Иван Королев
Заместитель директора ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН
Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, хоть и медленно, приближаются к завершающему этапу. По уровню тарифной защиты уже согласованы, как заявляют участники обсуждений, 70 % товарных позиций. Присоединение России к ВТО политически поддерживают США и Европейский Cоюз, которые сейчас вроде бы не ставят таких явно неприемлемых для России условий, как, например, участие в соглашениях по авиационной технике. Снято требование и о том, что Россия еще до присоединения к ВТО должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации, а не в течение всего переходного периода, как это делали другие страны.
Вслед за США и Европейский Союз готов признать за Россией статус страны с рыночной экономикой. Строго говоря, такого статуса в нормативных документах ВТО вообще нет. Более того, он не имеет практического значения, в том числе и для антидемпинговых процедур. Наоборот, статус страны с переходной экономикой или развивающейся страны (в этом качестве к ВТО недавно присоединился Китай) дает основания для получения определенных льгот. Например, связанные (предельные) тарифные ставки фиксируются на более высоком уровне, чем действующие тарифы, по-другому подсчитывается размер демпинга. Согласно общему правилу, демпинг определяется как разность между ценой товара на внутреннем рынке страны-экспортера и экспортной ценой иностранного производителя данного товара. Для стран-экспортеров с переходной экономикой вместо их внутренней цены могут использоваться различные расчетные цены, что, конечно, усложняет всю процедуру применения антидемпинговых мер. Однако поскольку у нас внутренние цены на продукцию многих базовых отраслей - лес, бумагу, цемент, металлы и др. выше мировых, наш экспорт этих товаров попадает под антидемпинговые процедуры и по общим правилам.
В 2002 году начнется работа над докладом, в котором будут сформулированы условия нашего присоединения к ВТО. Но даже при благоприятном ходе переговоров присоединение вряд ли произойдет раньше 2004 года. Сохраняются большие разногласия, связанные с поддержкой сельского хозяйства, тарифной защитой таких товаров, как мебель, автомобили, изделия из алюминия. Нет договоренности по услугам: российские компании, особенно страховые, а также частные банки резко возражают против облегчения доступа иностранцев в эту сферу. По классификации ВТО, этот рынок делится на 12 секторов и множество подсекторов. Даже по техническим соображениям переговоры о сфере услуг могут занять много времени. По принятому в ВТО порядку, если вступающая страна не согласовала условия присоединения с кем-то из членов организации, последняя имеет право не распространять на нового участника действующие правила. Так что предстоит устранить немало разногласий с более или менее значимыми для нас торговыми партнерами. Необходимо также учитывать, что круг стран, с которыми Россия сейчас ведет переговоры об условиях вступления, может расшириться. Не исключено, что в их числе окажется Китай, у которого будут достаточно жесткие требования, скажем, в снижении уровня защитных тарифов на текстильные товары.
В последние месяцы много говорится о необходимости более осторожного подхода к проблеме вступления в ВТО. Конечно, это - весьма ответственный шаг, гораздо более значимый для российской экономики по своим последствиям, чем, например, вступление в Международный валютный фонд. Но позиция участников дискуссии по этой проблеме не всегда конструктивна. Одно из наиболее распространенных мнений сводится к тому, что Россия, прежде чем вступать в ВТО, должна значительно повысить конкурентоспособность своей экономики и увеличить экспорт товаров высокой степени обработки. Но, во-первых, такую задачу невозможно решить в обозримый период, а во-вторых, присоединяться к ВТО как раз и надо для того, чтобы создать лучшие условия для постепенной модернизации экономики, в том числе и для повышения ее конкурентоспособности, укрепления позиций России в международном разделении труда. Серьезная проблема отсутствие национального консенсуса в отношении того, какая специализация в будущем оптимальна для России, какие отрасли придется защищать, имея в виду, что переход от нынешнего состояния экономики к ее всесторонней эффективности не может не быть достаточно длительным.
Существуют диаметрально противоположные точки зрения по поводу возможных последствий вступления в ВТО. Наиболее оптимистичная у Министерства экономического развития и торговли, которое полагает, что присоединение к международной организации увеличит российский экспорт на 17 млрд. долл. Наиболее пессимистичная у Российского союза товаропроизводителей: его руководители высказали опасения, что десятки тысяч предприятий, не выдержав возросшей конкуренции иностранных поставщиков, разорятся. На самом деле и оптимистические, и алармистские (панические) оценки преувеличены. Само по себе вступление в ВТО не повлияет на наш экспорт, который еще долго будет по преимуществу сырьевым. И антидемпинговые расследования не прекратятся. Что касается конкуренции иностранных поставщиков... Никакие производители нигде и никогда не рады усилению конкуренции: приходится снижать издержки, искать новые ниши на рынках, дополнительные источники инвестиций для обновления производственного аппарата.
Говоря о негативных последствиях присоединения к ВТО, российские производители не всегда помнят о выгодах. Например, на многие виды товаров наших базовых отраслей цены выше мировых. Усиление международной конкуренции приведет к тому, что станет дешевле промежуточная продукция, потребляемая обрабатывающей промышленностью и строительством. В выигрыше окажется и население - снизятся цены на импортные потребительские товары, которые сейчас в России примерно в 2 раза выше, чем в странах-производителях.
Совершенно не обоснованны, на наш взгляд, панические настроения представителей индустрии услуг. Массовый приход в Россию (если такое случится) иностранных банков, страховых, лизинговых, туристических и иных компаний выгоден и для промышленности, и для населения. Он будет способствовать быстрому развитию этой сферы, благодаря повышению качества и снижения цен на услуги. Конечно, для каждой подотрасли этой сферы потребуется принять законодательные нормы, которые обеспечивали бы регулирование этих секторов в интересах всего общества, в частности, обеспечение занятости, предотвращение нечестной конкуренции и т.д.
В целом же по сравнению с отказом от государственной монополии внешней торговли, децентрализацией внешнеэкономической деятельности, с введенной в 1992 году обратимостью рубля предстоящее вступление в ВТО выглядит, хоть и весьма ответственным, но все же, главным образом, техническим действием. Влияние ВТО не распространится на значительную часть российской экономики, в том числе на оборонно-промышленный комплекс, где сосредоточен большой научно-технический потенциал. К тому же, последствия присоединения к ВТО и позитивные, и негативные, вряд ли в полной мере проявятся в первые годы, когда начальный уровень связывания импортных тарифов будет относительно высоким.
Главная опасность на макроуровне недостаточная приспособляемость отечественной экономики к меняющимся условиям. Это связано, в частности, с крайне низкой мобильностью рабочей силы и капитала. Нормативы ВТО как раз и предназначены для того, чтобы повысить эту мобильность, создать условия, при которых ресурсы из неконкурентоспособных отраслей переходили бы в конкурентоспособные. Такое изменение структуры промышленности займет много лет, гораздо больше, чем максимальная длительность переходного периода 7 лет. Есть опасность, что на протяжении этого периода конкурентоспособными останутся, главным образом, добывающие отрасли, отчего будет нарастать сырьевая направленность экономики. Как показывает мировой опыт, даже при самом рациональном управлении минеральными ресурсами лишь на их базе экономику модернизировать нельзя.
Для разных отраслей последствия присоединения к ВТО будут, естественно, неодинаковыми. Для одних предприятий расширятся перспективы экспорта, усилия других будут направлены на сохранение позиций на внутреннем рынке. Такая задача стоит, например, перед нашими производителями легковых автомобилей. Импорт автомашин составляет сегодня около 20% от объемов отечественного производства. Это нормальный показатель даже для развитых стран. Годовой импорт в 100 тыс. подержанных автомобилей, конкурирующих с новыми отечественными, не позволяет российским автозаводам задирать цены. После вступления в ВТО на внутреннем рынке сохранится обширная ниша для массового сбыта относительно недорогих автомобилей российского производства.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что в изменившихся условиях придется защищать российские интересы на внутреннем и внешнем рынках, может быть, даже более жестко, чем до вступления в ВТО, применяя общепринятые в международной практике, но не используемые у нас инструменты. Об этом свидетельствует мировой опыт. Различного рода ограничения импорта используют страны-члены ВТО с самыми либеральными экономическими режимами. Например, применяемые Австралией санитарные нормы и требования к обработке ввозимых продуктов делают, по сути, невозможными поставки сюда пшеницы, птичьего мяса, свинины. Канада посредством тарифных квот также жестко ограничивает импорт сельхозпродуктов: даже соседи-американцы могут поставлять сюда пшеницу лишь как кормовое зерно.
Одновременно с защитой внутреннего рынка члены ВТО широко применяют различные меры стимулирования экспорта. Наибольшими возможностями для этого располагают промышленно-развитые страны через систему предоставления или гарантирования экспортных кредитов. Широко используются прямые и скрытые экспортные субсидии, например, гранты, помогающие фирме освоить новые рынки товаров и услуг, обеспечить права интеллектуальной собственности за рубежом и т.д.
На наш взгляд, и в двусторонних переговорах, и при подготовке окончательного доклада совместно с Рабочей группой ВТО было бы целесообразно особо защищать те отрасли, которые могли бы способствовать повышению адаптационных возможностей российской экономики. В первую очередь, это относится к легкой, пищевой промышленности и сельскому хозяйству, что важно и с точки зрения долговременной международной специализации России. Добиться приемлемых для России условий по ключевым вопросам куда более важно, чем форсировать вступление в эту организацию.
Вызывает тревогу, что мы попусту теряем время, не готовясь заранее к применению нормативов ВТО, медлим с принятием нового хозяйственного законодательства, не модернизируем государственную систему технических, санитарных, экологических стандартов, не готовим квалифицированные кадры, которые умели бы отстаивать интересы предприятий, отраслей, регионов и страны в целом в сложной системе многосторонних торговых соглашений. Без таких специалистов вряд ли возможно на равных участвовать в разрешении споров с конкурентами - партнерами по ВТО. В подготовке к членству в этой организации существенную помощь могло бы оказать непосредственное участие представителей промышленности в заседаниях рабочих групп начинающегося нового раунда международных торговых переговоров, где Россия получила право присутствовать в качестве наблюдателя.
|