Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Кольчугинский завод по переработке цветных металлов
Первая линия
№6' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3

КАЖДЫЙ ПЬЕТ ИЗ СВОЕГО КОЛОДЦА, НО...
УКРАИНСКИЙ ВПК ЗАИНТЕРЕСОВАН В РЫНОЧНОЙ КООПЕРАЦИИ С РОССИЙСКИМ СОБРАТОМ



Валерий Малев
Валерий Малев
    Некогда преуспевающий, но в последние годы попавший в положение Золушки, военно-промышленный комплекс Украины жив. Государство волей-неволей снова вынуждено повернуться к ВПК лицом. Да и сама оборонка помогает государству сохранить лицо. Украинский ВПК приспосабливается к рынку, сбрасывает лишний вес и обретает современную выправку. Пришло отрезвление после иллюзий вокруг «чудес в решете» радикальных рыночников. Не на разбухшую сферу обращения, а на индустрию, плодородную ниву и знания всегда опиралось могущество любого государства. Так полагает и министр машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины Валерий Малев. В интервью журналу «Металлы Евразии» министр сказал:
    – Еще со времен Российской Империи Украина была средоточием мощной промышленности, шахт, рудников. В минувшие семь десятилетий индустриальный фундамент пришлось основательно обновить и укрепить. Ведь ВПК Украины по распределению обязанностей в едином народнохозяйственном комплексе СССР производил не имеющие аналогов ракеты, технику, приборы. И не только военного назначения. Сельчане до сих пор добрым словом поминают тракторы с маркой «Южмаша», энергетики – харьковские турбины, запорожские трансформаторы. Повышенным спросом пользовались изготовленные киевским «Арсеналом» фотоаппараты. Да и сходившие с конвейера оборонки холодильники, иная бытовая техника тоже имели хороший сбыт.
    Во всем мире именно в ВПК сосредоточена инженерная и рабочая элита. К сожалению, в последние годы богатейший производственный и научный потенциал украинского ВПК использовался вполсилы. Удельный вес продукции ВПК в общем объеме промышленности Украины снизился за пять лет в два с лишним раза.
    – Чем объясняется такой «штопор»?
    – Главная, полагаю, причина в затянувшемся состоянии неопределенности в приоритетах экономической политики государства. А законы экономики суровы: все, что не развивается, хиреет, приходит в запустение. Не случайно ведь в США и других развитых странах в решениях власти, касающихся военно-промышленного комплекса, во главу угла ставится не столько сиюминутная экономическая выгода, сколько сохранение передового интеллектуального и технологического потенциала нации. Там действуют экономические механизмы, которые препятствуют «переливанию» элиты ВПК в менее наукоемкие производства или в бизнес.
    У нас случилось нечто противоположное. Высокий удельный вес доставшейся Украине оборонки вышел ей боком. Следовало бы сразу определиться: сколько и чего (и во имя чего!) требуется государству, какие технологические и научные связи ВПК сохранить и совершенствовать, как пробиться на мировой рынок. Время упустили. Наверстывать гораздо труднее.
    – По каким направлениям придется догонять?
    – Идет стыковка программ ВПК с концепцией государственной промышленной политики. Правда, и здесь порой теряем время на споры о мере участия государства в деятельности ВПК. Надо, наконец, разобраться с самим ВПК: выделить наиболее приоритетные отрасли, составить реестр продукции, которая сможет выдержать конкуренцию и принести валюту. В такой же опеке заинтересованы научные коллективы, которые испытывают сегодня нужду. Пока еще продолжаем «ревизию» – какие из них нужны, жизнеспособны. Поддержку государства получат те, кто способен, в потенциале, выйти на режим самофинансирования.
    Когда анализируются бизнес-планы украинских предприятий, тотчас выявляется безальтернативность производственной и научно-технической кооперации с родственными отраслями государств СНГ. Ведь за минувшие годы все мы смогли убедиться: напрасно рассчитывать на то, что украинский ВПК (равно как и оборонка других стран СНГ) будет интегрирован в западную систему производства военной техники и вооружений. Жизнь доказала необходимость воссоздания единого научно-технического пространства государств Содружества. Национальные академии государств СНГ такой шаг навстречу друг другу уже сделали.
    – Это взаимодействие затрагивает и конверсию?
    – При разумном сохранении и использовании производственного и научного потенциала именно выпуск мирной продукции, как и изделий двойного назначения, позволяет решать множество задач. Сочетая участие государства, трудовых коллективов и частного капитала, можно не только успешно провести конверсию, но и накопить средства для модернизации и расширенного воспроизводства. Зарубежные партнеры преследуют, разумеется, собственную выгоду. Одни идут к нам с целью умножить свой капитал через участие в высоких технологиях, завоевание ниш на рынках третьих стран. Другие, напротив, не прочь заполучить контрольный пакет акций наиболее перспективных высокотехнологичных предприятий, чтобы оттеснить затем Украину как потенциального конкурента на прибыльных и перспективных рынках.
    – Есть примеры?
    – Важнее тенденции. Некоторые фирмы вложили капитал с замыслом, чтобы предприятие, производившее, скажем, высокоточные приборы и иную технику, «конверсировать» на выпуск... оконных рам. С такими партнерами мы, конечно, каши не сварим. Показательна жесткая борьба вокруг контрольного пакета акций Николаевского глиноземного завода (НГЗ) – поставщика сырья для российских производителей алюминия.
    – Валерий Иванович, хотя сырьевые отрасли и не по вашему ведомству, но уж коль вы затронули эту тему...
    – Добывающие отрасли кормят индустрию. ВПК находится с ними в технологической связке. Кроме того, сырье – пока что один из важных источников валютных поступлений. Богатствами недр Украину природа не обделила. Да и все страны СНГ на недостаток сырьевых запасов не жалуются. Распоряжаемся же бесценным достоянием не по-хозяйски. А еще не так давно по разведанным запасам и добыче многих полезных ископаемых республики бывшего СССР занимали первое или одно из первых мест в мире. Теперь, когда каждая пьет из своего колодца, положение изменилось. Обособленность мстит. Конкуренты же заинтересованы, чтобы не скудела текущая из стран СНГ сырьевая река. Однако экспортно-сырьевой «крен» каждой из республик перспективно не выгоден. Не говоря уже об угрозе национальной безопасности. И государства СНГ это уже ощутили. Поэтому весьма обнадеживает создание на пространстве бывшего Союза финансово-промышленных групп и транснациональных компаний.
    В этой связи заслуживает внимания «сырьевая политика» развитых стран. Причем не только у себя дома. В США, например, более века действует специальная служба, которая, опираясь на прочную законодательную базу, имеет возможность «дирижировать» минерально-сырьевой политикой во всем мире. Считаю, что и государствам СНГ следовало бы действовать в этой сфере более слаженно, на единой научной и методической основе. Разнобой, погоня за сиюминутной выгодой обходятся дорого. Не секрет, что под натиском кризиса экономики в России пошла с молотка алюминиевая подотрасль. Нет случайностей и в критической ситуации вокруг Николаевского глиноземного. Ведь если бы произведенный в кооперации с Россией алюминий поступил на мировой рынок, выгода была бы обоюдной. Пока же, пользуясь стесненным финансовым положением Украины, конкуренты и стараются всеми правдами и неправдами вывести НГЗ из «игры».
    Добавлю, что ВПК всегда участвовал в делах добывающих отраслей, помогал в техническом переоснащении, оздоровлении экологии. Так что наше родство обоюдовыгодно и логично.
    – Валерий Иванович, но ведь все, о чем вы говорите, требует государственных вложений, а казна Украины и так скудна...
    – Без участия государства гиганты индустрии не поднять. Финансовые инъекции нужны, чтобы прояснить, чего в близкой перспективе от каждого подразделения ВПК можно ждать, провести своеобразный тест НИИ, КБ на жизнеспособность. Во-первых, оценка потенциала каждого коллектива много времени не потребует. А, во-вторых (хотя эта задача может считаться и самой важной), оборонка никогда не сидела на шее у государства. Реальная оценка сосредоточенного в отрасли производственного и научного потенциала придаст ей второе дыхание и обеспечит, в свою очередь, качественные подвижки всего научно-технического прогресса в государстве. Кроме того, рожденные на предприятиях, в НИИ и КБ высокие технологии становятся источником валютных поступлений. Пока Украина слабо представлена на международном рынке лицензий. Да и закупили чуть более трех десятков. Почти в три раза меньше против 1990 года. А ведь экспорт изготовленной по зарубежным лицензиям продукции, и это доказано мировой практикой, довольно быстро окупает первоначальные затраты. Так что активная роль государства в дальнейшей судьбе ВПК имеет немало преимуществ. Ведущие зарубежные фирмы не скрывают заинтересованного участия в некоторых проектах. Россия, США, Китай не прочь иметь свою долю в запуске коммерческих спутников на украинских носителях. Прорабатывается несколько программ, которые вдохнут жизнь в запорожский «АвтоЗАЗ». Реализация совместных проектов выгодна Украине. Да и в портфелях нашего ВПК есть перспективные разработки по самолетам разного назначения, авиационным двигателям, станкам, приборам, широкой гамме машин и оборудования для городского хозяйства и АПК.
    – Не секрет, что иностранные инвесторы предпочитают иметь дело с приватизированными предприятиями.
    – Оборонка обеспечивает национальную, энергетическую и экологическую безопасность. Следовательно, ВПК должен оставаться под контролем государства. Поэтому предлагаем инвесторам участвовать на высвободившихся мощностях в изготовлении продукции двойного назначения. И находим общий язык. Взять хотя бы тот же совместный украинско-американский проект по запуску спутников. Выполняются и другие программы. И тем не менее убежден: такого рода сотрудничество не должно причинять ущерб экономической безопасности Украины.
    – Больной вопрос не только для ВПК – будущее социальной сферы.
    – Да, прежде коллективы оборонки гордились тем, что сами зарабатывали на строительство жилья, дворцов культуры, школ, детских садиков и баз отдыха, больниц, спортивных комплексов, здравниц. Содержать их сегодня многим коллективам просто не по карману. И все же я верю, что трудные времена уйдут в прошлое и добрые традиции, забота о жизни и здоровье тружеников оборонки будут возрождены и продолжены. Как и самые разнообразные формы поощрения за честный, высококвалифицированный творческий труд.
    – Валерий Иванович, несмотря на все нынешние невзгоды, вы настроены...
    – ... оптимистично! Зная коллективы оборонки, запасы их сил и возможностей, замыслы, убежден, что моя уверенность имеет прочную основу.

Интервью взял Виктор Дрозд

Комментарий корреспондента

КАК УСТОЯТЬ ПЕРЕД РЫНОЧНЫМ «ЦУНАМИ»

    Высокие технологии из арсенала украинского ВПК и передовых отраслей гражданского машиностроения вызывают не только интерес, но и беспокойство конкурентов. Взять газотурбостроение. Успехи Украины и России здесь несомненны. Это и побудило немецкий концерн «Сименс» и компанию АББ заполучить свою долю в производстве турбин в Калуге и Санкт-Петербурге. Немецкие промышленники застолбили свое участие и в создании блочных электростанций, авиационных двигателей и агрегатов на их базе, газовых турбин большой мощности, корабельных и стационарных газовых турбин в Сумах, Запорожье, Харькове и Николаеве.
    Иностранные инвесторы сполна используют к своей выгоде то обстоятельство, что в условиях острого кризиса Украина не может поддержать своих производителей. Некоторым заводским коллективам приходится «продавать» зарубежным партнерам не только свои идеи, но и специалистов. Западные партнеры, как говорится, мягко стелят, да жестко спать.
    Специалисты обратили внимание на соглашение, которое концерн «Сименс» подписал во время визита Г. Коля в Киев: о реконструкции восьмого блока Змиевской ТЭЦ в Харьковской области. Попытки украинской стороны использовать инвестиции в интересах собственных производителей энергетического оборудования были отметены с порога: дескать, такое использование заемного капитала запрещено законодательством Германии. Если учесть, что отечественное оборудование на электростанциях порядком изношено, то не исключена ситуация, что вскоре оно будет заменено иностранным. Условия реконструкции будет диктовать поставщик кредитов и оборудования.
    Чем это обернется для отечественного машиностроения, предвидеть несложно. Отвечает ли такая перспектива экономической безопасности страны? Еще один повод для такого вопроса – распределение взноса США в строительство украинских носителей «Зенит», работающих на экологически чистом топливе и предназначенных для запуска американских коммерческих спутников, и на уничтожение в Днепропетровске ракет СС-19. Соотношение вложений – 5 и 440 млн. долл. Комментарии, думается, не требуются.
    В первые годы независимости немалые надежды возлагали на экспортный потенциал сырьевых отраслей и «первого передела» в промышленности. Что в этих расчетах было реальным, а что – обольщением, видно на примере Кривбасса. Бассейн занимает третье место в мире по добыче железной руды. Однако горно-обогатительные комбинаты, карьеры, шахты и предприятия по ремонту горного оборудования переживают, мягко говоря, не лучшие времена. В целом годовой долг горно-металлургического комплекса сравнялся с валовым продуктом. Только в 1995 году налоги, инфляция, тарифы на перевозки выросли в 2 – 20 раз, что обусловило двойное удорожание продукции. В результате она не выдерживает конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Не такое же будущее уготовано разведанным запасам золота, меди, молибдена, хрома, редкоземельных элементов?
    Специалисты настаивают: нельзя останавливать промышленное освоение месторождений, поиск новых «кладовых». Однако Украина смогла профинансировать работу геологов только на 15 %, т. е. в 1,6 раза меньше, чем в 1995 году. Не дает надежд и проект бюджета на 1997 год.
    А взять теперешнее положение Николаевского глиноземного завода (НГЗ). Прежде он был прочно «завязан» на единую энергосистему Союза ССР, встроен в систему кооперированных связей. Сегодня НГЗ и российские производители алюминия оказались по разные стороны государственной межи. «Советчики» предлагают организовать на Украине собственное производство алюминия. Будто не ведают: чтобы создать мощности по выплавке 100 тыс. т «крылатого металла», нужны средства, сопоставимые со строительством блока АЭС. Выход для России и Украины один – законодательно открыть «зеленый свет» совместной «Транснациональной алюминиевой компании». Промедление повлечет потерю рынков, разорение отрасли.
    В трудные для любой национальной экономики кризисные времена порукой являются узы корпоративной солидарности в промышленности, совместного противостояния вызовам конкуренции на внешних рынках... На деле же корпоративные интересы подрываются усобицами, как это случилось с двумя гигантами: «Азовсталью» и комбинатом им. Ильича. Идея их слияния родилась еще в 70-х годах. Доводы на ту пору звучали будто бы убедительно: оба комбината расположены в Мариуполе, являются смежниками. «Азовсталь» поставлял соседу слябы и известь, а тот – агломерат и смолодоломитовый кирпич «Азовстали». Однако с 1992 года «Азовсталь» не по своей прихоти поднял цену на слябы. Сосед заупрямился, вынудив «Азовсталь» искать потребителей на стороне. Комбинат с этим справился. Тем более, что листовая заготовка – штрипс, откатанная на стане 3600, на 89 % загружала мощности Харцизского трубного и Выксунского металлургического заводов, изготовляющих электросварные трубы большого диаметра. А именно такие трубы нужны РАО «Газпром» для ремонта и строительства газопроводов на всей территории СНГ. Из штрипсов стана 3000 комбината им. Ильича, да и то при условии обеспечения его слябами с «Азовстали», можно получить только 9 % тоннажа труб от потребности. К тому же штрипсы «Азовстали» имеют международные сертификаты, а сосед к этому еще и не подступался.
    Нетрудно предвидеть, что слияние двух комбинатов может привести к тому, что сертификаты «Азовстали» потеряют юридическую силу, а следовательно, неизбежны падение цены на продукцию, потеря рынков, а там уж рукой подать и до остановки стана 3600, резкого падения производительности конвертерного цеха «Азовстали». В экономическом проигрыше оказался бы и комбинат им. Ильича. И вовсе не выдерживает критики правовая основа слияния гигантов украинской металлургии. «Азовсталь» уже много лет – арендное предприятие, развивающееся на собственные накопления. Если «Азовстали» идти на слияние – не резон, то по закону – дело хозяйское, неволить нельзя. Кто же выиграет от потрясения основ двух металлургических гигантов? Возможно, ответ стоит поискать на «Запорожстали». Благодаря тому, что здесь даже в нынешние трудные времена обновляли основные фонды, продукция пользуется устойчивым спросом в Китае, Турции, Чили, Египте, Юго-Восточной Азии. Казалось бы заработанного должно хватить на безбедную жизнь. Но налоги, платежи съедают и прибыль, и амортизацию. Потребность в инвестициях острейшая. Однако представителям комбината чиновники МВФ и ЕБРР дали ясно понять: Украине нечего рассчитывать на участие международного капитала в развитии горно-металлургического комплекса. Нельзя не вспомнить, как несколько лет кряду назойливо муссировалось утверждение: столько металла, сколько Украина выплавляет, ей не нужно, нечего, дескать, идти на поводу у ВПК, надо «обуздать монстра». Обуздали. Теперь эксперты спохватились: только «монстр» может вытянуть смежные отрасли тяжелой промышленности Украины из прорыва.

Виктор Дрозд


Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение