Политик и бизнесмен, профессор, почетный доктор Отто Вольф фон Амеронген был одним из тех, кто в начале 70-х годов, сразу же после подписания исторического Московского договора между СССР и ФРГ, на практике реализовал достигнутые соглашения в экономической области. Высочайшая компетенция, энергичность, умение предвидеть ход событий на многие годы вперед снискали доктору фон Амеронгену уважение со стороны политиков, бизнесменов и общественных деятелей.
В настоящее время доктор Отто Вольф фон Амеронген является председателем наблюдательного совета «Дойче Вагонбау АГ», возглавляет Комиссию по экономическим связям со странами Восточной Европы и Союз немецкой экономики в Российской Федерации.
Некоторые экономисты придерживаются сегодня следующего мнения: 70 80-е годы были золотой эпохой в истории российско-германских торговых отношений. Перемены, произошедшие в России и Германии на рубеже девяностых годов, ознаменовали собой конец этой эпохи. Согласны ли вы с этим утверждением?
Если говорить вообще о «золотых временах» в русско-немецких торговых связях, то искать этот период следовало бы в более далеком прошлом. Например, в XIX веке, когда они играли определяющую роль для Европы. Экономическая деятельность немецких предприятий в России я назову здесь торговлю лесом, различными сырьевыми ресурсами, а также внедрение с середины прошлого столетия телефонной сети являлась зачатком общеевропейской интеграционной экономики с участием России . Позже, в двадцатых годах нынешнего столетия также наблюдались моменты интенсификации экономических связей между нашими двумя государствами. Однако свое полноценное продолжение эти связи получили только в 70 80-е годы, в том числе и благодаря историческому контракту о поставке труб для газопроводов. К сожалению, сегодня торговый обмен находится на очень низком уровне. Доля России во внешнеторговом обороте Германии составляет менее 2%. Это абсолютно не отвечает потенциалам обеих стран. Я уверен, что в будущем произойдет интенсификация экономических отношений, поскольку это отвечает коренным интересам двух наших наций.
В широком диапазоне мнений, которые представлены в сегодняшней прессе, можно найти полярно противоположные. Одни считают, что для России торговое партнерство с Германией является важнейшей внешнеполитической компонентой в Европе, и эти отношения необходимо активно развивать. Другие убеждены, что такое партнерство малоперспективно, поскольку на протяжении всей европейской истории Россия и Германия были конкурентами как в политической, так и в экономической сфере. Каково ваше мнение?
Германия, по данным российской статистики, занимает важнейшее место во внешней торговле России сразу после Украины. Что необходимо было бы сделать, чтобы сохранить эти позиции? До сих пор центр тяжести этих отношений приходился на экспорт природного газа, нефти и других сырьевых ресурсов. Удельный вес этих товаров в общем объеме поставок в Германию составляет 80%. Перебои в добыче природного газа, к примеру, могли бы иметь трудно предсказуемые последствия для валютной стабильности Российской Федерации. Сказанное справедливо, конечно, и в отношении ряда металлов и продуктов нефтепереработки. Что же касается темы «конкуренции между Германией и Россией в политике и экономике», достаточно было бы заметить лишь следующее: и в политической, и в экономической жизни кооперация и конкуренция всегда сосуществуют. Вспомним старую мудрость: нет бизнеса без конкуренции. Германия и Россия имеют множество общих интересов. Я бы назвал среди них, для примера, использование природной энергии, мероприятия по обеспечению конкурентоспособности наших стран на мировых индустриальных рынках , а также мирное развитие отношений в Европе, потому что и Германия, и Россия пережили в этом столетии непомерные войны и лишения.
Считается, что некоторые российские экспортеры практиковали так называемые демпинговые поставки , особенно в экспорте металлов. В какой степени, на ваш взгляд, эта проблема действительно актуальна для торговых отношений России со странами Европейского Союза?
Демпинговый бизнес, практикуемый некоторыми российскими предприятиями металлургического комплекса, причиняет ущерб в первую очередь самим же этим предприятиям. Разбазаривание имеющихся ресурсов ухудшает их рыночные позиции. В конечном счете все производители в России, идет ли речь об алюминии, титане или каких-либо других металлах, зависят от мировых рыночных структур. Кроме того, на первом месте должны находиться интересы долговременного экономического сотрудничества, так как модернизация российской экономики является задачей на десятилетия.
Можете ли вы представить себе своего рода восточноевропейский Маастрихт торгово-валютный союз ряда государств, ранее входивших в состав СССР, к примеру, России Казахстана Белоруссии?
Интеграция бывших советских республик под вывеской СНГ уже была предпринята. Как показал опыт, перенос западноевропейских экономических интеграционных процессов, объединенных термином «Маастрихт» , оказался весьма проблематичным. Исходным пунктом для любой интеграции являются взаимные интересы стран, которые стремятся к тесному взаимодействию. Россия и еще две три страны бывшего Союза могли бы, вероятно, создать ядро согласованной экономической политики. Европейское сообщество практически начало свое существование с союза шести стран, основой которого послужили немецко-французские отношения. Принципы ЕЭС при этом были развиты несколько дальше. Целью Европейского Союза является реализация международного политического партнерства. Что касается государств бывшего СССР, то для них реализация таких задач была бы сложной, поскольку в этих вновь организованных независимых государствах культивируется политика, характеризующаяся некоторым избытком узконаправленной национальной ориентации. Мировая практика показывает, что в экономических отношениях излишний национализм всегда является негативным фактором.
В чем, по вашему мнению, сегодня заключаются основные проблемы экономического сотрудничества между Россией и Германией?
Основные проблемы наших отношений лежат в административной сфере, в сертификационных процедурах, а также в сфере транспорта. Давление криминальных структур и коррупция играют несколько менее значительную роль, оставаясь, однако, фактором, оказывающим непосредственное влияние на деятельность около 5% немецких фирм, работающих в России. Свыше 60% немецких фирм, согласно проведенному опросу, отмечают, что порождаемые этим сложности в течение последних трех лет не уменьшились. А около 30% фирм даже считают, что ситуация еще более усложнилась. В ряде случаев эти проблемы объясняются достаточно просто: например, счета некоторых фирм в связи с постоянно растущими налогами были заблокированы с юридической точки зрения такие действия не всегда понятны и обоснованы. Ряд других фирм испытывали сложности при общении с местными властями, так как те выставляли дополнительные требования, правомерность которых также была сомнительной и расходилась с заложенными в первоначальные соглашения условиями. Подобные административные выпады, с точки зрения потенциальных зарубежных инвесторов, влияют на имидж России катастрофично. Мы надеемся, тем не менее, что эти неувязки будут урегулированы в ближайшее время, поскольку Россия объективно заинтересована в инвестициях.
Какой вам видится перспектива российско-германских политических и экономических отношений к началу ХХI века?
Перспективу я в целом оцениваю позитивно. Что касается экономического сотрудничества, оно может развиваться достаточно динамично. Намеченные при участии немецких фирм проекты модернизации отдельных отраслей российской экономики от медицинской техники и транспортного машиностроения до пищевой промышленности могут быть быстро реализованы. В области разведки и добычи полезных ископаемых , в металлообработке я также вижу неизменно благоприятные возможности для углубления сотрудничества. Соглашения о разделе продукции уже рассматриваются. Интенсификация российско-германских отношений не просто возможна она необходима. От российской стороны требуется больше гибкости и трезвого подхода в межгосударственных торговых отношениях. Германия при этом, как крупнейший западный торговый партнер, призвана сыграть важную роль. Доверительное, взаимовыгодное развитие торговых отношений позитивно отразится и на политической сфере.
Интервью взял Андреас Мазурков.
|