Аман Тулеев
Губернатор Кемеровской области
Кузбасс не зря называют индустриальным сердцем Сибири. На его долю сегодня приходится 46 % добычи всего российского каменного угля и 74 % коксующегося, причем целая группа особо ценных марок добывается только в Кузнецком бассейне. В Кемеровской области производится 80 % отечественных железнодорожных рельсов, 15 % чугуна и стали, 30 % листовой нержавеющей стали и высокопрочного стального проката, 50 % ферросицилия.
В последние три года совместными усилиями руководителей предприятий и компаний, администрации области, городов и районов удалось добиться экономического подъема. Прорывным стал 1999 год, когда рост промышленного производства достиг 19 %. В 2001 году прибавка составила 5 %. При этом объем инвестиций в основной капитал увеличился на 17 %, составив 7,8 млрд. руб. Шахтеры Кузбасса выдали на-гора более 125 млн. т угля, на 10 млн. т больше, чем в 2000 году. За год построено 2 новых угольных разреза, 4 шахты, обогатительная фабрика. Суммарная мощность новых предприятий почти 5 млн. т угля в год. По объему добычи угля Кемеровская область занимает первое место среди 39 угледобывающих регионов Российской Федерации.
В 2001 году увеличили загрузку производственных мощностей Запсиб, КМК, алюминиевый и ферросплавный заводы, акционерное общество "Кокс". В целом по металлургической отрасли на техническое перевооружение и реконструкцию направлено свыше 2,5 млрд. руб., создано более 2 тыс. новых рабочих мест. Следует особо отметить, что благодаря обновлению основных фондов и внедрению наукоемких технологий ускоренными темпами увеличивается выпуск конкурентоспособных видов продукции. Так, на Запсибе производство проката из легированных марок стали, а также стальной проволоки увеличилось по сравнению с 2000 годом почти в 1,4 раза. На Кузнецком металлургическом комбинате производство рельсов для высокоскоростных магистралей выросло в 4 раза, а низкотемпературных в 20 раз. Впервые в истории отечественной металлургии рельсы КМК удостоены международного сертификата качества.
Важным достижением 2001 года следует считать вывод из банкротства Западно-Сибирского металлургического комбината. Сегодня это предприятие работает рентабельно, активно внедряет современные технологии, решает социальные проблемы коллектива. Мировое соглашение с кредиторами открывает реальные возможности для привлечения инвестиций.
Успехи, достигнутые индустриальным комплексом Кузбасса в последние три года, свидетельствуют о правильности промышленной политики, которую проводит администрация области. Тем не менее, нельзя забывать, что положительные результаты достигнуты, главным образом, за счет более интенсивного использования действующих производств. Но эти возможности ограничены и не могут стать основой устойчивого развития Кузбасса в будущем. Достаточно сказать, что износ основных фондов на предприятиях многих отраслей промышленности составляет 50 80 %.
Руководство области поддерживает действия компаний, которые предложили программы развития своих предприятий. Прежде всего, намечено продолжить модернизацию угольного производства, строительство новых шахт и разрезов, соответствующих мировому уровню техники и технологии. В ближайшие два года будет завершено сооружение объектов транспортной инфраструктуры Ерунаковского и Караканского угольных районов. После реконструкции и технического перевооружения действующих и ввода в эксплуатацию новых мощностей добыча угля в Кузбассе к 2005 году достигнет 150 млн. т. Уже с 2002 года планируется значительно увеличить объем геологоразведочных работ в перспективных угленосных районах, чтобы образовать к 2005 году резервный фонд для строительства добывающих предприятий суммарной мощностью 10 млн. т.
Одним из особо значимых проектов является добыча метана из угольных пластов. Уникальные ресурсы газа в них оцениваются в 13 трлн. м3. Иначе говоря, Кузбасс сопоставим с крупнейшим в России Уренгойским месторождением, но обладая такими огромными запасами метана, ежегодно закупает для своих нужд около 3 млрд. м3 природного газа.
Программа разработки запасов метана сформирована администрацией области совместно с ОАО "Газпром" еще в 1998 году. С 2002 года начинается этап опытно-промышленного освоения. Реализация программы добычи газа из угольных пластов позволит совершить прорыв в обеспечении предприятий Кузбасса энергоресурсами и повышении их экономической эффективности, изменит структуру экономики области. Появится возможность не только обеспечить газом собственные промышленные предприятия, но и начать его поставки по действующим трубопроводам в другие регионы - Новосибирскую область, Алтайский и Красноярский края, а также за рубеж - в Монголию и Китай. Добыча метана привлечет инвестиции для развития производственной инфраструктуры Кузнецого бассейна, будет способствовать появлению новых рабочих мест.
В условиях перепроизводства в мировой металлургии особенно важной задачей представляется модернизация отечественных предприятий с тем, чтобы существенно повысить конкурентоспособность их продукции. Без крупных капитальных вложений решить эту задачу невозможно. На Запсибе сегодня созданы необходимые условия для того, чтобы привлечь инвестиции и приступить к обновлению этого предприятия. В первую очередь требуется оснастить сталеплавильное производство машинами непрерывного литья заготовок. Что касается Кузнецкого металлургического комбината, то здесь главная задача сохранить достигнутые объемы производства и добиться его устойчивой, рентабельной работы. Чтобы вывести комбинат из состояния банкротства, принято единственно возможное решение разделить его на дочерние предприятия. Федеральная служба финансового оздоровления и администрация Западно-Сибирского федерального округа признали такой подход оправданным. Дело в том, что дочерние фирмы не отвечают по долгам материнской компании и потому сохраняют инвестиционную привлекательность. Создание "дочек" позволит плавно, в рабочем режиме осуществить реструктуризацию предприятия. Ответственность по расчетам с кредиторами будет нести ОАО "КМК", которое, реализуя доли дочерних фирм, начнет погашать задолженность и сумеет привлечь средства, столь необходимые для начала реконструкции. Ведь только рельсовое производство требует инвестиций в сумме 76 млн. долл.
Реструктуризация ОАО "КМК" позволит решить следующие задачи:
погасить задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также перед конкурсными кредиторами;
освободить активы предприятия от ограничений, вызванных введением процедуры внешнего управления;
обеспечить инвестиционную привлекательность предприятия;
повысить эффективность хозяйственной деятельности;
обеспечить конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках;
сохранить социальную стабильность в регионе;
создать стратегически важное для России современное рельсовое производство.
Особо хотелось бы отметить, что и эта программа, и многие другие планы развития индустрии Кузбасса могут быть выполнены только в условиях экономической стабильности. Между тем, в экономике страны вновь нарастают диспропорции. Продолжается опережающий рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, результатом которого могут стать утрата рентабельности и свертывание производства в отраслях-потребителях. С этой опасностью столкнулись сегодня все без исключения металлургические предприятия России. А для Кузбасса, географически расположенного в центре России, ситуация осложняется тем, что высокий железнодорожный тариф на перевозку готового проката делает его неконкурентоспособным в сравнении с подобной продукцией Магнитогорского, Нижнетагильского и Новолипецкого металлургических комбинатов, ОАО "Северсталь". Вот простые расчеты: стоимость провоза одной тонны металла из Новокузнецка в Москву обходится в 797 руб., а из Екатеринбурга - 390 руб., т.е. вдвое дешевле. Любой покупатель предочтет купить уральский металл. Но разве мы виноваты, что живем в Сибири, а не в европейской части России, где находятся основные рынки металлопроката? Если не применять тарифную дифференциацию, продукция сибирских предприятий заведомо не сможет конкурировать с производствами, расположенными к западу от Уральских гор.
Потеря рентабельности и сокращение производства на металлургических комбинатах Кемеровской области отразятся на состоянии других отраслей промышленности, прежде всего угольной и железорудной. По расчетам специалистов, в целом в связи с ростом тарифов затраты на добычу одной тонны угля увеличатся до полутора раз.
Трудно понять, почему в МПС и РАО "ЕЭС России" не видят последствий подобной тарифной политики: ведь свертывание металлургического и угольного производства ударит, в первую очередь, по самим же транспортникам и энергетикам. Что они будут возить, кому станут продавать энергию, если комбинаты и шахты остановятся? Все это вместе взятое вынудило меня обратиться к Президенту РФ. Пока не поздно, необходимо найти рациональное решение проблемы с учетом интересов всех сторон государства, регионов и естественных монополий.
|