|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2003 |
версия для печати
|
|
УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА |
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА |
Мартин Шаккум
Председатель комитета Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
Мартин Шаккум |
|
адача удвоения внутреннего валового продукта, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным, требует обеспечения условий для высоких темпов экономического роста при одновременной структурной трансформации экономики страны в направлении постиндустриального общества. Речь идет о решении задач догоняющего развития, тех самых, которые примерно 80 лет назад уже приходилось решать стране, тогда еще применительно к требованиям индустриализации традиционного (аграрного) общества. Но если раньше государство могло позволить себе сконцентрировать ресурсы, чтобы направить их в ключевые отрасли, то сейчас основой промышленной политики должно стать максимальное стимулирование возможностей экономики адаптироваться к новым вызовам времени.
Горно-металлургический комплекс России, если исключить сектор металлов для атомной промышленности, практически полностью относится к сфере частного бизнеса, что делает его более восприимчивым к институциональным преобразованиям и одновременно весьма чувствительным к колебаниям рынка. Этот комплекс является второй по значению бюджетообразующей отраслью российской экономики. Он объединяет свыше 800 крупных и средних предприятий, на которых трудится более 1,4 млн человек. Россия занимает четвертое место в мире по выплавке стали, второе по производству цветных металлов и платины, первое по выпуску палладия и пятое по добыче золота.
Наметившийся устойчивый рост российской экономики во многом базируется на успешной деятельности отечественных производителей металлов. В 2002 году доля металлургии в общем объеме промышленного производства составила 16 %, а в общем объеме российского экспорта 12 %. Темпы роста цветной металлургии составили 6 % (4,9 % в 2001 г.), черной 3 % (в 2001 г. наблюдалось снижение производства на 0,2 %). Высокие темпы роста металлургическая отрасль демонстрирует и в 2003 году. За первое полугодие объем производства по сравнению с тем же периодом 2002 года вырос на 9,5 % в черной металлургии и 6,5 % в цветной.
Наряду с несомненными достижениями нельзя не видеть нарастание проблем, на преодоление которых должна быть направлена государственная промышленная политика. Структура горно-металлургического комплекса страны имеет серьезные диспропорции. Комплекс развивался в условиях кооперации в рамках СССР и СЭВ. Сегодня эта кооперация в значительной степени разрушена, имеет место острая межстрановая конкуренция на рынках труб и металлов.
Обостряются проблемы снабжения металлургических предприятий рудным сырьем. Обеспеченность разведанными и особенно подготовленными к выемке запасами достигла критически низкого уровня. Положение усугубляется диспропорциями в географическом размещении сырьевой базы и металлургических предприятий. Две трети мощностей по добыче железной руды и четыре пятых запасов разрабатываемых месторождений находятся в Центральном и Северо-Западном экономических районах, где размещена только треть мощностей черной металлургии. На Урал ежегодно завозится около половины железорудного сырья из других районов России и из Казахстана. Страна осталась практически без промышленных месторождений марганцевых и хромовых руд и испытывает дефицит в 20 видах стратегического минерального сырья. В результате металлургические производства начинают все в большей степени зависеть от зарубежных поставок сырья.
Дальнейшее отставание в развитии рудно-сырьевой базы ведет к углублению диспропорций между переделами металлургии. К сожалению, в условиях наметившегося в последние годы экономического роста ни одна отрасль отечественного хозяйства не подверглась такому сокращению финансирования, как геология.
В апреле 2003 года Правительство России утвердило Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования. В этом документе содержится положение о своевременном и регулярном финансировании разведки стратегических видов минерального сырья, к каковым относятся практически все металлы. Комитет Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям делает все возможное, чтобы реализация этих положений нашла отражение уже в государственном бюджете на 2004 год.
Говоря о металлургической отрасли, основу которой составляет использование ресурсов недр, невозможно не затронуть вопрос ресурсной ренты. Частью ее недропользователь, безусловно, должен делиться с государством. Для этого достаточно инструментов налоги на добычу и прибыль, экспортная пошлина. Но неприемлемо, на наш взгляд, ставить вопрос о полном изъятии ресурсной ренты, которая является, по сути, премией предпринимателю за геологические, технологические, экологические, ценовые и политические риски. К сожалению, слишком часто не учитывается, что добыча большинства видов руд металлов в условиях России с ее климатом, отсутствием необходимой инфраструктуры и гигантскими транспортными издержками не то что не дает ренты, но даже не приносит нормальной среднеотраслевой прибыли. Разработка многих месторождений возможна только в условиях, когда убытки от добычи компенсируются металлургическим переделом. Это требует создания вертикально-интегрированных горно-металлургических компаний, что надо всячески поощрять.
На начало 2002 года степень износа основных фондов в черной и цветной металлургии превысила 65 %. Российские металлургические предприятия резко дифференцированы по уровню эффективности производства, производительности труда, что обусловлено разным техническим оснащением, изношенностью основных средств. На мировых рынках приходится действовать в условиях высокой конкуренции. Цены на руду, уголь и металлолом приблизились в России к мировому уровню. Конкурентные преимущества отечественных металлургов сохраняются пока в стоимости электроэнергии, природного газа и рабочей силы. Но и эти преимущества можно быстро утратить, если темпы роста цен и тарифов естественных монополий по-прежнему будут опережать увеличение стоимости продукции металлургических предприятий.
Фактором, поддерживающим рентабельность и конкурентоспособность не российских, а иностранных производителей металлов, остается масштабный вывоз отечественного сырья, что нередко оборачивается его дефицитом на отдельных наших предприятиях. Яркий пример экспорт металлолома, накопление и потребление которого на территории страны крайне неравномерно. Для сохранения конкурентоспособности товаров российской металлургии экспорт сырья необходимо ограничить.
В ближайшие годы российских экспортеров металла ждут новые трудности, поскольку сортамент вывоза может ухудшиться из-за принятия новых протекционистских мер в странах Запада. В этих условиях необходима активная внешнеэкономическая политика, способствующая продвижению продукции отечественной металлургии высоких переделов на рынки развитых стран, защита внутреннего рынка металлов, осуществление эффективной антидемпинговой политики, обеспечение интересов российских производителей в процессе образования единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Решение проблем развития отрасли требует совершенствования законодательства по нескольким направлениям.
1. Реформирование налогообложения:
необходимо восстановить инвестиционную льготу в отношении налога на прибыль, прежде всего для горных предприятий, ведущих добычу капиталоемким подземным способом;
ввести в налоговое законодательство нормы ответственности за несоблюдение сроков возврата НДС. Необходимо отменить обложение налогом на добавленную стоимость импортного оборудования, аналоги которого в России не производятся;
исключить из обложения налогом на имущество объекты горно-капитальных работ по добыче полезных ископаемых (горно-капитальные выработки, капитальная вскрыша), отвалы, хвостохранилища, а также законсервированные на срок более 6 месяцев производственные мощности горнодобывающих и металлургических предприятий. Принципиальным вопросом является освобождение от налога на имущество сооружений и оборудования, предназначенных для охраны окружающей среды;
освободить от водного налога забор воды из открытых и подземных горных выработок, связанный с обеспечением возможности добычи полезных ископаемых (водоотлив), и забор воды из замкнутых источников оборотного водоснабжения при добыче полезных ископаемых;
ввести дифференциацию ставок налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от геолого-экономических характеристик месторождений.
2. Земли промышленности.
В соответствии с федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны до 1 января 2004 года переоформить право бессрочного пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей, сумма выкупа земель промышленных предприятий всех отраслей составляет от 2,2 до 3,2 трлн руб., или 24 % российского ВВП, что выше общего объема промышленного производства страны и в 4 раза больше фонда заработной платы всех занятых в промышленности. Изъятие такой суммы у предприятий невозможно. Выкуп земель становится реальным только на условиях рассрочки на 7 10 лет. При этом необходимо скорректировать порядок установления выкупных цен: из-за больших различий в ставках земельного налога, устанавливаемых местными органами власти, и выкупного коэффициента, определяемого субъектом Федерации, выкупные цены в России разнятся в 270 раз.
Необходимо ввести нормы, регламентирующие аренду земельных участков под промышленные предприятия, установив размер арендной платы или порядок ее расчета на весь период договора. Арендная плата не должна превышать земельного налога на соответствующий участок. Заключение арендных договоров и сделок купли-продажи требует разграничения земельных участков между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.
Очевидно, что до 1 января 2004 года все эти меры осуществить невозможно. Поэтому следует внести изменения и дополнения в федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отсрочив начало выкупа земель под промышленными предприятиями на 23 года.
3. Реформирование законодательства о недрах.
По поручению Президента и Правительства РФ МПР России совместно с Минэкономразвития России разрабатывают новую редакцию закона «О недрах», которая предполагает наряду с сохранением действующей лицензионной системы широкое использование в отношениях государства с недропользователями договоров аренды, концессии и подряда. Представляется, что в новой редакции должна быть детально прописана прозрачная процедура предоставления лицензий на участки недр на основе конкурсов и аукционов. Необходимо также предусмотреть бесконкурсное предоставление участков недр, содержащих месторождения полезных ископаемых, организациям, открывшим и разведавшим такие месторождения за счет собственных средств. Учитывая, что подготовка новой редакции закона «О недрах» может занять длительное время, целесообразно параллельно с этой работой вносить в действующий закон наиболее актуальные и наименее спорные поправки.
4. Вопросы технического регулирования в металлургической и горнорудной отраслях.
В связи со вступлением в силу с 1 июля 2003 года федерального закона «О техническом регулировании» Правительству России предстоит разработать и внести в Государственную Думу ряд законопроектов о специальных технических регламентах, относящихся к горно-металлургическому комплексу. В числе первоочередных целесообразно с участием горняков и металлургов разработать технические регламенты о производстве горных работ, о безопасности обогатительного производства, о безопасности добычи и переработки угля, о безопасности металлургического производства, о безопасности металлургической продукции, о безопасности процессов вторичной переработки цветных и черных металлов и о безопасности эксплуатации оборудования металлургических предприятий.
Перечисленные структурные и институциональные проблемы развития металлургической и горнорудной промышленности для своего решения требуют снижения уровня политических рисков, для чего необходима стабильность руководства страны, предсказуемость его действий, конструктивное взаимодействие Государственной Думы и Правительства РФ.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|