Александр Шохин
Первый заместитель Председателя Государственной Думы
Инвестиционная емкость российского рынка оценивается в ближайшие 10 15 лет на уровне 200 300 млрд. долл. Это обусловливается экономическими особенностями страны: по природным запасам Россия превосходит все страны мира; она обладает большими научно-техническими возможностями и квалифицированными кадрами, к тому же за подобный уровень рабочей силы на Западе приходится платить в несколько раз дороже.
Тем не менее, приходится констатировать, что Россия так и не превратилась в рай для международных инвесторов. На долю Российской Федерации приходится менее 1 % средств, инвестируемых в страны, которые относят к так называемым «растущим рынкам». По накопительным итогам за 1989 1994 годы (млн. долл.) Россия среди бывших стран участниц СЭВ занимает третье место: на первом Венгрия (6913), на втором Чехия (2981), на третьем Россия (1800). Кстати, в Казахстане планка иностранных инвестиций достигла уровня 803, в Украине 461, в Узбекистане 144. На душу населения в 1990 1994 годах в Россию было инвестировано иностранцами всего 25 долл., тогда как в ту же Венгрию 700 долл. В последнее время ситуация несколько улучшилась в 1996 году ожидается 3,5 млрд. долл. иностранных инвестиций, но до кардинальных сдвигов еще далеко.
Действительность явно не стыкуется с возможностями, с масштабами России. Почему же это так происходит? Обычно при анализе ситуации вину возлагают на иностранцев: они, дескать, выжидают, осматриваются... Этот аспект нельзя сбрасывать со счетов. Но не следует забывать, что недоверие иностранных инвесторов подпитывается и так называемой «загадочностью русской политической души», и политической нестабильностью, и несовершенством нашего законодательства, особенно в области налогов, и неумением российских предпринимателей «продать» возможности нашего рынка, и многим другим из серии непонятных для иностранных инвесторов российских «правил игры».
Как же обстоит дело сейчас? Фактор политического риска, о котором так любили поговорить потенциальные инвесторы, отходит на второй план. Финансовая стабилизация, укрепление национальной валюты на эти благоприятные перемены опираются в своих расчетах западные бизнесмены, присматривающиеся к российскому рынку. Кроме того, по их мнению, основанием для оптимизма служат и перемены на фондовом рынке развитие его инфраструктуры, укрепление регистрационной инфраструктуры, проводимые мероприятия по обеспечению прав акционеров, расширение объема торгуемых ценных бумаг. К позитивным моментам относят также и появление более 100 тыс. акционерных обществ и миллионов акционеров. Среди иностранных инвесторов начинает преобладать мысль, что Россия уже не развивающийся, а перестраивающийся рынок, страна с переходной экономикой, и здесь нужны иные, нестандартные подходы.
Для стимулирования притока зарубежных капиталов в настоящее время необходимо завершить создание правовой базы, составной части благоприятного инвестиционного климата в стране. Хотя определенные законы, регулирующие иностранную инвестиционную деятельность, уже работают, в целом этот блок законов еще далек от завершения. Сошлюсь, к примеру, на прохождение закона «О соглашениях о разделе продукции», который так ждут иностранные компании. Правительство, представляя его Государственной Думе, составило один большой список месторождений, на которые распространяются соглашения по разделу продукции. Перед каникулами список был заблокирован депутатами. Сейчас правительство вносит на рассмотрение осенней сессии новый тактически более грамотный проект. Надеюсь, что он будет принят достаточно быстро.
Хотелось бы обратить внимание, что мы, в частности в думской фракции «Наш дом Россия», ищем новые пути законодательного сотрудничества Государственной Думы с правительством. Так, перед парламентскими каникулами правительство прислало в Госдуму список из 50 законопроектов, которые давно уже находятся у нас, но не попадают в повестку дня. По инициативе фракции «Наш дом Россия» было принято решение о том, чтобы законопроекты, представленные Правительством России, рассматривать в первую очередь. Небезынтересен в этом плане опыт парламентов большинства стран мира, где основным инициатором законов выступает исполнительная власть. А в некоторых странах вообще законодательная инициатива депутатов ограничена. Так, в Нидерландах не может быть внесен ни один закон в парламент, во вторую палату Генеральных Штатов, если перед этим он не прошел Госсовет. А Госсовет это собрание авторитетнейших юристов, и возглавляет его королева...
