцениваются примерно в 25 млн. долл. в год. Сохранение объемов выпуска глинозема на уральских заводах за счет поставки бокситов Среднего Тимана позволит избежать социального ущерба и упадка хозяйства.
    По расчетам института "Гипроникель", пуск первой очереди Средне-Тиманского рудника создаст 3 тыс. рабочих мест. Источником пополнения кадров может стать Североуральский бокситовый рудник, где произойдет сокращение численности персонала в связи со снижением объемов добычи. Освоение тиманской кладовой может осуществляться вахтовым методом, поскольку работники СУБРа обеспечены благоустроенным жильем.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение