Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Западно-Сибирский металлургический комбинат  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Импэкс-металл Проекты и предложения История  Metal Bulletin – специально для России
Специальный выпуск
Западно-Сибирский металлургический комбинат
№3' 2004 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7

ВДАЛИ ОТ ГРАНИЦ - БЛИЗКО К РЫНКАМ



Андрей Сидельник
Директор по коммерческим вопросам ОАО «ЗСМК»

Я
вляясь самым мощным предприятием черной металлургии в сибирском регионе, по объему производства ОАО «ЗСМК» входит в число тридцати пяти крупнейших металлургических компаний мира и в первую пятерку комбинатов страны. Доля Запсиба в мировом производстве стального проката составляет 0,5 %, России – 8 %, СНГ – 5 %. Комбинат является лидером в поставках целого ряда видов металлопроката строительного сортамента. Так, его доля в поставках арматуры на внутренний рынок превышает 44 %, обыкновенной проволоки – 44,6 %. Всего комбинат выпускает более ста пятидесяти видов металлопроката и более девяноста марок стали для разливки в слитки.
    Главные потребители запсибовского проката – строительный и машиностроительный комплексы. Предприятиям этих отраслей ЗСМК поставляет катанку, балки, швеллеры, уголки, арматурную и круглую сталь, проволоку. Кроме того, комбинат выпускает кокс (6 % влажности), чугун, заготовку для переката, электросварные трубы, химические продукты переработки каменного угля, минеральные удобрения, товары народного потребления.
    География поставок металлопродукции, производимой на ЗСМК, довольно широка. Только в России и других странах СНГ прокат Запсиба продается более чем семи тысячам предприятий. На внутреннем рынке потоки продукции распределяются следующим образом: 36 % потребляет Центральный регион (Москва, Брянск, Калуга), 33 % — Западная Сибирь (Новосибирск, Кемерово, Барнаул), 10 % - Урал (Челябинск, Екатеринбург), 8 % — Восточная Сибирь (Красноярск, Иркутск), 7 % - Поволжье (Саратов, Самара, Ульяновск). По нескольку процентов принадлежит Нижнему Новгороду и Дальнему Востоку.
    Импортерами запсибовской продукции являются тридцать стран мира. Среди них — Китай, Таиланд, Гонконг, Сингапур, Филиппины, Южная Корея, Греция, Иран, Саудовская Аравия, Афганистан, Пакистан, страны Прибалтики.
    Несмотря на то, что Западно-Сибирский металлургический комбинат географически расположен в центре России, т.е. вдали от границ и экономически наиболее важных регионов страны, его продукция пользуется устойчивым спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Во многом этому способствует приверженность к системной работе над качеством продукции, которой на Запсибе следуют на протяжении длительного времени.
    Менеджмент качества является одним из основных направлений деятельности комбината. Система менеджмента качества ЗСМК отвечает положениям международных стандартов ИСО серии 9000:2000. В своей деятельности руководство и коллектив Западно-Сибирского металлургического комбината ориентируются на самые передовые достижения мировой металлургии, признавая приоритеты качества во всех сферах деятельности всех производств, обеспечивая производство и поставки продукции, максимально удовлетворяющих требования потребителей.
    Для поддержания стабильно высокого спроса на внутреннем строительном рынке, для которого важно наличие металлопроката «здесь и сейчас», ЗСМК и его эксклюзивный трейдер – торговый дом «ЕвразХолдинг» придерживаются, в частности, стратегии развития региональных металлобаз. Кроме прочего, это позволяет наращивать присутствие в регионах и расширять географию поставок.
    Напомним, что нынешнему благоприятному периоду на рынках и динамичному развитию комбината предшествовали трудные времена. Кризис 90-х годов, поразивший в том числе строительный сектор, машиностроительную отрасль, как в России, так и в среднеазиатском регионе, традиционно потреблявшем значительные объемы запсибовской стали, практически лишил комбинат этих рынков сбыта. Поэтому вектор продаж был направлен на внешние рынки. Так, с 1993 года доля экспорта выросла до 70 — 80 %. Однако уже с 2000 года поставки на внешние рынки снизились до уровня приблизительно в 50 %. «Возвращение» на рынок России и других стран СНГ связано с объективной положительной динамикой роста цен и спроса. И сегодня доля экспорта не превышает 55 %.
    В связи с повышением мировых цен на чугун и металлолом, растут цены на сортовой прокат и заготовку. В последние годы на ЗСМК и в холдинге в целом совершен настоящий прорыв в плане выстраивания стабильных входящих потоков. Сегодня, закупая его для трех комбинатов, перенимая друг у друга опыт в плане снабжения, мы не просто добиваемся значительных скидок, но и выстраиваем наиболее оптимальную логистику. Ведь транспортные расходы по-прежнему составляют значительную долю в наших издержках, тем более, в издержках новокузнецких комбинатов. Кооперация позволяет выбирать наиболее надежных и эффективных поставщиков и в оперативном режиме перераспределять входящие потоки. Сейчас формируется единый для всех трех предприятий номенклатурный справочник, что позволит еще более оптимизировать схему закупок.
    Для снабжения впервые были применены и аукционные схемы. Позже опыт тендерной работы, в том числе и для продаж, удалось распространить на продукцию всех комбинатов холдинга. И сегодня часть продукции ЗСМК также выставляется на конкурс. Однако замечу, что цель тендера — не продать как можно дороже, а определить индикатив – оптимальную цену товара на рынке, и затем уже предлагать его уполномоченным трейдерам. Нет смысла продавать на конкурсе, например, всю арматуру. Ведь для металлургии важнее постоянство сбыта, нивелирование сезонных колебаний. Мы не можем себе позволить производить и не продавать. А дилеры принимают на себя обязательства по объемам продаж, берут наши риски, получая за это соответствующую долю прибыли.
    Рост металлопотребления как на внутреннем, так и на внешнем рынках позволяет менеджменту комбината решать задачи технического перевооружения производства. Сегодня все металлургические компании, имея хорошие прибыли, вкладывают деньги в реконструкцию, направленную, а первую очередь, на снижение себестоимости продукции. На это нацелены все инвестиционные проекты. Ведь очевидно, что рано или поздно сегодняшний высокий рынок начнет падать, и тогда выиграть в конкурентной борьбе сможет лишь тот, кто заранее позаботился о снижении издержек. Так, перевод ЗСМК на непрерывную разливку позволит не только добиться высокого качества заготовки, сократить количество обрези, но и в итоге значительно снизить себестоимость готового проката.
    Основная продукция ЗСМК сегодня – сортовой прокат из рядовых марок стали строительного и конструкционного сортамента. На этом рынке комбинат чувствует себя вполне уверенно. Однако с внедрением непрерывной разливки открывается возможность более продуктивно реализовывать идею расширения товарного сортамента за счет проката с повышенной добавленной стоимостью. В частности, с вводом слябовой МНЛЗ Запсиб сможет выйти на рынок с более дорогой заготовкой для листового производства. А в дальнейшем — возможно, расширить продуктовую специализацию за счет строительства собственного листового стана.
    Словом, перспективы, которые открывает реконструкция, благоприятная конъюнктура, грамотная ценовая политика, системная работа по обеспечению конкурентоспособного качества продукции комбината, оптимизация загрузки производственных мощностей, расширяющийся рынок сбыта, позволяют быть уверенным, что Западно-Сибирский металлургический комбинат будет и впредь занимать лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии страны и мира. 

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение