Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Кузнецкий металлургический комбинат
№1' 2002 версия для печати
Статья:   
1
2

ИГРА НА ПОЛЕ КОНКУРЕНТОВ



Андрей Петросьян
Кандидат экономических наук

    Полноправное участие России в международном разделении труда предполагает обязательное вступление ее в ВТО. Но это не дает российским металлургическим компаниям дополнительных гарантий от возможности различного рода ограничений их деятельности на зарубежных рынках.
    Наиболее распространенным способом поддержки собственных товаропроизводителей и защиты национальных рынков являются антидемпинговые процедуры. Несмотря на очевидные негативные последствия таких мер для международных торгово-экономических отношений, использование антидемпингового законодательства заняло прочное место в правовом поле многих стран. Российские металлурги, вынужденные мириться с этим обстоятельством, все же рассчитывают на применение единых принципов так называемой добросовестной практики торговли.
    Сохраняющийся за Россией статус страны с нерыночной экономикой ставит отечественную промышленность, в том числе металлургию, в дискриминационное положение. Наши металлургические предприятия лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права. Обвинения в демпинге одного предприятия страны автоматически влечет за собой применение санкций против всей отрасли. Помимо этого, расчет нормальной стоимости (основного показателя, на основании которого определяется размер антидемпинговой ввозной пошлины) производится на базе данных так называемых стран-суррогатов, которые произвольно подбираются органами расследования.
    Первый официальный запрос Правительства РФ (с предоставлением необходимых данных по специальному вопроснику) о признании за металлургической отраслью России рыночного статуса был сделан в 1999 году в рамках антидемпингового расследования по горячекатаному прокату в Канаде. По запросу было вынесено положительное решение, и отечественную металлургию признали рыночно ориентированной.
    Тем не менее при рассмотрении нового дела – по оцинкованному прокату и пересмотру антидемпинговых мер по горячекатаному в 2001 году агентство по таможенным делам и доходам Канады заявило следующую позицию: в связи с тем, что система учета производственных затрат на российских металлургических предприятиях не соответствует международным требованиям, полные данные по себестоимости и ценам продаж российских компаний на внутреннем рынке не будут учтены при определении нормальной стоимости. Фактически этим отрицается рыночный статус металлургической отрасли России.
    В августе 2001 года в адрес министерства торговли США был направлен запрос о пересмотре антидемпинговых мер в отношении российского горячекатаного проката. Одновременно Правительство РФ передало американской стороне документы, которые должны подтвердить статус России как страны с рыночной экономикой. В конце сентября американское министерство торговли официально известило о начале рассмотрения правительственного заявления.
    В связи тем, что действие антидемпинговых мер в отношении трансформаторной стали российского производства закончилось и по инициативе европейских компаний была начата процедура пересмотра этого дела, в Комиссию европейского сообщества (КЕС) в 2000 году были представлены документы, подтверждающие рыночный статус экономики российских производителей этого вида стальной продукции. Ответ КЕС с фактическим подтверждением указанного статуса должен последовать после проведения проверок на российских металлургических предприятиях. Положения ГАТТ (ГАТТ – 1947, подтверждены ГАТТ – 1994) предусматривают единственное правило для непринятия в расчет внутренних цен страны-экспортера в рамках антидемпингового расследования и использования метода другой, аналогичной страны. Оно гласит: "Признается, что при импорте из страны, в которой имеет место полная или практически полная монополия на осуществление торговых операций и где все внутренние цены устанавливаются государством, могут существовать особые сложности для определения сопоставимости цен, и в таких случаях импортирующие стороны могут посчитать необходимым принять во внимание тот факт, что строгое сравнение с внутренними ценами в такой стране не всегда уместно".
    Любые иные критерии нерыночной экономики, применяемые к странам-членам ВТО, являются нарушением правил ГАТТ/ВТО. Так, нерыночный режим антидемпинговых расследований распространяется на ряд стран-членов ВТО, не отвечающих приведенным выше критериям ГАТТ, а также автоматически, без учета критериев ВТО, распространяется на новых членов ВТО, если эти страны, например Россия, в ЕС сегодня не считаются рыночными.
    Если рассматриваемая страна входит в ВТО, она может внести запрос, чтобы комиссия экспертов этой организации определила, нарушают ли нормы "Соглашения ВТО по антидемпингу" решения правительственных органов стран, отвечающих за антидемпинговые расследования. Поскольку Россия еще не присоединилась к ВТО, отечественные производители не могут обратиться в эту организацию и должны ограничиться апеллированием к национальной судебной системе ЕС, США и т. д.
    Законодательство ЕС выделило отдельную категорию стран с нерыночной экономикой – Албания, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Северная Корея, Киргизия, Молдавия, Монголия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Вьетнам и до 1 июля 1998 года - Россия и Китай. В 2000 году из этого списка выведены Украина, Вьетнам, Казахстан, Грузия и Киргизия. Последние две страны являются теперь членами ВТО.
    Но исключение России из этого списка не приводит к автоматическому предоставлению российским предприятиям полного рыночного статуса. В каждом отдельном случае отечественная компания должна доказать, что работает в условиях преобладания рыночных отношений и представить доказательства этого в сжатые сроки и в полном объеме. В противном случае будет применен нерыночный режим. Итак, необходимо доказать следующее:
    – принимаемые предприятиями решения относительно цен, издержек и используемых производственных материалов, включая, например, сырье, затраты на технологию, рабочую силу, выпуск готовой продукции, продажи и инвестиции, отвечают условиям развития рынка, отражающим спрос и предложение, и при этом не подвержены значительному государственному вмешательству, а затраты на основные производственные материалы отражают рыночную стоимость;
    – предприятия располагают единой четкой системой основных бухгалтерских записей, которые подвергаются независимой аудиторской проверке в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и применяются для всех целей;
    – издержки производства и финансовое состояние предприятий не подвержены значительным искажениям, перенесенным из бывшей нерыночной экономической системы, в особенности в том, что касается амортизации активов, других списаний, бартерной торговли и платежей путем возмещения долгов;
    – к рассматриваемым предприятиям применимо законодательство о банкротстве и собственности, которое гарантирует правовую определенность и стабильность деятельности компаний;
    – обменный курс валюты устанавливается на уровне рыночного.
    Антидемпинговое законодательство США предоставляет министерству торговли исключительные полномочия определять страны с нерыночной экономикой. По этому вопросу не допускается судебная апелляция. Чтобы разделить страны с рыночной и нерыночной экономикой, в соответствии с требованиями закона, минторг США должен учитывать:
    –  конвертируемость местной валюты;
    – способность иностранных компаний инвестировать в производство этой страны;
    – степень правительственного владения и контроля над компаниями в целом;
    – степень правительственного контроля над ценами, производством и распределением ресурсов в экономике;
    – прочие факторы по выбору минторга, включая участие правительства в деятельности компаний-ответчиков.
    В США определение нерыночной экономики не может относиться к одной отрасли, а должно отражать состояние экономики в целом. В отдельных случаях министерство торговли может посчитать, что определенные направления в экономике перевешивают прочие и дают основания классифицировать страну как имеющую рыночную экономику. Что важно: если минторг снимет определение России как страны с нерыночной экономикой хотя бы в одном деле, то во всех последующих ее уже будут считать страной с рыночной экономикой.
    Признание за экономикой России нерыночного статуса приводит к тому, что в антидемпинговых расследованиях:
    – нормальная стоимость продукции определяется на основе цен и издержек в сопоставимой третьей стране с рыночной экономикой ("суррогатная" нормальная стоимость);
    – доказательства существования естественных сравнительных конкурентных преимуществ лежат на экспортере;
    – демпинговая пошлина, независимо от компании-производителя, является единой для товара из страны с нерыночной экономикой.
    Вместе с тем, нерыночный статус экономики имеет и определенные преимущества. Так, компенсационные пошлины не применяются к странам с нерыночной экономикой в связи со сложностью определения субсидий в условиях экономики с централизованным планированием.
    Когда Россия получит статус страны с рыночной экономикой, национальные производители могут начать подавать иски по компенсационным пошлинам против импорта из России. Эти иски будут оспаривать финансовые льготы, которые могут получать отдельные российские компании по правительственным программам. Поскольку Россия не имеет соглашения о субсидиях с Соединенными Штатами и не является еще членом ВТО, американские производители могут добиться установления компенсационных пошлин без доказательства ущерба. А это легко сведет на нет полученные преимущества.
    Во-вторых, лишь в отношении стран с нерыночной экономикой может вступить в действие приостановление антидемпингового расследования на основе соглашений о квотах. Для рыночной экономики закон допускает только заключение ценовых соглашений. Договоры о самоограничении экспорта позволяют экспортерам из стран с нерыночной экономикой претендовать на гарантированную долю рынка западных стран, не опасаясь антидемпинговых расследований в течение срока действия соглашения.
    Антидемпинговое законодательство США признает, что в рамках нерыночной экономики некоторые сектора могут иметь рыночную ориентацию. В отдельных случаях допускается использование методов рыночной экономики (включая цену внутреннего рынка) для расчета нормальной стоимости в рыночно ориентированных отраслях. Чтобы претендовать на получение статуса такой отрасли, необходимо соответствовать трем условиям:
    – неучастие государства в установлении расценок или в производственных решениях в рамках отрасли;
    – ресурсы, используемые в отрасли, включая топливо и трудовые затраты, должны иметь рыночно определяемые цены, а не устанавливаемые государством.
    Третье условие считается самым сложным. Оно требует рыночных расценок во всех отраслях, обеспечивающих компанию-ответчика сырьем и материалами. Если, например, ответчик использует значительное количество электроэнергии или угля для производства товара, а государство устанавливает цену или определяет объем поставляемых материалов, минторг США может отказать в предоставлении статуса рыночно ориентированной отрасли. Если ответчики платят зарплату, установленную государством, это также может привести к отказу.
    Таким образом, если отечественная металлургия получит статус рыночно ориентированной, она неизбежно столкнется с риском применения компенсационных пошлин. Компании США могут заявить, что любой сектор российской экономики, работающий по рыночным принципам, не должен получать государственных субсидий, а минторг волен согласиться с этим аргументом и ввести пошлины для компенсации льгот, полученных российской промышленностью. Становится очевидным, что переговоры, которые ведет российское правительство, должны учитывать правовое поле, куда отечественные экспортеры попадают в каждом конкретном случае.

Статья:   
1
2

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение