Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Уральская горно-металлургическая компания Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Машиностроение и металлообработка Цветная металлургия Вторичное сырье Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История
№2' 2001 версия для печати

НА ВИРАЖАХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

    Челябинский металлур-гический комбинат (ОАО "Мечел") является уникальным предприятием по объему и составу производственных мощностей. Основная специализация – выпуск качественной металлопродукции для наукоемкого сектора промышленности страны. Пережив тяжелое десятилетие кризиса, "Мечел" сохранил свой производственный потенциал и резко увеличил объем производства на волне положительной динамики после августа 1998 года. Существенно улучшились основные финансовые и экономические показатели, осуществлен ряд крупных технических нововведений, стабилизирован производственный процесс. Однако рост производственных затрат и неустойчивая макроэкономическая ситуация в стране, сокращение внешнего и внутреннего рынка могут привести в наступившем году к экономической стагнации. Руководство ОАО "Мечел" предлагает ряд мер, чтобы избежать такого развития событий.

Статья:   
1
2
3
4

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ФЛАГМАНА



Алексей Иванушкин
Генеральный директор ОАО "Мечел"

Алексей Иванушкин    Челябинский металлургический комбинат (ОАО "Мечел"), построенный более 50 лет назад, является крупнейшим производителем специальных сталей и сплавов в отечественной, да, пожалуй, и в мировой металлургии. Уникальность предприятия обуславливается наличием в его составе всех переделов полного металлургического цикла (коксохимического, аглодоменного, сталеплавильного, прокатного, спецэлектрометаллургии и мощного комплекса вспомогательных цехов), а также марочно-размерным сортаментом продукции, которая изначально была ориентирована целиком на внутреннее потребление и предназначалась главным образом для заводов военно-промышленного комплекса и специального машиностроения.
    Так же, как и вся российская экономика, комбинат в полной мере испытал все сложности перехода к рынку. Общий экономический спад и хронические неплатежи обвалили внутренний спрос прежде всего на качественную металлопродукцию. Открывшийся доступ на внешний рынок дал определенные возможности для выживания, но не позволил избежать снижения рентабельности и создать достаточную основу для стабилизации производства.
    Минувшие два года стали для российской металлургии, пожалуй, самыми удачными. При общих темпах промышленного роста на уровне 8 – 10 % индексы физического объема в черной металлургии составили 115 – 120 %. Сказались прежде всего внешние факторы: относительное повышение конкурентоспособности экономики в результате августовской девальвации рубля, принятые тогда же решения о временном сдерживании внутренних цен на энергоносители и услуги естественных монополий, а также благоприятная конъюнктура на мировых рынках металлопродукции. В прошедшем году заметно увеличилось потребление металла внутри страны.
    На волне общего экономического подъема наш комбинат добился наилучших за весь период реформ производственно-экономических показателей. В 2000 году объемы реализации продукции возросли в 1,9 раза. При этом из произведенных 2,7 млн.т проката экспортные поставки составили не более 1 млн.т, остальная продукция была реализована на внутреннем рынке. При годовом сокращении экспорта на 18 % внутренний рынок стал для комбината приоритетным. Например, по нержавеющей стали (ОАО "Мечел" – крупнейший производитель этой продукции в стране) рост реализации – около 20 % – целиком произошел за счет внутреннего спроса. В прошлом году прибыль составила около 2 млрд. руб., что позволило удвоить зарплату, продолжить запланированную модернизацию оборудования, реализовать ряд социальных программ. Значительная часть прибыли пошла на погашение накопившейся за предыдущие годы кредиторской задолженности перед местным бюджетом, транспортниками, энергетиками, Газпромом. Комбинат смог создать нормативные запасы сырья и материалов, начать, наконец, работать ритмично.
    Однако инерция экономического подъема, увы, оказалась недостаточной для глубоких качественных изменений в базисном секторе российского хозяйства. Боюсь, что благоприятный момент в очередной раз упущен. Сегодня в черной металлургии отчетливо просматриваются первые признаки приближающегося кризиса. Хуже того: создается впечатление, что мы возвращаемся в недавнее "экономическое прошлое". Так, начиная с четвертого квартала 2000 года экономические показатели "Мечела" снижаются примерно такими же темпами, какими они росли после августовского кризиса. Если в середине прошлого года рентабельность производства составляла не менее 25 %, то к концу года она стала приближаться к нулю.
    Несмотря на определенную схожесть сегодняшней ситуации с "преддефолтной", можно обозначить некоторые характерные особенности нынешнего состояния российской металлургии.
    1. Прежде всего – это повышение влияния и рост в структуре производственных затрат доли продукции и услуг так называемых естественных (подчеркну, государственных) монополий. Металлургия живет в постоянном напряженном ожидании очередного непредсказуемого скачка цен на электроэнергию, газ, транспортные услуги. Сегодня общая доля подобных затрат в себестоимости продукции комбината приближается к 40 %. Очередное повышение цен на электроэнергию на 12,5 % в Челябинской области произошло уже в середине января, что для "Мечела" с его энергоемким производством (в электропечах производится около 30 % рядовой стали и весь качественный металл) весьма ощутимо. Кроме того, расчетные тарифы за электроэнергию, поставляемую государственной компанией "Челябэнерго", вдвое превышают общероссийский уровень. Спасает лишь то, что около 70 % электроэнергии мы производим на собственной газовой теплоэлектростанции. По стоимости она – втрое дешевле покупной энергии, даже с учетом возросших с конца января на 18 % цен на газ. По сути, в условиях рынка мы вынуждены развивать натуральное хозяйство – наращивать собственные энергетические мощности, вкладывая в это средства, которые с успехом могли бы направить на модернизацию и развитие производства.
    Не меньшую остроту для комбината представляют взаимоотношения с МПС. В России, где средние расстояния железнодорожных перевозок сырья, топлива и продукции исчисляются тысячами километров, а на долю металлургии приходится около трети всех грузопотоков, транспортная проблема является чрезвычайно актуальной. Если потребление газа можно сократить, заменив его альтернативным топливом, часть электроэнергии производить без помощи РАО "ЕЭС", то построить собственную железнодорожную сеть мы не в состоянии.
    По оценкам экономистов, предельная величина повышения тарифов на грузовые перевозки равна 25 % от общей стоимости затрат на производство и реализацию продукции. Для сравнения: в Германии эта доля не превышает 6 %. Сегодня доля железнодорожных перевозок в себестоимости продукции "Мечела" – уже более 20 %. Помимо этого МПС само является крупным потребителем металла и при этом нередко устанавливает на металлопродукцию собственные цены ("тендерные", по терминологии МПС, которые, как правило, на 20 – 40 % ниже себестоимости), угрожая в случае непринятия их лишить комбинат вагонов или применить иные подобные санкции.
    2. В условиях надвигающегося кризиса экспорт металлопродукции вряд ли сможет выполнить прежнюю компенсирующую функцию. Во-первых, рост производственных затрат в долларовом исчислении вследствие укрепления рубля существенно сокращает рентабельность экспорта. Во-вторых, усиливается противодействие на внешнем рынке со стороны конкурентов, которое сопровождается введением все новых антидемпинговых санкций. В-третьих, государство пока не стремится снизить экспортные пошлины на основные виды российской металлопродукции. Уже сегодня экспорт "Мечела" имеет отрицательную рентабельность с тенденцией к дальнейшему снижению. Экспортные поставки лишь позволяют нам загружать производственные мощности и почти не дают прибыли.
    Приоритетом, по-видимому, должно стать дальнейшее увеличение поставок на внутренний рынок, однако комбинату будет сложно сохранить приемлемый уровень цен на свою продукцию в условиях постоянного роста производственных издержек. Негативным фактором внутреннего рынка является, кроме того, агрессивный демпинг со стороны поставщиков украинского металла. Чтобы противодействовать ему, требуются решительные правительственные санкции.
    3. Развитию кризиса могут способствовать ресурсные ограничения – растущий дефицит мощностей по добыче руды, заготовке и переработке металлолома, недостаточные объемы поставок коксующихся углей. Одна из причин такой ситуации – в масштабах сбыта этих ресурсов за рубеж. Однако дело не только в этом. Интенсивность использования ресурсов резко возросла в период подъема 1999 – 2000 годов, но их усилившееся потребление не сопровождалось капитальными вложениями в разработку новых месторождений сырья и топлива. Кроме того, в российской металлургии в последний период резко активизировался процесс формирования крупных интегрированных корпораций, которые делят сферы влияния на рынках сырья и продукции. В ряде случаев появление таких структур создает реальную опасность монополизации рынка отдельных видов ресурсов.
    4. Серьезной проблемой остается нарастание износа основных фондов. Эта тенденция ведет не только к дальнейшему росту затрат на поддержание оборудования в рабочем состоянии, но и к увеличивающемуся технологическому отставанию российской металлургии от мирового уровня, снижению ее конкурентоспособности на внешнем рынке и сокращению доли импортозамещающей продукции на рынке внутреннем. Для "Мечела" это особенно актуально, учитывая специфический качественный сортамент продукции комбината. К сожалению, сегодняшняя ситуация неопределенности вынуждает руководство комбината к частичной приостановке начатой программы реструктуризации и технического перевооружения предприятия.
    Сокращение объемов выпуска продукции представляет большую проблему для комбината, так как даже временные остановки основных агрегатов в условиях полного цикла серьезно нарушают баланс сопряженных металлургических переделов. Все это ведет к дополнительному расходу материальных и энергетических ресурсов, а порой, и к авариям.
    Перечисленные негативные факторы требуют незамедлительной реакции. Возврат в ситуацию падения производства, финансовых дефицитов, суррогатных платежей явился бы подлинной катастрофой для черной металлургии России, что неизбежно привело бы к тяжелейшим социальным последствиям. И здесь резко возрастает роль государства, которое, на мой взгляд, должно изменить отношение к металлургической отрасли и активно включиться в решение ее проблем. Предприятия не просят бюджетных вливаний. Речь идет об известных – вполне рыночных – мерах, которые эффективно используются в мировой практике. Это – налоговая реформа, гибкое регулирование таможенных тарифов, рационализация тарифных взаимоотношений с поставщиками энергоресурсов и транспортниками, защита от агрессивного импорта внешних конкурентов, отказ от поддержки предприятий-банкротов.
    Недоработки государственных структур сегодня особенно очевидны. Невнятные действия в сфере внешнеторговой политики не позволили оказать противодействие необоснованным ограничениям российского экспорта и растущей экспансии украинской металлопродукции на российский рынок. Практически не осуществляется регулирование тарифной политики естественных монополий. Закон о банкротстве чаще всего используется как инструмент нецивилизованного передела собственности.
    Для решения этих и других подобных сложнейших проблем, на мой взгляд, необходимо создать в системе исполнительной власти дееспособный и авторитетный государственный орган, наделенный соответствующими полномочиями и ресурсами, главной задачей которого должно стать стратегическое управление металлургическим комплексом страны. Речь не идет о создании министерства советского типа с его мелочным планированием по каждому сорту и виду продукции, а именно о выработке стратегии, координации действий предприятий отрасли и, если хотите, лоббировании интересов металлургов как внутри страны, так и за рубежом.
    Развитие ситуации в 1998 – 2000 годах показало, что черная металлургия способна противостоять негативным процессам в экономике, в том числе краху банковского сектора и сокращению ресурсной базы. Учитывая особую роль отрасли в хозяйственной системе, необходимо подготовить и поэтапно реализовать государственную программу развития металлургического комплекса России как составную часть общей концепции промышленной политики, увязывающей экономические интересы государства и предприятий. Такая программа, с детальной проработкой научно-технических, финансовых, ресурсных, нормативно-правовых вопросов функционирования отрасли на внутреннем и внешнем рынках, будет способствовать оптимальному использованию потенциала каждого предприятия.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение