|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2004 |
версия для печати
|
|
ДРЕЙФ КОНТИНЕТОВ |
На стокхолдеров вместе с сервисными центрами приходится две трети всей стали Европы. Бен Харгривз (Ben Hargreaves) задается вопросом, что же предложат дистрибьюторам стокхолдеры после того, как Европейский союз пережил в мае очередное расширение своих границ. |
ереживая крупнейшее со времен падения железного занавеса изменение в своих экономических и политических очертаниях, Европейский союз принял в свое лоно десять новых стран-членов ЕС. 1 мая Словения, Чехия, Словакия, Венгрия, Кипр, Польша, Латвия, Эстония, Литва и крошечный средиземноморский остров Мальта присоединились к пятнадцати существующим странам-членам Евросоюза, что стало самым крупным единовременным его расширением с момента образования в 1951 году.
Европейский союз приобрел еще 80 млн граждан, при этом его территория увеличилась на 23 %. С этой точки зрения, расширение привело к возникновению самого крупного в мире единого рынка инвестиций и торговли. Насчитывая более 480 млн потребителей, население Евросоюза в своем новом составе оказалось гораздо больше, чем население США и Японии вместе взятых.
С одной стороны, большая либерализация торговли должна принести благополучие новым членам Евросоюза, с другой стороны уже существующие члены ЕС получат новые возможности для торговли со вновь вступившими странами, в том числе для вложения сюда средств. Компаниям из разных секторов экономики придется адаптироваться к такому расширению. Но что несет в себе увеличение ЕС, который, разумеется, продолжает свою жизнь в том числе и как Европейское сообщество производителей угля и стали, для стокхолдеров и сервисных центров европейской сталелитейной промышленности?
«На начальном этапе расширение Евросоюза никак не скажется на стокхолдерах», говорит Йорген Нессер (Jürgen Nusser), президент европейской ассоциации стокхолдеров «Еврометалл» (European stockholders’ association Eurometal). Он подчеркивает, что многие центры переедут на какое-то время из Западной Европы в Восточную: «Это взаимосвязанный процесс, который идет вот уже на протяжении нескольких лет».
Действительно, все дистрибьюторские каналы, принадлежащие крупным сталелитейным предприятиям, уже с 1990-х годов используют потенциал рынков Восточной и Центральной Европы, следуют за своими заказчиками из производственного сектора, такими, как автомобильные концерны Volkswagen, Fiat and Peugeot Citroën, по мере их перемещения в менее затратные страны. Так, компания Arcelor Distribution ведет свой бизнес в Польше, Словакии и Венгрии. Точно так же делает компания Saltzgitter Handel, являющаяся дистрибьюторским подразделением концерна Saltzgitter. Компания Corus Metal Services развивает свою деятельность в Республике Чехия, тогда как ThyssenKrupp купила компанию Ferroglobus, крупнейшего в Венгрии дистрибьютера металла и приобрела 80 % участия в Energostal, крупнейшего в Польше дистрибьютора трубной продукции и металлопроката.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать среди крупных независимых стокхолдеров. Так, например, немецкая компания Klöckner уже более десяти лет работает в Чехии. Представитель Klöckner Петер Рингслебен (Peter Ringsleben) согласен с мнением, что те компании, которые до сих пор не перебрались на Восток, вероятно, серьезно подумывают об этом. По его словам, если на то будет согласие исполнительного совета и акционеров, Klöckner также может еще больше расширить свою деятельность в Восточной и Центральной Европе: «Вообще, это неплохая идея, но заход на новые рынки весьма серьезная задача».
В такой же степени это касается деятельности целого ряда известных национальных и региональных стокхолдеров и сервисных центров, которые уже сейчас составляют на локальных рынках жесткую конкуренцию международным дистрибьюторским каналам, принадлежащим сталелитейным корпорациям. В качестве примера можно привести компании Ferona, Nypro и Kondor в Республике Чехия, КEM и Bobrek в Польше, Metalex в Словакии. Кроме них, ждет своей очереди шлейф мелких игроков. В таком случае можно ожидать, что стокхолдеры вновь присоединившихся к ЕС стран получат хорошую возможность для поставок стали в Польшу, где за последние годы отмечен резкий рост импорта (смотри таблицу).
Однако, если многие западные дистрибьюторы стали уже перебрались на Восток, ожидая увеличения спроса в таких странах, как Польша, следует, вероятно, задаться вопросом: а не возникнет ли обратной тенденции, когда дистрибьюторы вновь присоединившихся стран двинутся на запад? По мнению Рингслебена, такой исход неизбежен: «Вновь присоединившиеся страны будут развиваться и дальше. У них есть значительные преимущества с точки зрения уровня затрат и стоимости труда, хотя в течение следующих пяти-восьми лет это преимущество перестанет быть столь ярко выраженным. Но в настоящий момент у них может не оказаться той современной инфраструктуры, которая есть у их западных коллег. Я имею в виду компьютеризированные системы и все такое прочее».
Георгис Керпс (Georges Kirps), исполнительный вице-президент по стратегии и синергетике компании Arcelor, согласен с тем, что стокхолдеры восточных стран, по всей видимости, отстают от своих западных коллег. «Однако они быстро накапливают опыт, добавляет он, Скоро они наверстают упущенное».
Неспокойно на западном фронте?
«Для стокхолдеров и сервисных центров в Польше, которые среди вновь вступивших в Евросоюз стран являются самыми крупными и в географическом, и в экономическом смысле, расширение Евросоюза несет в себе одновременно и угрозу, и новые возможности», говорит Андрей Сипьелла (Andrzej Ciepiela), генеральный директор Ассоциации польских стокхолдеров стали (Polish Steel Stockholders’ Assn). В его представлении произошедшее укрупнение «крайне полезно» для польской экономики: ожидается, что в этом году рост ВВП достигнет 56 % и это, по словам Сипьелла, очень скромная оценка.
Однако для членов этой ассоциации, особенно тех, кто оказался близко к производителям стали, по-прежнему нет ответа на ряд ключевых вопросов. Сипьелла обеспокоен тем, что Европейский союз может навязать Польше, как новому члену ЕС, ряд ограничений на импорт стали из традиционных источников поставок, таких, как Россия. «До сих пор мы не знаем, чем кончатся переговоры с Россией по квотам, объясняет он. Мы опасаемся, что объемы стали, которые раньше были доступны на Украине и в России, перестанут быть для нас таковыми».
И хотя Сипьелла всячески приветствует иностранные инвестиции, которые принесет его стране расширение Евросоюза, все же один недавний пример, а именно: захват концерном LNM польского производителя стали компании Polskie Huty Staly, доставит польским стокхолдерам много головной боли, если Lakshmi Mittal решит, что завод должен начать экспортировать основную массу своей продукции. «Трудно представить себе более негативную ситуацию для стокхолдеров этой страны», говорит он.
При постоянном росте стоимости транспортировки для польских стокхолдеров крайне важным остается внутренний рынок, где в структуре отрасли за последние двадцать лет произошли радикальные перемены. В 1980 году дистрибьюторы стали полностью принадлежали государству. Для сравнения: в 2002 году только 5 % из них остались в государственной собственности, 40 % отошли частным инвесторам, а остальные 55 % были куплены иностранцами. Как считает Сипьелла, рынок состоит из нескольких крупных игроков (например, вышеупомянутая Energostal, принадлежащая группе ThyssenKrupp), а также мелких и средних предприятий, которые составляют большинство: «Думаю, место найдется для каждого. Необходим симбиоз крупных игроков и стокхолдеров, которые всегда должны быть под рукой».
Сипьелла согласен с тем, что, несмотря на важность польского внутреннего рынка, расширение Евросоюза даст его стокхолдерам стимул для поиска новых мест ведения своего бизнеса: «Западный рынок слишком хорошо организован, и это будет сложно сделать. Но рынок в Польше развивается в основном благодаря пионерам. Они готовы принять на себя риск. Они динамичны. Если они смогут взять под свой контроль существенную часть польского рынка, они также попытаются получить свой кусок пирога и в Европе. Им сопутствует успех. Они много работают и представляют определенную угрозу для европейского рынка».
Он также полагает, что принятие новых членов в Евросоюз, независимо от того, что конкуренция ужесточается с каждым днем, вероятно, приведет к новому уровню взаимодействия между странами, как вновь принятыми в союз, так и прежними членами. Это как раз тот сценарий, «при котором выиграют и Польша, и западные компании».
Но какими бы ни были результаты расширения Евросоюза, на карту поставлен весьма большой сектор рынка. На стокхолдеров вместе с сервисными центрами в сумме приходится 65 % всей стали, потребляемой в Европе. Уже появились первые признаки увеличения темпов развития приграничной торговли, как в плане объемов, так и в плане сложности операций. При этом для стокхолдеров, разбитых на фрагменты европейского сектора, остается достаточно свободы для большей консолидации.
Между тем не за горами дальнейшие изменения границ Европейского союза. Принимая состоявшееся расширение, Arcelor уже ищет перспективы на ближайшее будущее. В 2007 году в Евросоюз будут приняты еще два новых члена Румыния и Болгария. Следующей может стать Турция. По словам Георгиса Керпса, стальные гиганты уже начали свою деятельность в Румынии и тщательно изучают возможности, открывающиеся в Болгарии и других балканских странах (сейчас рассматривается заявка Хорватии о вступлении в ЕС). Он также не исключает возможности создания совместных предприятий с компаниями из стран СНГ.
Традиционно привлекаемым для ведения бизнеса на региональном и локальном уровне дистрибьютерам стали, как из действующих, так и вновь принятых в Евросоюз стран, придется в ближайшие месяцы задуматься о более тесной межгосударственной интеграции, если они не хотят остаться за бортом смелого европейского предприятия.
Импорт полуфабрикатов и готовой стальной продукции в страны, недавно ставшие членами Евросоюза
Год 2000 2001 2002
Кипр 226 230 271
Чехия 2,757 2,987 2,930
Венгрия 1,102 1,075 1,278
Мальта 55 65 70 (e)
Польша 1,987 2,563 2,945
Словакия 740 892 960
Словения 837 850 900 (e)
Латвия 288 300 300
Литва 295 300 300
Эстония 303 300 300
(e) = оценка
Все цифры указаны в тысячах тонн
Источник: IISI
Включаясь в цепь размышлений
В одном проекте, в котором как нельзя более ярко раскрылась важность взаимодействия в связи с расширением ЕС, британский дистрибьютер стали компания William King создала совместное предприятие с японским трейдером Mitsui вблизи автозавода в Республике Чехия. Этот центр будет обеспечивать обработку стальных листов в основном для новых автомобильных предприятий PSA Peugeot Citroën-Toyota и Toyota Peugeot Citroën Automobile Czech (TPCA).
Этот новый центр будет иметь мощности по операциям продольной резки, рихтовки и вырубки заготовок с производительностью 120 тыс. т в год. Ожидается, что центр будет пущен в производство уже в ноябре. Он расположится неподалеку от городка Колин (Kolín) в непосредственной близости от сборочного завода, принадлежащего упомянутому совместному предприятию, приблизительно в 60 км от Праги. По плану, TPCA будет осуществлять сборку малолитражных автомобилей, их производство начнется в первой половине 2005 года. Производительность завода составит 300 тыс. автомобилей в год.
Новый центр станет вторым совместным предприятием Mitsui и William King после создания в 1989 СП Mi-King, которое управляет сервисным центром в Великобритании, обеспечивающим поставки стали на автозавод Nissan Motors в Сандерленде. «Но это действительно было первым предприятием William King в Центральной Европе, подтверждает директор Петер Уллафорн (Peter Ullathorne). У нас сложилось впечатление, что в этой отрасли развивается достаточно много предприятий, которым потребуются наши услуги. Если вы посмотрите на Чехию с чисто географической точки зрения, то увидите, что она действительно находится в самом центре Европы. Многие из наших заказчиков уже переехали туда».
Господин Уллафорн, который также является президентом Национальной ассоциации стокхолдеров стали Великобритании, говорит, что принятие в Евросоюз новых членов создает для промышленности этой страны «более жесткую конкурентную среду»: «Весьма вероятно, что сталелитейная индустрия материковой Европы существенно выиграет от этого процесса, при этом мы можем остаться на обочине». Похоже, его фирма уже ведет активные действия с тем, чтобы этого не случилось.
Карта:
EU 15 + новые члены Евросоюза
SSC_EUenlarge-Map.eps
Рисунок
Стокхолдеры переехали на восток, чтобы обслуживать новый автомобильных завод TPCA в Республике Чехия.
SSC_EUenlarge-Plant at Kolin.jpg
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|