Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Социальное партнерство  Новосибирский электродный завод Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение Искусства и ремесла Экология История
Цветная металлургия
№5' 2003 версия для печати
Статья:   
1
2

РЕЗЕРВЫ РОСТА – В ОТРАСЛЯХ РОССИИ
ВСМПО НА МИРОВОМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКАХ



Анатолий Строшков
Директор ОАО «ВСМПО» по маркетингу и продажам
Борис Постыляков
Менеджер по маркетингу и продажам

Анатолий Строшков
Анатолий Строшков
В
пятидесятилетней истории титановой промышленности мира последнее десятилетие отличается экстремальными ситуациями, вызванными прямой зависимостью отрасли от рынка коммерческой авиации, доля которой в мировом потреблении титанового проката составляет около 40 %. В 1997 году в условиях быстрого роста заказов на магистральные авиалайнеры потребление титана на зарубежном рынке достигло своего пика в 60 тыс. т. Компании, занимающие лидирующее положение в титановом бизнесе, благодаря высокому уровню доходов получили возможность развернуть активную инвестиционную деятельность, направленную на модернизацию и расширение парка основного технологического оборудования, приобретение дополнительных производственных мощностей путем покупки акций других компаний (табл. 1, рис. 1). В результате на Западе сформировалась тройка ведущих титановых корпораций, работающих преимущественно на авиакосмическую отрасль промышленности, – Titanium Metals Corporation (Timet), RTI International Metals Inc. (RTI) и Allegheny Technologies Incorporated (ATI). Последняя купила компании титанового профиля Teledyne Wah Chang, Teledyne Allvac и Oremet и, объединив их производственный потенциал с имеющимися мощностями по выпуску плоского проката из специальных сталей, стала одним из крупнейших участников мирового титанового рынка.
Борис Постыляков
Борис Постыляков
    Период подъема на западном титановом рынке совпал со временем минимального спроса на титан в России и других странах СНГ, опустившийся за несколько лет с 60 тыс. т до 1800 – 2000 т в год. В этой ситуации менеджмент ВСМПО предпринял усилия для продвижения титановой продукции объединения на зарубежный рынок. Как видно из табл. 1 и рис. 1, на ВСМПО были изысканы возможности для вложения средств в производство в размере 11–12 млн долл. в год, которые были использованы как для диверсификации производства, так и для корректировки технологических процессов до уровня требований западных заказчиков. Экспортные продажи титановых полуфабрикатов стали основным источником доходов ВСМПО. Затем в результате системного инвестирования значительных средств в развитие производства, совершенствование технологических процессов, повышение качества выпускаемой продукции объединению удалось получить признание как надежного поставщика титановых слитков и проката. От крупнейших авиастроительных компаний мира, являющихся основными потребителями высококачественного титанового проката, получены сертификаты качества на все основные процессы и виды продукции. ВСМПО стало серьезным конкурентом на мировом титановом рынке.

Таблица 1. Доходы, прибыли и инвестиции компаний в 1995–2002 годах, млн долл.
Рисунок 1. Доходы, прибыли и инвестиции, млн долл.

    В 1998 году начавшийся экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии обрушил рынок дальних авиаперевозок и вызвал резкое сокращение спроса на магистральные пассажирские самолеты. Как неизбежное следствие, наступила кризисная ситуация и в титановой отрасли. Оживление авиаперевозок, наметившееся в 2001 году, было прервано нью-йоркскими событиями 11 сентября 2001 года, а затем эпидемией атипичной пневмонии.
    Известны негативные последствия кризиса для американских компаний, производителей титанового проката. ВСМПО преодолевает этот трудный период со значительно меньшими издержками в сравнении с американскими конкурентами. Одним из определяющих факторов, обеспечивающих сегодняшнее стабильное положение объединения, является постепенно восстанавливающийся спрос на выпускаемую им продукцию внутри страны. Это можно видеть на рис. 2. В течение четырех последних лет отгрузки титанового проката на внутренний рынок России ежегодно увеличивались. Однако структура возрождающегося титанового рынка страны принципиально отличается от ситуации десятилетней и пятилетней давности (табл. 2).

Таблица 2. Потребление титанового проката на рынке России
Рисунок 2. Отгрузка титановой продукции ВСМПО на внутренний и внешний рынки, т

    Рост поставок на внутренний рынок осуществляется преимущественно за счет увеличения потребления титана со стороны авиакосмического сектора промышленности, выросшего за пять последних лет в 3,7 раза. Основная часть титанового проката здесь расходуется для изготовления боевых машин, экспорт которых успешно развивается в последние годы. Только в 2002 году поставлено около 40 самолетов Су-30 по контрактам с Китаем и Индией. В прошедшем году авиационной промышленностью выпущено несколько пассажирских авиалайнеров по заказам российских и зарубежных авиаперевозчиков. Авиастроительные предприятия заканчивают наконец расходование оставшихся от советских времен заделов титановых изделий и переходят на применение свежего металла. Неплохие перспективы для производителей титанового проката связаны с назревающим обновлением отечественного парка гражданских и военных самолетов и двигателей к ним.
    В 2002 году отгрузки титановой продукции объединения потребителям России и СНГ увеличились в 1,5 раза в сравнении с уровнем 2001 года. Из 1370 т прироста более 1100 т составили прутки и штамповки из титановых сплавов – продукция авиакосмического назначения.
    В 2002 году в 2 раза по сравнению с уровнем 2001 года увеличились поставки титанового проката для судостроительных заводов страны, которые широко используют титан как конструкционный материал с высокой коррозионной стойкостью. Эта тенденция отражает начавшийся подъем в судостроительной отрасли. В соответствии с государственным оборонным заказом планируется создание новых стратегических подводных ракетоносцев, модернизация ранее построенных и продолжение строительства многоцелевых атомных подводных лодок 4-го поколения. В программе экспортных продаж вооружения в 2002 году доля продукции судостроения увеличена до 20 %.
    Растет потребление титановых изделий ВСМПО в энергетике России. Здесь титановый прокат применяется в газотурбинных и газоперекачивающих агрегатах, в аппаратах газоочистки и пылеулавливания, в теплообменных и конденсаторных установках. В 2000 – 2002 годах впервые отечественные сварные титановые трубы использованы в теплообменных системах атомных электростанций в Индии. Этот знаменательный факт открывает для ВСМПО возможности поставок крупных партий сварных труб для строящихся и реконструируемых АЭС в России и за рубежом.
    Для удовлетворения запросов отечественных и зарубежных потребителей руководством ВСМПО систематически проводится работа, направленная на увеличение объемов и сортамента выпускаемой продукции, сокращение сроков поставки. Приоритетным направлением является увеличение доли высококачественной продукции с глубокой степенью переработки. В указанных целях объединение инвестирует в производство значительные средства. Объем инвестиций был увеличен в 2001 году в 2 раза, а в 2002 году – в 1,8 раза по сравнению с предыдущими периодами. В 2003 году инвестиции ВСМПО должны достичь 33 млн долл., превысив уровень 2002 года в 1,5 раза.
    Основной объем инвестиций предприятия направлен на реконструкцию и развитие кузнечного производства с целью совершенствования технологического процесса выпуска прутковой заготовки и конструкционных штамповок, поставляемых самолето- и двигателестроительным компаниям и предприятиям. Утраиваются производственные мощности по выпуску сварных титановых труб. В плавильном производстве ведутся работы по пуску в эксплуатацию плазменно-дуговой печи с холодным подом. Пуск этой печи позволит изготавливать слитки из титановых сплавов самого ответственного назначения, а также увеличить использование в шихте образующихся отходов производства.
    Необходимо признать, что Россия располагает значительным нераскрытым потенциалом для применения изделий из титана. Для примера полезно ознакомиться со структурой отгрузок титанового проката Японии в последние годы. Японские компании для нужд энергетики внутри страны и за рубежом ежегодно поставляют более 2500 т титанового проката, а в 2002 году отгрузили даже 3200 т. Российские энергетики в 2002 году приобрели только 300 т титановых изделий. Для изготовления пластинчатых теплообменников на протяжении ряда лет отгружается 1800 – 2000 т японского титанового проката. В России производство такой продукции до сих пор не создано. Не менее 1300 т титана в год применяется в Японии для выпуска потребительских товаров – часов, браслетов, очковых оправ, кухонной посуды и т.д. В условиях растущей численности «среднего класса» в России возможен значительный спрос на подобные товары.
    Для развития неавиационного рынка России менеджментом ВСМПО проводится совместная работа с потенциальными заказчиками по разработке и испытанию изделий из титана. В этом отношении большие надежды связаны с созданием совместного с компанией Allegheny Technologies Incorporated предприятия Uniti по производству и сбыту полуфабрикатов из технически чистого титана. Объединение регулярно участвует в отраслевых выставках, представляющих интерес с точки зрения сбыта и рекламирования титановой продукции, использует и другие формы активного продвижения своей продукции к потребителю.
    В сложившейся ситуации на мировом рынке в деятельности ВСМПО первоочередное значение придается следующим стратегическим направлениям:
    – увеличение доли в мировом производстве титана, главным образом, за счет продукции глубокой переработки: штамповок, сварных труб, листов, при этом доля экспорта в объеме выпуска должна быть снижена до 50 %, чтобы ослабить зависимость от неустойчивой конъюнктуры внешнего рынка;
    – полное обеспечение потребностей предприятий России и других стран СНГ в титановом прокате, обеспечение уровня качества этой продукции требованиям международных стандартов;
    – дальнейшая диверсификация производства с освоением выпуска машиностроительной продукции: теплообменного, химического и энергетического оборудования на базе титановых сплавов;
    – развитие производства алюминиевых сплавов, освоение производства полуфабрикатов из высокопрочных сталей и никелевых сплавов, товаров широкого потребления.
    Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение в июле 2003 года отметило свое 70-летие, занимая лидирующее положение в мировой титановой индустрии. Предприятие располагает достаточным кадровым, научно-техническим и производственным потенциалом, чтобы и впредь укреплять свой авторитет надежного поставщика высококачественной продукции для российских и зарубежных потребителей. 

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение