Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Кольчугинский завод по переработке цветных металлов
Искусства и ремесла
№6' 1996 версия для печати

НАСЛЕДСТВО МАЛАХИТОВОЙ ШКАТУЛКИ



Владимир Чернавцев
Эксперт – геммолог
Фото Михаила Анфингера

    Более 50 ювелирных скульптурных работ создал за свою жизнь художник Василий Васильевич Коноваленко (1929 - 1989 гг.). Его скульптурные композиции выполнены в традициях русского народного жанра, получившего мировое признание благодаря знаменитым работам фирмы Фаберже. Василий Коноваленко привнес в это оригинальное ювелирное направление простодушный юмор, широту русского характера, любовь к простому народу, глубокое уважение к его истории.
    В 1951 году Василий Коноваленко, работая оформителем балета «Каменный цветок», заинтересовался разнообразием рисунков уральского малахита и других самоцветов. Тогда и появился замысел создать галерею миниатюрных скульптур из самоцветов.
    Эти работы вполне заслуженно называют ювелирными. Вот, например, композиция «Воин» (1961г.) – здесь присутствует множество тончайших деталей: искусно сплетенная кольчужка из серебра, золотые оправы бриллианта, украшающего шлем, бирюзовая брошь. Драгоценные металлы органично дополняют фактуру камня. В скульптуре использованы нефрит, кахолонг, белоречит, различные яшмы.
    Задумав какую-либо композицию, художник долго и тщательно подбирал каждый камень. Ведь даже определенный самоцвет мог иметь различные оттенки. К примеру, алтайский белоречит в композиции «Разлука, ты разлука» требовался почти белый, чтобы показать бледное от холода лицо девочки, а в работе «Знойный полдень» был необходим розовый с красноватыми пятнами – из него сделаны щеки и телеса купчих. Удивительное разнообразие яшм художник продемонстрировал в нескольких своих работах. Красная яшма – пурпурин – использована в платках, рубашках и других деталях одежды персонажей. Башкирская полосчатая яшма применена в скульптурах «На рыбалке», «Бражники». Очень удачно использован материал в работе «Чаевник»: сразу понятно, почему эту яшму назвали ситцевой – полотенце как будто сшито из ситца.
    Художник использовал в своих работах и драгоценные камни. Бриллиант – торжественно венчает шлем «Воина». Другой бриллиант востребован в гротескных целях, чтобы показать злой, пронзительный взгляд царского охранника в композиции «Царево око». Из сапфира выполнены глаза ряда персонажей – они завораживают своей синевой.

    Большинство скульптурных композиций В. Коноваленко проникнуты юмором. Очень колоритна работа «Знойный полдень» (1973 г.): две купчихи, спасаясь от жары, залезли в воду и там продолжают свои беседы за самоваром. В этой работе наиболее удачно использован белоречит, из которого художник выполнил «телесные» детали – они как будто согреты изнутри. Естественно выглядят водянистый агат и малахитовая зелень, окаймляющая пруд, а сердоликовый «чай» заставляет вспомнить терпкий вкус и аромат настоящего чая. Чайник и чашки изготовлены из кахолонга, столик – из окаменелого дерева. Из золота выполнены каемки посуды и самовара.
    Темой работы «Лиса и бобер» (1973 г.) послужила известная басня Крылова. Богатство и самодовольство жениха художник передал через его одежду, золотые украшения, выражение лица. В работе использованы самоцветы: агат, нефрит, обсидиан, лабрадорит, беломорит. Мелкие детали выполнены с использованием жемчуга, рубина, тигрового глаза.
    Василий Коноваленко с детства был заядлым рыбаком. Вот почему тема рыбалки отражена во многих композициях. В скульптуре «На мормышку» (1968 г.) художник особенно тщательно подобрал камни. Тулуп рыболова, выполненный из агата-моховика, словно присыпало снегом. Сундучок сделан из ярко-зеленого саянского нефрита, штоф с водкой – из байкальского флюорита, а для льдины подобран кварц, который называется льдистым. В скульптуре также использованы лазурит, лабрадорит, яшма. Металлические детали выполнены из серебра и золота.


    Через все творчество В.Коноваленко проходит тема сельской жизни. Он родом из Донецкой области, где соединились украинская и русская культура. Достаточно взглянуть на такие композиции, как «Бабушка и дедушка», «Дедушка! Груздь!», «Бражники», «Добро пожаловать», «Разлука, ты разлука», «На рыбалке», «На мормышку», «Запорожец», и вы несомненно увидите эту общность. Вот композиция «Бабушка и дедушка» (1963 г.). Все до тонкостей подметил художник. Красная яшма – пурпурин – удачно использована для рубашки старика и платка старухи, лазурит для юбки, из кремня выполнена блузка, зеленая скамейка – это великолепный саянский нефрит. Драгоценные металлы использованы для изготовления пряжи, пояса и других деталей композиции.
    Василий Коноваленко неоднократно обращался в своем творчестве к исторической теме. Глядя на скульптуру «Воин», можно мысленно перенестись на Куликово поле. Скульптуру «Царево око» многие не случайно называют «Малютой Скуратовым», а скульптуру «Запорожец» – «Тарасом Бульбой».
    Переехав в Америку, художник продолжал работать и создал более 20 ювелирных скульптурных работ. Творчество В. В. Коноваленко оставило яркий след в мировом ювелирном искусстве. Его работы экспонируются в музеях России и США.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение