Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Западно-Сибирский металлургический комбинат  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Импэкс-металл Проекты и предложения История  Metal Bulletin – специально для России
История
№3' 2004 версия для печати

КАК В ЗЕРКАЛЕ, В НЕМ ОТРАЗИЛСЯ ВЕК
К 100-ЛЕТИЮ П.Ф.ЛОМАКО



Алексей Ладыго
Генеральный директор ОАО «ВО «Зарубежцветмет»

В
мировую историю он вошел как советский министр из Книги рекордов Гиннесса: Петр Фадеевич Ломако работал наркомом и министром цветной металлургии СССР с 1940 по 1986 год с недолгим перерывом. Составители британского сборника восхищаются его «политическим долгожительством», да еще в такие трудные годы: Вторая мировая война, сталинский режим, хрущевские эксперименты, «эпоха застоя». Впрочем, от них ведь и требуется лишь констатация феномена, а не его объяснение. Гораздо обиднее, когда отечественный Большой энциклопедический словарь, скупо выделив на Петра Фадеевича несколько лапидарно-коротких строчек, перевирает его отчество (написав с двумя «д») и применяет стандартно-бюрократическую формулировку о таких-то, в такие-то годы «занимаемых должностях».
    Петр Ломако эти должности не просто занимал, он работал — высокопрофессионально, творчески, самоотверженно, требовательно и к себе, и к людям. Он оказался очень нужен стране именно этими качествами, этим характером, особым складом прирожденного лидера государственного масштаба.
    Ломако принял отрасль самым молодым наркомом — в 36 лет. Годовой объем производства цветных металлов составлял 280 тыс. т. А ушел на пенсию в 82 года (последние десять лет ходил в патриархах – старейшим работником министерства), достигнув рубежа в 8,5 млн т цветных металлов в год. Вот этот беспрецедентный рост и есть самый главный рекорд его насыщенной событиями, яркой биографии.
    Родился П.Ф. Ломако в семье крестьянина-батрака в 1904 году. Так — по официальным документам, сам же Петр Фадеевич считал себя урожденным темрюкским казаком и, коли уж доходило до разноса нерадивых, грозился «порубать их шашкой». Трудовую деятельность начинал курьером в районном комитете партии. Был бойцом отрядов ЧОН и Первой конной армии. В 21 год стал коммунистом. В 1932 году окончил Московский институт цветных металлов и золота. Бригадир, мастер, старший мастер, главный инженер завода «Красный выборжец» в Ленинграде. В 1937 году — директор Кольчугинского завода по обработке цветных металлов (Владимирская область). В 1939—1957 годах — заместитель наркома, нарком, министр цветной металлургии СССР. С 1961 года — заместитель председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР, председатель Госэкономсовета. С 1962 года — заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР. В 1965 1986 годах — вновь министр цветной металлургии СССР. Среди многочисленных правительственных наград – шесть орденов Ленина. Наверное, это близко к рекорду.
    Итак, 20-е годы — гражданская война, профессиональная учеба, партийная деятельность. В 30-е — борьба за консолидацию отрасли, объединение мелких рудников, обогатительных фабрик, металлургических заводов в единый, работоспособный комплекс. В 40-е — эвакуация заводов на восток, стремительный, взрывной рост оборотов отрасли, которая стала одной из главных кузниц войны: без цветных металлов для двигателей, самолетных фюзеляжей, танковой брони победа над закованным в железо вермахтом была бы невозможна. Далее —тяжелейшая пора восстановления полуразрушенной страны, причем в интересах своих высокоэнергоемких производств П.Ф. Ломако пустил в эксплуатацию столько электростанций, что нынешнему РАО «ЕЭС России» было бы уместно низко ему кланяться или хотя бы выделить малую толику на создание хорошего памятника.
    На сегодняшний день рассекречено столько архивов, однако общественность до сих пор как-то слабо отдает себе отчет в том, что весь так называемый Средмаш, работавший на военный потенциал нового типа — атомно-ракетный — вышел из недр все того же Минцветмета, из-под руки, с благословения и при огромной поддержке, особенно кадрами, Петра Фадеевича. «Книги рекордов» и академические издания почему-то умалчивают, что Ломако — это и первый советский уран, и первый чистый графит, и первый в Европе атомный реактор (1946 г.), и первая атомная бомба (1949 г.), и первая термоядерная бомба (1953 г.), и первая атомная электростанция (1954 г.). А уж в ракетное дело, в освоение космического пространства цветных металлов и организационных усилий вложено — не сосчитать.
    По большому счету Петр Фадеевич создал современную цветную металлургию России. Гордость отрасли — Норильский горно-металлургический комбинат обязан своим «вторым рождением» именно Ломако, который и Госплану, и Хрущеву сумел доказать, что у этого промышленного гиганта, который переживал тогда острый финансово-сырьевой кризис, есть будущее. Открытие впоследствии новых Талнахских медно-никелевых месторождений доказало его правоту.
    Практически вся алюминиевая промышленность достигла высокого уровня развития по инициативе и под руководством П.Ф. Ломако. Столь прочной оказалась конструкция, что даже в тяжелейший период «рывка к дикому капитализму» она не просто устояла — оказалась рыночно состоятельной и высокоприбыльной. Это ведь Ломако добивался, чтобы производимый в стране алюминий по качеству соответствовал мировым требованиям. Поэтому, когда обвалился внутренний рынок, наш металл без проблем вышел на рынок мировой, да еще и занял в нем доминирующие позиции. Новокузнецкий, Богословский, Братский, Красноярский, Саянский алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный, а также металлургический завод «Надежда», десятки и сотни предприятий меньших размеров и известности — вот его дети, его щедро отданное родной стране наследие.
    Родная страна тогда была большая, поэтому Ломако долго будут добром поминать и на Украине, и в республиках Закавказья, и в Средней Азии. В Киргизии фактически с нуля построили полупроводниковую промышленность, крупную золотоизвлекающую фабрику. Алмалыкский комбинат в Узбекистане, Джезказганский и Балхашский комбинаты в Казахстане — их развитию отдано столько сил, энергии, новейших технологий.
    Петр Фадеевич уважал науку, всеми силами способствовал ее развитию. Опора на научно-исследовательские институты — один из секретов его, как теперь скажут, менеджмента. Именно при нем родились и окрепли «Норильскпроект», «Якуталмаз», целый комплекс институтов и научных центров в Москве, Новосибирске, Усть-Каменогорске, Алма-Ате, Ташкенте, Ереване и других городах.
    А кроме детей юридических, осталась жить и продолжает его дело огромная семья выученных и выпестованных им лично, а также вверенных ему министерским аппаратом, высококлассных специалистов самого разного профиля, краса и гордость современной цветной металлургии и целого ряда других, отпочковавшихся от нее промышленных отраслей.
    На фоне одряхлевшего Политбюро, страдающих геронтологическими проблемами других административно-властных структур, этот человек и после 70 лет, и после 80-ти кипел неукротимой молодой энергией, обладал феноменальной памятью, высоким творческим порывом, необыкновенной собранностью. Всегда весь отутюженный, аккуратнейший, элегантный, он зачастую в глаза называл стариками людей на 20—30 лет моложе себя — за их шаркающую походку, неопрятность, непростительные промахи в делах. Он и на пенсию ушел не потому, что не справлялся, а попав под очередной виток безжалостного колеса истории — горбачевскую «перестройку». Его сменил некто Дурасов — знаете такого?..
    Петр Фадеевич Ломако — это эпоха, редкий, удивительный случай, когда жизнь человеческая вобрала в себя не только почти целый век, но и всю его кипучую, деятельную составляющую. Он помогал рождению и становлению советской власти и советского государства, он и ушел вместе с ними.
    Кидая камни в недавнее прошлое, новоиспеченные «олигархи» и нувориши рангами помельче делают вид, что их неправедные миллиарды нажиты именно ими, а не такими людьми, как П.Ф. Ломако и теми, кто работал рядом с ним. Но ведь как из песни слова не выкинешь, так и того, что Ломако сделал для родной земли, для России, не сотрешь из памяти народной. Рано или поздно люди по-настоящему все осознают и воздадут по заслугам всем: и созидателям, и их антиподам.
    12 июля 2004 года исполняется 100 лет со дня рождения Петра Фадеевича Ломако. Ему поставлен скромный памятник на Новодевичьем кладбище. Есть, что называется «рабочие», без особых изысков, памятники на ряде крупных заводов, обязанных Ломако своим рождением и взрослением. Но есть и самое ценное: память соратников, которые продолжают уважать, почитать и любить того, кто был настоящим рачительным хозяином и «медной горы», и огромных промышленных мощностей, отвечающих за трудолюбие на благо России доброй половины элементов таблицы Менделеева. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение