Игорь Кузьмин
Коммерческий директор АО "МАИР"
В настоящее время рынок лома и отходов черных металлов в Российской Федерации находится под воздействием двух основных факторов: с одной стороны, это начавшееся новое углубление кризиса российской металлургии, характеризующееся исчерпанием целым рядом металлургических предприятий запаса собственных оборотных средств и вследствие этого усугублением кризиса неплатежей металлургов, который неминуемо затрагивает и подотрасль, занимающуюся сбором и переработкой металлического лома. С другой стороны, существенное влияние на рынок оказывает набирающий силу после отмены в апреле текущего года экспортных пошлин вывоз металлолома за рубеж.
Анализ показывает, что в конце второго и в течение третьего квартала 1996 года объем вывозимого из страны лома неуклонно возрастал. Если апрель текущего года характеризовался фактическим свертыванием экспортных программ большинством основных трейдеров, то в июне июле уровень экспорта лома черных металлов вновь вырос до 175 тыс. т в месяц, а к концу третьего квартала достиг величины 260 тыс. т, что составляет уже около трети от общего объема заготовки и, согласно проведенным нашей аналитической группой исследованиям, находится уже вблизи порога насыщения, когда возможность быстрого роста вывоза лома практически исчерпана. За тот же период отмечается некоторый рост общего объема сбора металлолома в стране с порядка 760 тыс. т в месяц во втором квартале до приблизительно 780 тыс. т в третьем, связанный с некоторым общим оживлением в подотрасли вследствие притока "экспортных денег".
Расширение экспорта металлолома из страны приводит в общегосударственном масштабе к двояким последствиям. С одной стороны, приток "живых" денег оказывает на подотрасль стимулирующее воздействие, помогает ей удержаться "на плаву" в условиях кризиса платежеспособности отечественных предприятий. Расчеты показывают, что при полном отсутствии вывоза вторичных черных металлов падение заготовки лома превысило бы его количество, возвращенное в страну при отказе от разумного экспорта (минимально необходимый объем экспорта лома черных металлов составляет в настоящее время 1,3 1,7 млн. т в год). Таким образом металлургические предприятия получили бы еще меньше лома, чем при наличии экспорта. С другой стороны, отечественные металлурги, которые в настоящее время объективно не способны составить конкуренцию западным потребителям металлолома ни по ценам, ни по условиям оплаты, активно требуют сокращения количества этого ценного сырья, которое уходит за рубеж. По-видимому, ни Минпром, ни правительство не могут игнорировать такого рода обращения. К тому же, как нам стало известно, существует довольно большое количество обращений в правительство от администраций областей, особенно находящихся вблизи основных портов. В них привлекается внимание к проблеме усиления криминализации заготовки лома в этих областях. После отмены пошлин в припортовых областях возникло и развилось большое количество фирм, преимущественно мелких, которые занимаются закупкой и подработкой металлолома с последующим вывозом за пределы страны. При этом заготовка осуществляется зачастую полукриминальными методами за неучтенные наличные деньги. Разумеется, трудно ожидать от государственных органов лояльного отношения к проявлениям такого рода "бизнеса", и, как выяснилось в ходе консультаций, которые проводились АО "МАИР" с рядом крупнейших экспортеров и других участников рынка вторичных черных металлов, эту позицию разделяют подавляющее большинство трейдеров и переработчиков металлолома.
Таковы основные объективные факторы, определяющие ситуацию с экспортом лома и отходов черных металлов и обуславливающие определенные шаги по ограничению вывоза металлолома из страны.
К сожалению, на вопросе о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и экспорте лома сфокусировалось большое количество разнонаправленных интересов, что, в сочетании с усилившейся в последнее время ведомственной разобщенностью и происходящей реорганизацией структуры правительства, в значительной мере затрудняет выработку взвешенных решений по этому вопросу. Многоступенчатые согласования часто вносят в проекты документов внутреннюю несогласованность, противоречивость, и сказать, какой именно вариант проектов постановлений правительства будет принят и какое воздействие окажет он на рынок, в настоящее время очень трудно.
В заключение хочется сказать, что группа "МАИР", как крупнейший участник рынка вторичных металлов, быть может, более всех других заинтересована в принятии наиболее адекватных, взвешенных решений. Сегодня ситуация в подотрасли очень хрупкая и, несмотря на приток "живых" денег от экспорта, близка к критической. Существует реальная опасность, что в результате поспешного (хоть и растянутого по времени!) принятия документов, регулирующих сбор, переработку и реализацию металлолома, рынок будет сломан, отчего пострадает вся металлургия в целом. Со своей стороны, мы постоянно готовы оказывать любую помощь государственным органам по выработке механизмов регулирования рынка вторичных черных металлов, которые отвечали бы в первую очередь общегосударственным интересам, что, как показывает практика, в конечном счете отвечает и коренным интересам группы "МАИР".
|