Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Кузнецкий металлургический комбинат
№1' 2002 версия для печати

ЛИК ЗЛАТОУСТА



Светлана Куликовских
Искусствовед

    Два с половиной века назад небольшой поселок на реке Ай нарекли именем православного просветителя и богослова Иоанна Златоуста. Завод, который дал жизнь городу, основан в 1754 году тульским промышленником Мосоловым. Первоначально предприятие выплавляло чугун, кричное железо и медь. Многогранная производствен-ная и исследовательская деятельность ученого-металлурга П. П. Аносова способствовала тому, что завод вышел и в число передовых оружейных центров России.
    Златоустовские клинки славились необычной прочностью стали и тщательной отделкой. На оружейной фабрике трудились высооквалифицированные литейщики, ковали, полировщики, граверы, которые заложили основу здешней школы художественной обработки металла. Иван Бушуев, Иван Боярышников и другие оставили нам замечательные образцы украшенного оружия. Бушуев первым из художников поместил на сабле устремленных ввысь крылатых коней. Рисунок дышал жизнью, излучая тепло и свет. Крылатый конь обессмертил имя художника, оставшись на гербе Златоуста.
    Город обеспечивал армию и флот холодным строевым оружием. Заказчиками клинков, украшенных золотом и самоцветами, были члены царской семьи, столичные аристократы, гвардейские офицеры. Коллекции златоустовского оружия хранятся в крупнейших музеях России и некоторых европейских столиц.
    Художники нынешнего поколения продолжили традиции гравюры на металле. Мастерские декоративно-прикладного искусства "ЛиК" организованы в 1990 году Александром и Ниной Лохтачевыми и Григорием Манушем. Благодаря их энтузиазму старинный художественный промысел был не только возрожден, но получил новое направление. Изделия отличаются тончайшей техникой рельефной вытравки и золочения. Художники украшают холодное оружие не только декором в виде стилизованного орнамента, но и миниатюрами. При этом чувствуется стремление к строгости, простоте и четкости композиционных решений, которыми славились работы старых мастеров Златоуста.
    Златоустовская гравюра на металле требует скрупулезного соблюдения технологии, которая включает нанесение рисунка кистью на поверхность предмета, гравировку стальной иглой, травление, гравировку резцом, никелирование, золочение. Для клинков, как и в прежние времена, применяются высококачественные марки сталей. Декор ножен выполняется в одном стиле с клинком. Использование золота, серебра, драгоценных камней повышает художественную и эстетическую ценность изделия, переводит его в категорию произведений ювелирного искусства. Каждое такое изделие мастерских "ЛиК" имеет клеймо – именник предприятия-изготовителя и пробирной палаты.
    Художники компании "ЛиК" первыми стали изготавливать церковную богослужебную утварь в технике златоустовской гравюры. Вершиной мастерства стала дарохранительница для главного престола Верхней церкви храма Христа Спасителя. А предметы сервировки стола и интерьера создают особое направление в этой сфере прикладного искусства. Изготовленный в классическом стиле камин объединил сразу несколько уральских промыслов: художественную обработку камня, чугунное и бронзовое литье, гравюру на металле, гобелен.
    Профессионализм художников, скульпторов, дизайнеров, слесарей, полировщиков, ювелиров мастерских "ЛиК" подтвержден правительственным заказом на создание памятных символов – щита и меча Победы для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Коллекции офицерских кортиков, посвященных 300-летию Российского флота и его основателю Петру I, кубки для участников Первого международного фестиваля национальных театров, подносы и наборы с символикой государств и городов и многие другие произведения художников из Златоуста уже получили широкое признание в мире.
    Мастерские "ЛиК" под руководством талантливого скульптора и умелого организатора А. Лохтачева разработали и воплощают в жизнь перспективные, экономически обоснованные направления искусства:
    – авторское коллекционное холодное оружие в технике злато-устовской гравюры на металле;
    – изысканная посуда и предме-ты сервировки стола в той же технике;
    – ювелирные изделия из благородных металлов и огранка уральских драгоценных камней;
    – предметы церковной утвари;
    – камины, одетые в "рубашку" из уральского камня;
    – гобелены;
    – рукописные иллюстрированные книги.
    Компания "ЛиК" имеет непосредственное отношение к тому, что называется образом Златоуста. По инициативе А. Лохтачева создан и активно работает Комитет народных художественных промыслов, а в местном филиале Южно-Уральского технического университета открыт факультет по подготовке высококвалифицированных специалистов художественной обработки материалов.
    Вкладывая в дело собственные средства, руководители мастерских "ЛиК" создают рабочие места, оказывают спонсорскую помощь городскому обществу инвалидов, детским садам, школе искусств и другим организациям. Коллектив мастерских выступил соучредителем фонда "Будущее Отечества" имени В. П. Поляничко, учредителем стипендии "Молодым талантам" театрального училища имени Щепкина (Москва). С 1998 года "ЛиК" состоит в составе учредителей фонда Гильдии ювелиров России и Палаты высокохудожественных производств. Произведения художников Златоуста были представлены на многочисленных отечественных и зарубежных выставках, ярмарках и форумах.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение