Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Кузнецкий металлургический комбинат
№1' 2002 версия для печати
Статья:   
1
2

НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ МЕТАЛЛУРГОВ



    Состоялось годовое собрание членов Ассоциации горно-металлургического комплекса России. В нем приняли участие представители 28 предприятий и организаций – членов и ассоциированных членов АМРОС, 16 предприятий – не членов АМРОС. С отчетом о работе совета директоров с июня 2000 года по декабрь 2001 года выступил президент АМРОС, генеральный директор Богословского алюминиевого завода - филиала ОАО "СУАЛ" – А.В. Сысоев (публикуется в изложении).
    На собрании утверждены основные направления деятельности АМРОС на 2002 год. Утверждены также решения президиума совета директоров о приеме в ассоциированные члены АМРОС НП "Тяжцветмет", ФГУП СПО "Металлургбезопасность", ОАО "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина", ООО "ПКП Спецстройкомплек-Ресурс", ОАО "Горнас", Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).
     Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС) утверждена собранием учредителей 11 декабря 1997 года. Она была призвана более энергично заявить федеральным органам власти о насущных проблемах металлургов, а также налаживать социальное партнерство в отрасли. В настоящее время в ассоциацию входят более 150 предприятий и организаций отрасли с общей численностью работающих 490 тыс. человек.
    В отчетном периоде актуальные проблемы отрасли рассматривались на заседаниях президиума совета директоров АМРОС. По итогам обсуждений подготовлено более 70 документов, направленных Президенту РФ, в Государственную Думу, Правительство РФ и другие органы исполнительной власти.

    Участие в трехсторонней комиссии
    С июня 2000 по декабрь 2001 года проведено 14 заседаний Российской трехсторонней комиссии, на которых рассматривались следующие вопросы: – о ходе доработки проекта федерального закона "Об объединениях работодателей";
– об основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу и о плане первоочередных мер на 2000 –  2001 годы;
– о проекте доклада Минтруда России "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда";
– о выполнении обязательств Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ по итогам 2000 года;
– о проекте Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2002 – 2004 годы;
– об основных направлениях социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу (на период до 2010 г.) и о подготовке проекта программы на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.);
– о проекте федеральной целевой программы "Содействие занятости населения РФ на 2002 – 2005 годы";
– о проекте федеральной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2002 – 2005 годы" и многие другие.
По всем вопросам, затрагивающим интересы горно-металлургического комплекса, ассоциация участвовала в обсуждении как на заседаниях рабочих групп, так и непосредственно на заседаниях Российской трехсторонней комиссии. По наиболее важным вопросам после обсуждения с организациями-членами АМРОС готовились замечания, предложения и поправки.

    Трудовой кодекс
    Работа над реформированием трудового законодательства продолжалась несколько лет. За этот период появилось несколько проектов Трудового кодекса (ТК). Исполнительная дирекция обеспечила их распространение на предприятиях, входящих в АМРОС, и обобщила полученные замечания. Для выработки консолидированной позиции были проведены заседания рабочей группы с участием представителей предприятий и организаций отрасли. Позиция ассоциации в поддержку правительственного варианта ТК и замечания к нему доведены до сведения разработчиков проектов, Государственной Думы, Минтруда. Ни один из проектов не отвечал сложившимся социально-трудовым отношениям. Поэтому была создана рабочая группа Государственной Думы и Российской трехсторонней комиссии с целью выработки согласованного варианта. С марта по июнь 2001 года состоялось 12 заседаний согласительной комиссии, в которых принимала участие исполнительная дирекция АМРОС. Многократно проходили заседания экспертов сторон.
    В согласованный проект вошла значительная часть предложений работодателей горно-металлургического комплекса:
– о приведении положений ТК в соответствие действующему законодательству об акционерных обществах;
– об определении наиболее представительного профсоюза;
– об отмене согласования решений работодателя с профсоюзом;
– о приведении понятия "объединение работодателей" в соответствие с определением, данным в проекте закона "Об объединениях работодателей";
– о расширении перечня оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
В ходе принятия Государственной думой в первом чтении согласованного проекта ТК несколько замечаний ассоциации учтены не были, в связи с чем в комитеты Думы и в Правительство были направлены дополнительные предложения:
– о необходимости исключения нормы об ответственности работодателя за нарушение срока выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, более чем на 15 дней;
 – об установлении размера доплаты за работу в ночное время с помощью "вилки" - от 20 % до 40 % размера часовой оплаты присвоенной тарифной ставки.

    Налоговая нагрузка
    Активная работа ассоциации совместно с базовыми предприятиями отрасли - акционерными обществами "Магнитогорский металлургический комбинат", "Уралэлектромедь", Богословский алюминиевый завод, а также отраслевыми институтами по лоббированию интересов горно-металлургического комплекса позволили в определенной степени снизить налоговое бремя на производителей. По экспертной оценке, реализация предложений ассоциации позволила снизить суммарную налоговую нагрузку на 1 %. Были учтены следующие предложения специалистов отрасли:
– исключение из объектов налогообложения "выполнение ремонтных работ для собственного потребления";
– продление до 2002 года действия нормы закона "О налоге на добавленную стоимость", касающейся оборудования, ввозимого по контрактам, оплаченным до 1 января 1999 года.;
– сохранение особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу, в том числе для товаров, попадающих под режим переработки на таможенной территории, когда уплаченный налог возвращается при экспорте продуктов переработки;
– установление нулевой ставки НДС на услуги (работы) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы их переработки на таможенной территории и под таможенным контролем.
    Одна из важнейших задач ассоциации – законодательный мониторинг в вопросах налогового права. АМРОС в соответствии с решением Координационного совета металлургического комплекса от 28 сентября 2001 года направил на базовые предприятия отрасли запросы для получения предложений в Налоговый кодекс в части затрат на проведение мероприятий, связанных с обеспечением экологической безопасности предприятий. После получения этих предложений будет подготовлено обращение в Государственную Думу и Правительство РФ. Уже получены предложения о включении в расходы, связанные с производством и реализацией продукции, затрат, направляемых на проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Таковыми должны быть:
– текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;
– затраты на проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов природоохранного назначения;
– расходы на хранение и захоронение экологически опасных продуктов;
– платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ;
– выпуск экологически чистой продукции.

Выпуск промышленной продукции в фактических ценах(без НДС и акциза) по отраслям промышленности

    Страховые тарифы
    При подготовке проектов законодательных и нормативных актов по тарифам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работа ассоциации совместно с представителями других объединений работодателей, а также Фондом социального страхования и Минтрудом РФ позволили:
– снизить общую величину страхового тарифа на 2001 год с 1,22 % до 1,06 % фонда оплаты труда против 1,47 % в 2000 году;
– при изменении классификации отраслей экономики (22 класса профессионального риска вместо 14) добиться перенесения отдельных подотраслей и производств в более низкие классы: никель-кобальтовой промышленности – из 22 в 16 класс, производства электроферросплавов – из 22 в 17, производства алюминия, глинозема и фтористых солей –  из 15 в 14 класс;
– внести положение, разрешающее Фонду социального страхования в целях осуществления мероприятий по охране труда и снижению производственного травматизма направлять в 2001 году до 20 % сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, финансирование санаториев-профилакториев и медицинских учреждений, находящихся в собственности страхователей. По законодательным и нормативным актам на 2002 год удалось добиться переноса в более низкие классы ряда производств. Из 60 подотраслей горно-металлургического комплекса класс профессионального риска сохранился на прежнем уровне у 11, уменьшился – у 41, увеличился – у 8. А в варианте, представленном Правительством в Государственную Думу, было предусмотрено повышение класса риска по 11 подотраслям и производствам.
    Ассоциация металлургов России приняла участие в подготовке правительственного документа – Порядка направления в 2001 году сумм страховых взносов на реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирования страхователем мероприятий по профилактике заболеваний и травматизма.
Ассоциация выступает против предлагаемого слияния Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. На наш взгляд, это затруднит использование средств на содержание санаториев-профилакториев и лечения в них, на проведение профилактических осмотров. Исполнительная дирекция АМРОС ведет переговоры с научно-исследовательскими организациями о проведении независимой экспертизы по проектам законов об обязательном медико-социальном страховании и слиянии названных фондов. Создана рабочая группа для рассмотрения пакета законопроектов в этой сфере.

    Объединения работодателей
    По проекту федерального закона "Об объединениях работодателей" ее разработчикам направлены следующие замечания:
– о необходимости закрепления отличительного признака объединения работодателей от иных объединений;
– о доработке нормы, регулирующей положение общероссийских союзов объединений работодателей;
– о необходимости отнесения членских взносов на себестоимость продукции с учетом особой важности объединений работодателей в укреплении принципов социального диалога и трипартизма в России;
– об обязательном участии работодателей в объединениях и, соответственно, уплате членских взносов и об ответственности в случае невыполнения принятых обязательств.

    Пенсионная реформа
    Когда в Российской трехсторонней комиссии началось обсуждение законопроектов, связанных с пенсионной реформой, президиум совета директоров АМРОС принял решение сформировать рабочую группу для рассмотрения этих проектов и внесения соответствующих предложений. В августе и ноябре 2001 года состоялись расширенные заседания группы. Вынесены следующие решения:
– силами специалистов предприятий отрасли подготовить постатейные замечания и предложения по проектам законов "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", "О трудовых пенсиях в РФ";
– внести концептуальные предложения по проекту закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ";
 – в проектах нормативных актов пенсионной реформы считать принципиально важными замечаниями разработку критериев и механизма внесения изменений в списки 1 и 2 и гарантий государства по выплате всех пенсий.
Участие в заседаниях рабочей группы представителей Минтруда РФ и КСОРР позволили ассоциации довести до властных структур позицию горно-металлургического комплекса о пенсионной реформе. Подготовка замечаний предприятий для официального обращения в федеральные органы власти является одним из важнейших направлений деятельности ассоциации.

Средние цены производителей продукции черной металлургии в марте-сентябре 2001 года, без НДС

    Генеральное соглашение
    Для определения ориентиров социально-экономического развития страны, создания благоприятных условий становления социального партнерства общероссийские объединения работодателей, профсоюзы и Правительство РФ заключают Генеральное соглашение. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений. С апреля 2001 года начата подготовка проекта Генерального соглашения на 2002 – 2004 годы. Ассоциация принимала активное участие в разработке, обсуждении и принятии решений по его отдельным положениям. Особое внимание уделено разделу "В области экономической политики". В частности, предложено:
– разработать на федеральном уровне механизм пополнения собственных и заемных оборотных средств предприятий для снижения кредиторской задолженности по оплате труда и бюджетам разного уровня;
–  создать механизм защиты российских производителей на рынке промышленных товаров и услуг (внутреннем и внешнем), правовую основу этого механизма, определив федеральные ведомства, которые обязаны проводить данную работу.
    Ассоциация настаивала на включении в этот раздел пункта о снижении налоговой нагрузки на горнорудные предприятия. Высказано следующее предложение: "Правительству РФ внести в Государственную Думу РФ проект закона о снижении налоговой нагрузки на горнорудные предприятия до уровня не выше, чем в целом по промышленности в пересчете на ВВП".
    В связи с крайней остротой проблемы сохранения отраслевых санаториев-профилакториев предложено внести в Генеральное соглашение следующий пункт: "Разработать механизм возврата части страховых средств из Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования на ведение профилактической работы, содержание санаториев-профилакториев, улучшение условий труда, предусмотрев обязательное включение в состав исполнительных органов данных фондов представителей работодателей и профсоюзов".
    Позиция АМРОС была поддержана сторонами работодателей и профсоюзов, рассмотрена и одобрена рабочими группами, но получила негативную оценку правительственной стороны. В настоящий момент предложения, касающиеся защиты интересов отечественных товаропроизводителей и возврата части страховых средств, вошли в проект соглашения, два других исключены. Предложение, касающееся горнорудных предприятий, снято в связи с решением Российской трехсторонней комиссии и сводной группы не вносить в Генеральное соглашение вопросов, касающихся отдельных отраслей. Предложение по оборотным средствам снято по требованию Минфина РФ, считающего невозможным регулировать на федеральном уровне вопросы, находящиеся в компетенции акционерных обществ и собственников.

    Отраслевое тарифное соглашение
    В сентябре 2000 года были начаты переговоры АМРОС и ЦС ГМПР о заключении отраслевого тарифного соглашения (ОТС) на 2001 – 2002 годы. При разработке проекта использовались ответы предприятий на запросы исполнительной дирекции по различным разделам ОТС. Была сформирована рабочая группа экспертов из специалистов базовых предприятий. Для переговоров с ЦС ГМПР создана тарифная комиссия. В результате сложных переговоров были достигнуты компромиссы по основным параметрам социально-экономических отношений в отрасли:
– размер минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда основного цеха установлен на 2001 год не ниже 0,7 величины прожиточного минимума, на 2002 - 0,85;
– средняя заработная плата рабочих промышленно-производственного персонала за полный рабочий месяц установлена в размере, превышающем прожиточный минимум в соответствующем регионе в 2001 году в 3,6 раза, в 2002 –  в 4 раза;
– применение размеров оплаты труда ниже установленных соглашением допускается после согласования с ЦС профсоюза в случае, если критическое финансовое положение предприятия не позволяет достичь показателей тарифного соглашения.
Отраслевое тарифное соглашение подписано 27 декабря 2000 года на основании доверенностей 178 работодателей отрасли. В соответствии со статьей 22 федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях" оно дополнительно распространено на 273 организации. Действие соглашения охватывает более 1 млн. работников отрасли. С учетом соглашения в 544 организациях отрасли из 652, где имеются первичные профсоюзные организации ГМПР, заключены коллективные договоры. В 32 организациях коллективные договоры заключены впервые, а в 108 они отсутствуют, в основном, по причинам малочисленности, сложного финансового положения и затянувшихся переговоров в связи с неоднократной сменой руководителей.
    Стороны соглашения координируют свою деятельность в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, добиваясь включения в рассматриваемые проекты документов предложений по обеспечению достойной жизни работников и нормальной деятельности предприятий отрасли.
    АМРОС и ЦС ГМПР обеспечивают контроль за выполнением условий соглашения, рассматривают ход его выполнения на совместных заседаниях.

Средние цены производителей продукции цветной металлургии,руб./т., без НДС

    Стандарт оплаты
    При заключении отраслевого тарифного соглашения на 2001 – 2002 годы стороны посчитали необходимым разработать методику определения минимального отраслевого социального стандарта оплаты труда. От АМРОС проект методики был подготовлен консультационно-аналитическим центром "ЦНОТОРГМЕТ". Свой проект подготовил и ГМПР.
    При разработке проекта методики, предлагаемого ассоциацией, учтены особенности развития отрасли (необходимость значительного использования собственных средств предприятий на инвестиции, наличие наибольшего числа градообразующих предприятий), а также реально сложившиеся уровни заработной платы и потребления в различных отраслях промышленности и бюджетной сферы. При определении состава потребительской корзины ее продуктовая часть принята с учетом рекомендаций Института питания РАМН, определившего энергетическую ценность в 3608 ккал/сутки для рабочего-мужчины основного производства. Конкретный состав минимального набора продуктов питания определяется при согласовании коллективного договора на конкретном предприятии.
    Такая энергетическая ценность потребительской части, безусловно, обеспечит воспроизводство рабочей силы и закрепление рабочих, начинающих трудовую деятельность, в горно-металлургическом производстве. Остальные части потребительской корзины (непродовольственные товары и услуги) определены на основе методики Правительства РФ.
    Учитывая различия реальных возможностей предприятий, многорегиональный и многоотраслевой характер горно-металлургического комплекса, методика относит к ведению сторон коллективного договора определение стоимости составных элементов потребительской корзины и ведение мониторинга цен на составляющие потребительской корзины, а также предоставляет возможность увеличения набора ее составляющих и применения поправочных коэффициентов. Методика предлагает увеличение уровня оплаты труда с учетом затрат на содержание детей, используя при этом коэффициент, предусматривающий пропорциональное распространение семейной нагрузки на работающих мужчину и женщину. Расчеты показали, что уровень заработной платы принятых в качестве субъектов стандарта рабочих 2 разряда основного производства на ведущих предприятиях отрасли несколько ниже величины минимального отраслевого социального стандарта оплаты труда, но реален для ее достижения в 2002 году.
    Проект методики рассматривался на заседании президиума совета директоров и, получив поддержку, был направлен почти на 30 предприятий отрасли, также одобривших этот подход.

    Состояние металлургического комплекса.
    За девять месяцев 2001 года, по данным Госкомстат России, произведено промышленной продукции (работ, услуг) на сумму 4250,4 млрд. рублей, или 125,3 % по сравнению с тем же периодом 2000 года (табл. 1). По металлургическому комплексу этот показатель составил 611,6 млрд. рублей (в черной металлургии - 293,8 млрд. рублей, или 107,7 %, в цветной –  317,8 млрд. рублей, или 102,6 %. Доля металлургического комплекса в общем объеме промышленного производства составляет около 14 %. За 9 месяцев 2001 года предприятия черной металлургии произвели 35345,6 тыс. т готового проката, или 100,2 % к уровню 9 месяцев 2000 года. В общем объеме этой продукции наблюдалось увеличение производства сортового проката, которое составило 20450,1 тыс. т, или 103,7 %. Производство листового проката составило 14592,3 тыс. т, или 95,4 %, штрипсов –  1285,3 тыс. т, или 100,2 % , холоднокатаного листа - 4667,4 тыс. т, или 97,8 %, проката из нержавеющей стали - 76,9 тыс. т, или 117,6 % . Производство гнутых стальных профилей за девять месяцев 2001 года составило 354,9 тыс. т, или 154,2 % к уровню 9 месяцев 2000 года, холоднокатаного листа с покрытиями – 1046 тыс. т, или 98,9 %. В январе – сентябре 2001 года по сравнению с тем же периодом 2000 года рост производства готового проката отмечен на ряде предприятий, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате – 3,3 %, Западно-Сибирском – 4,7 %, Нижнетагильском –  7,6 %, "Мечеле" – 7,3 %, Белорецком - 12,9 %, Оскольском - 7 %. За 9 месяцев 2001 года возросло производство труб, составив 4111,8 тыс. т, или 110,5 % к аналогичному периоду 2000 года. Этот рост стал возможен в результате улучшения работы ведущих производителей. Выксунский металлургический завод увеличил выпуск труб на 9,7 %, Синарский трубный - на 12,8 %, Челябинский трубопрокатный - на 14 %. Остальные трубные предприятия работали на уровне прошлого года. Произведено 667,9 тыс. т ферросплавов, что составляет 95,3 % к уровню 9 месяцев 2000 года. Предприятия огнеупорной промышленности и огнеупорные производства металлургических предприятий выпустили 1537,5 тыс. т продукции, или 89,1 %. За девять месяцев 2001 года возросло производство всех основных видов цветных металлов. Предприятия алюминиевой промышленности сохранили высокий уровень загрузки производственных мощностей. Рост объемов производства составил: на Братском алюминиевом заводе - 3 %, Богословском – 3,6 %. Наибольшая прибавка достигнута Надвоицким алюминиевым заводом – 7,1 %. Сохранялась преимущественно экспортная ориентация в поставках первичного алюминия: за 9 месяцев на внешний рынок ушло около 82 % этой продукции. Предприятия алюминиевой промышленности работают в условиях дефицита отечественного сырья. Производство глинозема в России в январе – сентябре 2001 года возросло на 7,1 % по сравнению с тем же периодом прошлого года, при этом его выпуск из нефелиновых концентратов на Ачинском глиноземном комбинате увеличился на 11,8 %. Производство меди за 9 месяцев 2001 года увеличено на 7,7 % по сравнению с соответствующим периодом 2000 года: в том числе на предприятиях Урала – на 9 %, в ГМК "Норильский никель"  – на 7 %. Рост выпуска продукции достигнут за счет увеличения производства отечественных концентратов, переработки вторичного сырья и лучшего использования производственных мощностей. Производство никеля за январь – сентябрь 2001 года выросло на 2 % по сравнению с тем же периодом 2000 года, цинка – на 2,85 %, в том числе за счет роста его выпуска на Челябинском электролитном цинковом заводе на 8,95 %. В 2001 году продолжалась реконструкция этого предприятия, завершить которую намечается в 2002 году. Это позволит выйти на мировой уровень технологии производства и провести сертификацию продукции на Лондонской бирже металлов.
    Производство свинца за 9 месяцев 2001 года по сравнению с тем же периодом 2000 года увеличено на 18,7 %. Рост достигнут в основном на двух предприятиях отрасли: "Электроцинк" – в 2,3 раза и "Дальполиметалл" – на 116,6 %. На остальных заводах выпуск свинца сократился.
    Производство олова за 9 месяцев текущего года увеличено на 4,3 % за счет Новосибирского оловянного комбината, который является практически единственным производителем этого металла в России (99,9 %). Рост достигнут благодаря инвестированию средств комбината в развитие рудной базы акционерных обществ "Депутатсколово", "Хинганское олово", "Дальолово" и "Тяныпаньолово" (Киргизия).
Производство магния и его сплавов за 9 месяцев 2001 года составило 121,5 % к уровню 9 месяцев 2001 года. Выпуск этой продукци на Соликамском магниевом комбинате составил 98,2 %, на Березниковском титано-магниевом – 133,7 %. Рост производства связан с расширением спроса магниевых сплавов, полуфабрикатов и изделий в автомобильной, судостроительной промышленности и в транспортном машиностроении, а также магниевых порошков и десульфураторов в металлургии.

    Зарплата, финансы
    Начисленная средняя заработная плата в России в сентябре 2001 года составила (по оценке) 3511 рублей, увеличившись по сравнению с сентябрем 2000 года на 49,3 %. Цветная металлургия занимает второе место среди отраслей промышленности, черная - пятое, уступая отраслям ТЭК и транспорту (табл. 4).
    Средняя заработная плата в сентябре 2001 года выросла по сравнению с сентябрем 2000 года на 24,4 %, по сравнению с августом 2001 года –  на 3,4 %.
    Финансовое положение предприятий в 2001 году ухудшилось. В целом по металлургическому комплексу на 1 сентября 2001 года получена прибыль в размере 84,4 млрд. рублей (за 8 месяцев 2000 г. – 142,9 млрд. руб.), в том числе в черной металлургии - 26,3 млрд. рублей (52,1 млрд. руб.), в цветной - 58,1 млрд. рублей (90,8 млрд. руб.). Это связано с неблагоприятной конъюнктурой цен на мировом рынке металла, а также с тем, что цены на внутреннем рынке сохранялись на уровне декабря 2000 года, в то время как в других отраслях экономики, в частности в электроэнергетике, угольной и химической промышленности, на транспорте они росли, что отрицательно сказалось на издержках производства металлургических предприятий.
    Удельный вес убыточных предприятий горно-металлургического комплекса за 8 месяцев 2001 года от общего их количества составил 44,9 % (в черной металлургии –  36,5 %, в цветной – 49,8 %), сумма убытков –  6,9 млрд. руб. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 сентября 2001 года составила 236,7 млрд. руб. (в черной металлургии –  105,7 млрд. руб., в цветной –  131 млрд. руб.) и превышает дебиторскую на 27,1 млрд. руб.
    На 1 сентября 2001 года покупатели задолжали предприятиям металлургии 118,7 млрд. руб. Неплатежи поставщикам составляют 136,7 млрд. руб., что на 17,9 млрд. руб. больше неплатежей покупателей. Предприятия металлургического комплекса должны по кредитам и займам 167,8 млрд. руб., в том числе в черной металлургии –  61,3 млрд. руб., в цветной  –  106,5 млрд. руб. Более половины указанных средств –  краткосрочные кредиты и займы, которые в целом по металлургии составляют 117,1 млрд. руб.

Начисленная средняя заработная плата (без социальных выплат) на одного работника, руб

    Задание на будущее
    Основными направлениями деятельности АМРОС на ближайший период следует считать:
– участие в работе органов федеральной власти для защиты интересов горно-металлургического комплекса, в частности в разработке нормативной базы;
– контроль за выполнением Генерального соглашения в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; – контроль за выполнением отраслевого тарифного соглашения, постоянное взаимодействие с Горно-металлургическим профсоюзом России по предотвращению конфликтных ситуаций в отрасли;
– работа над документами, связанными с вступлением страны в ВТО, и анализ последствий этого шага для горно-металлургического комплекса; – работа над проектами законов о профессиональных пенсионных системах с учетом решений рабочей группы ассоциации, президиума совета директоров АМРОС и мнения базовых предприятий отрасли;
– работа с комитетами и депутатами Государственной Думы РФ, с Минтрудом РФ и Фондом социального страхования по вопросам совершенствования системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С целью поддержания металлургической науки ассоциация считает необходимым:
– добиться сохранения расходов на науку в размере не ниже 3 % расходной части государственного бюджета;
– разработать систему и механизм конкурсного отбора финансируемых за счет бюджетных средств, фондов министерств и ведомств научно-технических программ и их исполнителей;
– освободить от налогообложения часть прибыли, направляемую предприятиями, коммерческими структурами и другими инвесторами на целевое финансирование приоритетных направлений научно-технического развития.
    Следует подумать о повышении роли ассоциации в создании нормальных взаимоотношений между предприятиями отрасли. Возможно возложение на президиум совета директоров АМРОС полномочий третейского суда при возникновении конфликтных ситуаций. Ассоциация должна способствовать интеграционным процессам в отрасли, содействовать изучению и распространению прогрессивных управленческих решений.
    Реализация этих и других задач требует привлечение специалистов, качественной подготовки документов. Для этого необходимы средства и, следовательно, регулярное поступление членских взносов. В этой связи ассоциация выражает огромную благодарность предприятиям, которые постоянно выполняют свои финансовые обязательства, а именно: ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания", Богословскому алюминиевому заводу- филиалу ОАО "СУАЛ", акционерным обществам "Омутнинский металлургический завод", "Челябинский электролитный цинковый завод", "Новочеркасский электродный завод". Рост влияния и авторитета АМРОС зависит, в первую очередь, от активного участия в работе ассоциации всех ее членов.

Статья:   
1
2

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение