|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2003 |
версия для печати
|
|
РЕЗЕРВЫ РОСТА В ОТРАСЛЯХ РОССИИ |
ВСМПО НА МИРОВОМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКАХ |
Анатолий Строшков
Директор ОАО «ВСМПО» по маркетингу и продажам
Борис Постыляков
Менеджер по маркетингу и продажам
Анатолий Строшков |
|
пятидесятилетней истории титановой промышленности мира последнее десятилетие отличается экстремальными ситуациями, вызванными прямой зависимостью отрасли от рынка коммерческой авиации, доля которой в мировом потреблении титанового проката составляет около 40 %. В 1997 году в условиях быстрого роста заказов на магистральные авиалайнеры потребление титана на зарубежном рынке достигло своего пика в 60 тыс. т. Компании, занимающие лидирующее положение в титановом бизнесе, благодаря высокому уровню доходов получили возможность развернуть активную инвестиционную деятельность, направленную на модернизацию и расширение парка основного технологического оборудования, приобретение дополнительных производственных мощностей путем покупки акций других компаний (табл. 1, рис. 1). В результате на Западе сформировалась тройка ведущих титановых корпораций, работающих преимущественно на авиакосмическую отрасль промышленности, Titanium Metals Corporation (Timet), RTI International Metals Inc. (RTI) и Allegheny Technologies Incorporated (ATI). Последняя купила компании титанового профиля Teledyne Wah Chang, Teledyne Allvac и Oremet и, объединив их производственный потенциал с имеющимися мощностями по выпуску плоского проката из специальных сталей, стала одним из крупнейших участников мирового титанового рынка.
Борис Постыляков |
|
Период подъема на западном титановом рынке совпал со временем минимального спроса на титан в России и других странах СНГ, опустившийся за несколько лет с 60 тыс. т до 1800 2000 т в год. В этой ситуации менеджмент ВСМПО предпринял усилия для продвижения титановой продукции объединения на зарубежный рынок. Как видно из табл. 1 и рис. 1, на ВСМПО были изысканы возможности для вложения средств в производство в размере 1112 млн долл. в год, которые были использованы как для диверсификации производства, так и для корректировки технологических процессов до уровня требований западных заказчиков. Экспортные продажи титановых полуфабрикатов стали основным источником доходов ВСМПО. Затем в результате системного инвестирования значительных средств в развитие производства, совершенствование технологических процессов, повышение качества выпускаемой продукции объединению удалось получить признание как надежного поставщика титановых слитков и проката. От крупнейших авиастроительных компаний мира, являющихся основными потребителями высококачественного титанового проката, получены сертификаты качества на все основные процессы и виды продукции. ВСМПО стало серьезным конкурентом на мировом титановом рынке.
В 1998 году начавшийся экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии обрушил рынок дальних авиаперевозок и вызвал резкое сокращение спроса на магистральные пассажирские самолеты. Как неизбежное следствие, наступила кризисная ситуация и в титановой отрасли. Оживление авиаперевозок, наметившееся в 2001 году, было прервано нью-йоркскими событиями 11 сентября 2001 года, а затем эпидемией атипичной пневмонии.
Известны негативные последствия кризиса для американских компаний, производителей титанового проката. ВСМПО преодолевает этот трудный период со значительно меньшими издержками в сравнении с американскими конкурентами. Одним из определяющих факторов, обеспечивающих сегодняшнее стабильное положение объединения, является постепенно восстанавливающийся спрос на выпускаемую им продукцию внутри страны. Это можно видеть на рис. 2. В течение четырех последних лет отгрузки титанового проката на внутренний рынок России ежегодно увеличивались. Однако структура возрождающегося титанового рынка страны принципиально отличается от ситуации десятилетней и пятилетней давности (табл. 2).
Рост поставок на внутренний рынок осуществляется преимущественно за счет увеличения потребления титана со стороны авиакосмического сектора промышленности, выросшего за пять последних лет в 3,7 раза. Основная часть титанового проката здесь расходуется для изготовления боевых машин, экспорт которых успешно развивается в последние годы. Только в 2002 году поставлено около 40 самолетов Су-30 по контрактам с Китаем и Индией. В прошедшем году авиационной промышленностью выпущено несколько пассажирских авиалайнеров по заказам российских и зарубежных авиаперевозчиков. Авиастроительные предприятия заканчивают наконец расходование оставшихся от советских времен заделов титановых изделий и переходят на применение свежего металла. Неплохие перспективы для производителей титанового проката связаны с назревающим обновлением отечественного парка гражданских и военных самолетов и двигателей к ним.
В 2002 году отгрузки титановой продукции объединения потребителям России и СНГ увеличились в 1,5 раза в сравнении с уровнем 2001 года. Из 1370 т прироста более 1100 т составили прутки и штамповки из титановых сплавов продукция авиакосмического назначения.
В 2002 году в 2 раза по сравнению с уровнем 2001 года увеличились поставки титанового проката для судостроительных заводов страны, которые широко используют титан как конструкционный материал с высокой коррозионной стойкостью. Эта тенденция отражает начавшийся подъем в судостроительной отрасли. В соответствии с государственным оборонным заказом планируется создание новых стратегических подводных ракетоносцев, модернизация ранее построенных и продолжение строительства многоцелевых атомных подводных лодок 4-го поколения. В программе экспортных продаж вооружения в 2002 году доля продукции судостроения увеличена до 20 %.
Растет потребление титановых изделий ВСМПО в энергетике России. Здесь титановый прокат применяется в газотурбинных и газоперекачивающих агрегатах, в аппаратах газоочистки и пылеулавливания, в теплообменных и конденсаторных установках. В 2000 2002 годах впервые отечественные сварные титановые трубы использованы в теплообменных системах атомных электростанций в Индии. Этот знаменательный факт открывает для ВСМПО возможности поставок крупных партий сварных труб для строящихся и реконструируемых АЭС в России и за рубежом.
Для удовлетворения запросов отечественных и зарубежных потребителей руководством ВСМПО систематически проводится работа, направленная на увеличение объемов и сортамента выпускаемой продукции, сокращение сроков поставки. Приоритетным направлением является увеличение доли высококачественной продукции с глубокой степенью переработки. В указанных целях объединение инвестирует в производство значительные средства. Объем инвестиций был увеличен в 2001 году в 2 раза, а в 2002 году в 1,8 раза по сравнению с предыдущими периодами. В 2003 году инвестиции ВСМПО должны достичь 33 млн долл., превысив уровень 2002 года в 1,5 раза.
Основной объем инвестиций предприятия направлен на реконструкцию и развитие кузнечного производства с целью совершенствования технологического процесса выпуска прутковой заготовки и конструкционных штамповок, поставляемых самолето- и двигателестроительным компаниям и предприятиям. Утраиваются производственные мощности по выпуску сварных титановых труб. В плавильном производстве ведутся работы по пуску в эксплуатацию плазменно-дуговой печи с холодным подом. Пуск этой печи позволит изготавливать слитки из титановых сплавов самого ответственного назначения, а также увеличить использование в шихте образующихся отходов производства.
Необходимо признать, что Россия располагает значительным нераскрытым потенциалом для применения изделий из титана. Для примера полезно ознакомиться со структурой отгрузок титанового проката Японии в последние годы. Японские компании для нужд энергетики внутри страны и за рубежом ежегодно поставляют более 2500 т титанового проката, а в 2002 году отгрузили даже 3200 т. Российские энергетики в 2002 году приобрели только 300 т титановых изделий. Для изготовления пластинчатых теплообменников на протяжении ряда лет отгружается 1800 2000 т японского титанового проката. В России производство такой продукции до сих пор не создано. Не менее 1300 т титана в год применяется в Японии для выпуска потребительских товаров часов, браслетов, очковых оправ, кухонной посуды и т.д. В условиях растущей численности «среднего класса» в России возможен значительный спрос на подобные товары.
Для развития неавиационного рынка России менеджментом ВСМПО проводится совместная работа с потенциальными заказчиками по разработке и испытанию изделий из титана. В этом отношении большие надежды связаны с созданием совместного с компанией Allegheny Technologies Incorporated предприятия Uniti по производству и сбыту полуфабрикатов из технически чистого титана. Объединение регулярно участвует в отраслевых выставках, представляющих интерес с точки зрения сбыта и рекламирования титановой продукции, использует и другие формы активного продвижения своей продукции к потребителю.
В сложившейся ситуации на мировом рынке в деятельности ВСМПО первоочередное значение придается следующим стратегическим направлениям:
увеличение доли в мировом производстве титана, главным образом, за счет продукции глубокой переработки: штамповок, сварных труб, листов, при этом доля экспорта в объеме выпуска должна быть снижена до 50 %, чтобы ослабить зависимость от неустойчивой конъюнктуры внешнего рынка;
полное обеспечение потребностей предприятий России и других стран СНГ в титановом прокате, обеспечение уровня качества этой продукции требованиям международных стандартов;
дальнейшая диверсификация производства с освоением выпуска машиностроительной продукции: теплообменного, химического и энергетического оборудования на базе титановых сплавов;
развитие производства алюминиевых сплавов, освоение производства полуфабрикатов из высокопрочных сталей и никелевых сплавов, товаров широкого потребления.
Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение в июле 2003 года отметило свое 70-летие, занимая лидирующее положение в мировой титановой индустрии. Предприятие располагает достаточным кадровым, научно-техническим и производственным потенциалом, чтобы и впредь укреплять свой авторитет надежного поставщика высококачественной продукции для российских и зарубежных потребителей.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|