Владимир Тыцкий Заместитель генерального директора ОАО "Мечел" по маркетингу и сбыту
Минувший год, как и предыдущий, был для ОАО "Мечел" весьма успешным. После нескольких лет убыточной деятельности получена прибыль от реализации продукции в размере около 2 млрд. руб. Физический объем реализации товарного проката в 2000 году возрос на 30 %. По некоторым позициям, например нержавеющей стали, рост реализации составил около 20 %. При этом изменилась структура рыночных поставок. Если в середине 1998 года около половины составлял экспорт, почти столько же продукции реализовалось по взаимозачетам и лишь около 1 % за денежную оплату, то сегодня по тем или иным формам денежных расчетов реализуется 98 99 %. Экспорт сократился до 30 40 %. И, самое главное, в прошедшем году объем поставок российским потребителям возрос в 1,9 раза, т. е. почти весь прирост реализации обеспечил внутренний рынок.
В основе этих позитивных перемен оживление и рост платежеспособного спроса в российской экономике, в том числе со стороны основных металлопотребителей: в строительстве, трубной промышленности, ряде машиностроительных отраслей, прежде всего в подшипниковой и автомобильной промышленности.
Однако эйфория по поводу экономических успехов сегодня явно неуместна: в текущем году прогнозируется ощутимое снижение общих темпов роста производства, в том числе и в основных металлопотребляющих отраслях. При снижении рыночных цен происходит рост издержек производства. Главная причина нерегулируемое и далеко не всегда обоснованное повышение цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей-монополистов. В себестоимости нашего металла доля этих затрат уже приближается к 20 %. МПС России повышало общие тарифы в августе прошлого года на 20 %, затем в октябре на экспортные перевозки еще на 22 % и, насколько нам известно, снова предлагает поднять стоимость грузоперевозок. Для "Мечела", расположенного вдали от государственных границ, стоимость экспортных операций по этой причине возросла довольно существенно. К тому же в 1999 году на волне роста производства и поставок на внешний рынок были увеличены таможенные экспортные тарифы, которые сохраняются и теперь, при заметной тенденции снижения мировых цен на основные виды продукции черной металлургии.
Усиление антидемпинговых санкций со стороны США против российских экспортеров отразилось не только на внешнеторговых операциях, но и в целом ухудшило ситуацию со сбытом металла. Ведущие экспортеры ММК, "Северсталь", НЛМК значительную часть нереализованной экспортной продукции переориентировали на внутренний рынок, создав избыточный объем предложения. Нетарифные ограничения непосредственно коснулись и "Мечела". Выделенная нам квота на экспорт инструментальной стали 800 т в год при тех мощностях, которыми располагает комбинат, является просто ничтожной.
В то же время Россия не защищает свой собственный рынок. Огромные проблемы создает нам импорт по демпинговым ценам качественного металла из Украины, подрывающий наши конкурентные позиции, тем более что украинским заводам разрешено расплачиваться металлопродукцией за поставки российского газа, а это никак нельзя признать "одинаковыми правилами для всех участников рынка".
Сокращение платежного спроса в последнее время вызвало заметное повышение дробности разовых заказов на качественный металл. Выполнение мелких заказов на уровне 1 1,5 т для такого комбината, как "Мечел", представляет значительные трудности. Создание же дорогостоящих сервис-центров по зарубежному образцу (без гарантии их рентабельной работы в условиях непредсказуемой обстановки) экономически рискованно.
Металлургические предприятия функционируют сегодня в противоречивой ситуации: не успевая адаптироваться к постоянному росту энергетических, сырьевых и транспортных затрат, они вынуждены повышать цены на металлопродукцию, чтобы сохранить рентабельность, что грозит потерей потребителей. А сокращение прибыли, в свою очередь, ограничивает возможности модернизации производственных мощностей, направленной на сокращение издержек.
Необходимо разорвать этот замкнутый круг. Поэтому главной задачей в текущем году руководство ОАО "Мечел" считает сохранение основных рыночных позиций, завоеванных в предыдущие годы. Это потребует от службы маркетинга комбината полной мобилизации возможностей и существенного напряжения сил.
|