Прохождение законов, регулирующих инвестиционную деятельность иностранных компаний, должно быть ускорено и прежде всего в Государственной Думе. Нуждаются в корректировке законы «Об акционерных обществах», «О ценных бумагах» и другие, поскольку они формируют нормативную базу рыночной экономики. Вторая часть Гражданского кодекса вступила в силу совсем недавно в марте 1996 года, а многие законы только сейчас начали действовать.
Отдельно следует сказать о налогообложении. Иностранные компании, видимо, справедливо рассматривают эту область (особенно переменчивость налогов), как основные ныне препятствия для расширения иностранных инвестиций. К сожалению, принятие Налогового кодекса в Думе затянулось. Правительство представило общую часть, но в Думе хотят рассматривать общую часть вместе со специальными, где определены конкретные ставки и распределены права и компетенции бюджетов различного уровня.
Впрочем, анализ показывает, что не надо нам столько налогов: семь видов налогов обеспечивают до 85 % всех налоговых поступлений. Понятно, что остальные десятки и сотни налогов, как правило на местном уровне, лишь запутывают и налогоплательщиков, и налоговые службы.
К сожалению, новый Налоговый кодекс уже не поспевает, чтобы ввести его с января 1997 года. Видимо, необходимо договариваться с правительством о системе поправок к действующему налоговому законодательству, чтобы комплексно принять их вместе с госбюджетом. И все-таки хотелось бы, чтобы с января 1997 года была введена понятная, простая и мягкая налоговая система, которая бы стимулировала инвестиции, в том числе и приток иностранных инвестиций. Но в то же время эта система, освобождающая от явно лишних налогов, должна сочетаться с жесткими требованиями к плательщикам налогов.
Говоря о работе с иностранными инвесторами, надо не забывать об одной важной составляющей успеха. Российский предприниматель должен активно взаимодействовать с потенциальными партнерами, использовать международные форумы и специализированные конференции, чтобы распространять документацию, предложения о сотрудничестве, словом, дать полное представление об инвестиционных возможностях России. Так поступают на Западе: сначала изучение рынка, затем вложения. Не случайно в Москве имеют свои представительства более 95 % крупнейших мировых инвестиционных и финансовых компаний, фондов и банков.
Более того, в ходе таких личных встреч и контактов представители международных финансовых и экономических организаций корректируют свое понимание России, они яснее осознают, что Россия достаточно сложная страна, и здесь с универсальными макроэкономическими теориями лучше не возникать. Прежде надо понять суть происходящих процессов и постараться адаптировать свои идеи применительно к российской действительности. Так происходит взаимная притирка, открывающая путь к совместным проектам.
Хотелось бы затронуть вопрос и о лоббировании российских интересов. Почему, например, президент Соединенных Штатов не стесняется лоббировать выгодную для американцев сделку по самолетам с Саудовской Аравией? Почему министры Ее Величества, королевы Великобритании специально выезжают в страны Азии для ассистирования промышленным интересам британских бизнесменов? Можно привести еще не один пример такой поддержки. Видимо, и нам пора осваивать на практике этот метод. Возьмем конкретный пример. Мне приходилось не раз и в бытность на посту вице-премьера, и сейчас посещать различные международные финансовые организации, в частности, и Европейский банк реконструкции и развития. Лоббируя (видимо, не следует бояться этого слова) многие направления инвестиционных возможностей в России, предложил провести переговоры с московскими властями (сам я депутат Госдумы, выдвинутый московской организацией «Наш дом Россия»). При активной поддержке мэрии удалось убедить Европейский банк предоставить Москве кредит в 100 млн. долл. Он был выделен под конкретные строительные объекты, которые Москва планирует ввести к своему 850-летию. Предоставление кредитов будет происходить по очень сложной схеме, в разработке которой принимал участие и я. В настоящее время кредиты уже начали поступать.
Говорю об этом не для того, чтобы похвастаться, а затем, чтобы в сознании российского предпринимателя утвердилась мысль о том, что никто особенно не ждет нас на мировых рынках, времена «Емели на печи» безвозвратно канули в прошлое. Только активная работа в условиях конкуренции, лоббирование своих интересов, учет методов привлечения капитала в крупнейших мировых компаниях, прекращение упований на государство, которое де привлечет зарубежные инвестиции, могут расширить приток иностранных капиталов на российский рынок.
С учетом всех этих моментов можно ожидать, что иностранные вложения в экономику России составят в ближайшие годы порядка 10 12 млрд. долл. Кроме того, при условии эффективного использования средств есть возможность вдвое увеличить объемы кредитов Всемирного банка, предоставляемых России. Но, повторяю, основная часть инвестиций в экономику России (до 85 %) должна приходиться на отечественный капитал.
|