Владимир Чернавцев
Эксперт геммолог
Фото Михаила Анфингера
Более 50 ювелирных скульптурных работ создал за свою жизнь художник Василий Васильевич Коноваленко (1929 - 1989 гг.). Его скульптурные композиции выполнены в традициях русского народного жанра, получившего мировое признание благодаря знаменитым работам фирмы Фаберже. Василий Коноваленко привнес в это оригинальное ювелирное направление простодушный юмор, широту русского характера, любовь к простому народу, глубокое уважение к его истории.
В 1951 году Василий Коноваленко, работая оформителем балета «Каменный цветок», заинтересовался разнообразием рисунков уральского малахита и других самоцветов. Тогда и появился замысел создать галерею миниатюрных скульптур из самоцветов.
Эти работы вполне заслуженно называют ювелирными. Вот, например, композиция «Воин» (1961г.) здесь присутствует множество тончайших деталей: искусно сплетенная кольчужка из серебра, золотые оправы бриллианта, украшающего шлем, бирюзовая брошь. Драгоценные металлы органично дополняют фактуру камня. В скульптуре использованы нефрит, кахолонг, белоречит, различные яшмы.
Задумав какую-либо композицию, художник долго и тщательно подбирал каждый камень. Ведь даже определенный самоцвет мог иметь различные оттенки. К примеру, алтайский белоречит в композиции «Разлука, ты разлука» требовался почти белый, чтобы показать бледное от холода лицо девочки, а в работе «Знойный полдень» был необходим розовый с красноватыми пятнами из него сделаны щеки и телеса купчих. Удивительное разнообразие яшм художник продемонстрировал в нескольких своих работах. Красная яшма пурпурин использована в платках, рубашках и других деталях одежды персонажей. Башкирская полосчатая яшма применена в скульптурах «На рыбалке», «Бражники». Очень удачно использован материал в работе «Чаевник»: сразу понятно, почему эту яшму назвали ситцевой полотенце как будто сшито из ситца.
Художник использовал в своих работах и драгоценные камни. Бриллиант торжественно венчает шлем «Воина». Другой бриллиант востребован в гротескных целях, чтобы показать злой, пронзительный взгляд царского охранника в композиции «Царево око». Из сапфира выполнены глаза ряда персонажей они завораживают своей синевой.
Большинство скульптурных композиций В. Коноваленко проникнуты юмором. Очень колоритна работа «Знойный полдень» (1973 г.): две купчихи, спасаясь от жары, залезли в воду и там продолжают свои беседы за самоваром. В этой работе наиболее удачно использован белоречит, из которого художник выполнил «телесные» детали они как будто согреты изнутри. Естественно выглядят водянистый агат и малахитовая зелень, окаймляющая пруд, а сердоликовый «чай» заставляет вспомнить терпкий вкус и аромат настоящего чая. Чайник и чашки изготовлены из кахолонга, столик из окаменелого дерева. Из золота выполнены каемки посуды и самовара.
Темой работы «Лиса и бобер» (1973 г.) послужила известная басня Крылова. Богатство и самодовольство жениха художник передал через его одежду, золотые украшения, выражение лица. В работе использованы самоцветы: агат, нефрит, обсидиан, лабрадорит, беломорит. Мелкие детали выполнены с использованием жемчуга, рубина, тигрового глаза.
Василий Коноваленко с детства был заядлым рыбаком. Вот почему тема рыбалки отражена во многих композициях. В скульптуре «На мормышку» (1968 г.) художник особенно тщательно подобрал камни. Тулуп рыболова, выполненный из агата-моховика, словно присыпало снегом. Сундучок сделан из ярко-зеленого саянского нефрита, штоф с водкой из байкальского флюорита, а для льдины подобран кварц, который называется льдистым. В скульптуре также использованы лазурит, лабрадорит, яшма. Металлические детали выполнены из серебра и золота.
Через все творчество В.Коноваленко проходит тема сельской жизни. Он родом из Донецкой области, где соединились украинская и русская культура. Достаточно взглянуть на такие композиции, как «Бабушка и дедушка», «Дедушка! Груздь!», «Бражники», «Добро пожаловать», «Разлука, ты разлука», «На рыбалке», «На мормышку», «Запорожец», и вы несомненно увидите эту общность. Вот композиция «Бабушка и дедушка» (1963 г.). Все до тонкостей подметил художник. Красная яшма пурпурин удачно использована для рубашки старика и платка старухи, лазурит для юбки, из кремня выполнена блузка, зеленая скамейка это великолепный саянский нефрит. Драгоценные металлы использованы для изготовления пряжи, пояса и других деталей композиции.
Василий Коноваленко неоднократно обращался в своем творчестве к исторической теме. Глядя на скульптуру «Воин», можно мысленно перенестись на Куликово поле. Скульптуру «Царево око» многие не случайно называют «Малютой Скуратовым», а скульптуру «Запорожец» «Тарасом Бульбой».
Переехав в Америку, художник продолжал работать и создал более 20 ювелирных скульптурных работ. Творчество В. В. Коноваленко оставило яркий след в мировом ювелирном искусстве. Его работы экспонируются в музеях России и США.
|